Учебные материалы для студентов



Учебные материалы для студентов



Философия


ВВЕДЕНИЕ

Возникновение философии, становление ее предмета, круг основных проблем

Соотношение материального и идеального (духовного) как фундаментальная проблема философии и возможные пути ее решения. Проблема метода в философии

Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Социальные функции философии

История философии как наука

Философия от древних времен до эпохи Возрождения

Философия Древней Индии и Китая

Античная философия

Философия Средневековья

Философия эпохи Возрождения

Философия Нового времени

Философия французских просветителей

Классическая немецкая философия

Марксистская философия

Новейшая философия. Особенности современной западной философии

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ

ГЕРМЕНЕВТИКА

ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Общая характеристика позитивизма

Ранний позитивизм

Вторая форма позитивизма: эмпириокритицизм

Неопозитивизм

Национальные особенности русской философии

Формирование русской философии

Отечественная философия ХVIII в.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIX В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КРУГ ПРОБЛЕМ

Осмысление проблемы бытия в философии. Основные формы бытия

Формирование и эволюция философского понятия материи. Современные естественнонаучные представления о структуре материи

Понятие движения и многообразие его форм. Движение и развитие

Конкретные формы движения (классификация Б.М. Кедрова)

Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени

Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира

Проблема сознания в различных философских учениях (идеализм, гилозоизм, панпсихизм, вульгарный материализм, диалектический материализм и др.). Понятие сознания и его структура

Структура сознания

Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Сознание - высшая форма отражения действительности

Физиологическая (материальная) основа сознания. Общественно-историческая сущность сознания. Сознание - продукт общественной практики и языкового общения

I. Проблема познаваемости мира. Скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм

Практика как гносеологический феномен, ее виды и роль в процессе познания

Чувственное и рациональное познание, их формы, роль и взаимосвязь. Интуиция как путь познания мира.

Проблема истины в философии

Научное и вненаучное знание

Структура научного знания, его формы и методы

Диалектические законы и принципы как основания научного познания

Научные революции и общие закономерности развития науки

Проблема человека в истории философской мысли

Следующий этап в рассмотрении проблемы человека - немецкая классическая философия XIX в. Ее наиболее крупные представители: И. Фихте, Ф. Шеллинг, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель , Л. Фейербах .

Исходные понятия человековедческой проблематики: человек, индивид, личность, индивидуальность

Личность и смысл жизни

Понятие общества. Различные подходы к трактовке общества: субъектный, деятельностный, организационный

Историко-философская мысль о сущности общества и определяющих факторах его развития: натурализм (географический детерминизм, социал–дарвинизм), социальный идеализм, теологизм, исторический материализм, технократизм

Общество как система. Специфика социального детерминизма

Диалектика объективных условий и субъективного фактора, свободы и необходимости, сознательности и стихийности в развитии общества

Понятие природы. Природа как предпосылка и условие существования общества. Типология взаимосвязей общества и природы

Экологический кризис и его осмысление в общественном сознании. Идеи «устойчивого развития», «ноосферы» и «коэволюции»

Личность как социальный субъект и субъект истории

Потребности и интересы – движущие силы деятельности людей. Роль личностей и народных масс в истории

Основные формы общественно-исторических изменений

Понятие общественного производства, его сущность и структура

Общественное производство и труд

Сущность общественного производства и его структура

Экономическая философия: предмет и главные задачи. Человеческое измерение экономики

Социотехническая революция и ее общественные последствия. Несостоятельность технократизма

Социальное расслоение как объект философского анализа

Современные тенденции социального расслоения и их влияние на положение человека в обществе

Семья как социальная общность и сфера бытия человека

Проблемы семейно-брачных отношений

Духовная сфера общества, ее структура и специфика

Общественное сознание и его структура

Формы общественного сознания

Экономическое сознание

Политическое сознание

Правовое сознание

Моральное сознание

Религиозное сознание

Эстетическое (художественное) сознание

Экологическое сознание

Проблема общественного прогресса и его критериев

Формационная и цивилизационно-культурная модели социальной истории

Современная Россия: выбор пути

ЛИТЕРАТУРА

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА – ВСЕОБЩИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

Философская мысль о человеке как высшей ценности мира

Общество как объект философского осмысления

Общество и природа

Субъекты, движущие силы и основные формы общественных изменений

Философские проблемы экономической жизни общества

Духовная жизнь общества

Культура

ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА: НАПРАВЛЕННОСТЬ, СТАДИАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

ВЫВОДЫ, ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ФИЛОСОФИЯ. Тематика контрольных работ и методические советы для студентов заочной формы обучения

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К КУРСУ

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Общая характеристика эпохи. Гносеология Нового времени: рационализм и эмпиризм

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XX СТОЛЕТИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ФСП