Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Общество как объект философского осмысления


Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил

Н.А. Заболоцкий

Термин «общество» многозначен. Обществом русские крестьяне называли сельскую общину. Обществом называют социальное окружение человека, круг его общения. Под обществом понимают добровольные объединения людей по профессиям и интересам. Задача философии – установить категориальное, а не бытовое значение термина «общество». Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельностное, которое под обществом понимает не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое характеризует общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Синтезирующим все эти подходы является определение общества как системы человеческого существования, включающей в себя совокупность человека как субъекта действия, человеческую деятельность и условия существования субъекта и его деятельности, включенные в результате процесса труда в сферу общественной жизни. Кратко можно определить общество как исторически изменяющуюся систему человеческого существования.

Над тайнами своего бытия люди стали задумываться с тех пор, как вообще возникло человеческое общество. Все многообразие взглядов на развитие общества условно можно свести к следующим основным теоретическим моделям: натурализм (социал-дарвинизм; географический детерминизм), социальный идеализм, теоцентризм, диалектический материализм.

Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный) считает, что решающую роль в развитии общества играют природные факторы: географическая среда, климатические условия, биологические и расовые особенности людей.

Социальный идеализм определяющей силой общественного развития признает идеальное, духовное начало. Такой взгляд на общество Г.В. Плеханов назвал наивно-идеалистическим, а его суть кратко сформулировал так: «...разум, мнения правят миром».

С позиции теоцентризма человек и его история есть результат божественного предопределения.

Материализм признает решающую роль материального фактора в существовании и развитии общества. В этом плане натурализм тоже материализм. Но наиболее полное развитие материализм получил в диалектико-материалистической теории общественного развития, согласно которой главным, определяющим фактором общественного развития признавался не идеальный, а материальный фактор, прежде всего способ производства материальной жизни. Суть этого взгляда выражена в следующей формуле К. Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Общественное бытие – это материальная (объективная) основа человеческой жизнедеятельности. В структуру общественного бытия входят:

1) технико-технологические отношения (отношения человека к природе), выражением которых является уровень развития производительных сил;

2) производственные отношения (отношения производства, распределения, обмена, потребления);

3) воспроизводство самого человека как социального существа;

4) материальные отношения людей вне производственной деятельности (быт, семья).

Общественное сознание – это вся совокупность общественных идей, взглядов, теорий, чувств, настроений, мнений людей. С позиции диалектико-материалистического понимания истории общественное сознание в конечном счете есть отражение общественного бытия. Однако общественное сознание не только отражает общественное бытие, но и само оказывает на него активное обратное воздействие.

Предметом социальной философии является познание общества как целостной системы, анализ взаимодействия всех ее структурных элементов и выяснение их роли в этом взаимодействии.

Сюда входят:

1) вопросы устройства общества, т.е. выяснение того, из каких «комплектующих» оно складывается и как они взаимосвязаны;

2) вопросы закономерностей общественного развития;

3) проблемы направленности исторического процесса;

4) проблемы периодизации истории;

5) вопросы источников и движущих сил развития общества;

6) проблема смысла истории и др.

Специальные науки об обществе (экономическая теория, политология, религиоведение, история государства и права и др.) изучают имманентные законы отдельных, относительно самостоятельных образований общества, т.е. свой, «закрепленный за каждой из них, участок общественной жизни». Философская теория общества понимает общество как сложную систему коллективного бытия людей и рассматривает его в трех взаимосвязанных аспектах: структурном (установление частей целого); функциональном (выявление способа взаимосвязи элементов, компонентов и подсистем общества) и динамическом (анализ основных причин, факторов, механизмов и форм общественных изменений). Итак, общество есть целостная система (от греч. sistema – целое совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенное единство). Элементами этой системы могут выступать различные сферы общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, духовная и др.), социальные группы и общности (классы, слои, сословия и т.п.), виды общественных отношений (экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические и др.).

Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, складывающиеся в процессе различных видов деятельности (экономической, социальной, политической, художественной и др.). Материалистическая философия определяет общественные отношения как предпосылку, форму (способ) и результат деятельности людей.

Основные признаки общественных отношений:

1) повод, по которому они складываются (власть, собственность);

2) субъекты-носители, которые своей деятельностью постоянно производят и воспроизводят те или иные виды общественных отношений;

3) формы социальной предметности, в которых они объективизируются.

Выделяют вещные, знаковые и институциональные формы социальной предметности.

Диалектико-материалистическая философия выделяет отношения первичные – материальные, базисные (производственные отношения) и вторичные – идеологические, надстроечные (политические, правовые, религиозные, эстетические и др.).

Материалистическая концепция характеризует развитие общества как закономерный процесс и исходит из того, что функционирование и развитие общества конкретно обнаруживает себя в виде общественно-исторической практики сменяющих друг друга поколений людей. Общественно-историческая практика представляет материальное, предметно-чувственное взаимодействие субъекта и объекта. Активной стороной этого взаимодействия выступает субъект, т.е. человек или группа людей, обладающих сознанием, волей, способностью к познавательной, оценивающей и преобразующей деятельности.

Соотношение исторической необходимости (закономерности) и сознательной деятельности людей раскрывается через призму категорий: объективные условия и субъективный фактор, свобода и необходимость. Объективные условия – это такие факторы, обстоятельства, предпосылки, которые не зависят от воли и сознания субъекта деятельности и определяют рамки и направление этой деятельности. Субъективный фактор – это интеллектуально-волевые, морально-психологические и организаторские свойства субъекта (компетентность, профессионализм, культура, ответственность, степень гражданской зрелости, нравственные качества и т.д.). Практическая деятельность людей всегда осуществляется в определенных объективных условиях, с которыми люди должны считаться, иначе их деятельность лишится своей важнейшей черты – продуктивности. Однако, как сознательные существа, люди в рамках, предлагаемых объективными обстоятельствами, сами выбирают линию своего поведения и в этом плане сами творят свою историю. Выбор же линии поведения определяется степенью зрелости субъективного фактора, о чем было сказано выше.

Диалектическое взаимодействие исторической закономерности и сознательной деятельности людей раскрывается также в категориях «необходимость» и «свобода». Необходимость в данном случае выступает как синоним объективной закономерности. Если в обществе действует необходимость, то какова степень свободы человека? Вопрос о соотношении необходимости и свободы есть по существу вопрос о том, что мир диктует человеку и что человек диктует себе сам.

История философской мысли дает различные ответы на этот вопрос. Одни исследователи понимали под свободой полную независимость человека от чего-либо (Гоббс), другие считали, что человек всегда раб (Вольтер). Диалектико-материалис-тическое понимание диалектики необходимости и свободы выражено формулой Ф. Энгельса: «Свобода есть способность принимать решения со знанием дела». Диалектико-материалис-тическое понимание свободы и необходимости противоположно фатализму, трактующему необходимость как фатум, рок, судьбу, и волюнтаризму, рассматривающему волю в качестве высшего принципа бытия, что в общественно-исторической практике проявляется в игнорировании (недооценке) роли объективных условий (законов) и руководстве субъективными желаниями и произвольными решениями.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Волюнтаризм; общение; общественное бытие; общественное сознание; общественные отношения; общество; объективные условия; основные теоретические модели построения общества; предмет социальной философии; сознательность и стихийность; социальная деятельность; социальная реальность; социальная система; социальная философия; субъект; субъективный фактор; фатализм.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

7.2.1. Что является предметом социальной философии?

7.2.2. Что такое свобода с позиции диалектико-мате-риалистического понимания общества?

7.2.3. Что такое общественное бытие?

7.2.4. В чем суть идеалистического понимания общества?

7.2.5. Что такое общественное сознание?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какое определение общества соответствует теоретическому, категориальному, а не бытовому значению термина «общество»?

2. Определите основные теоретические модели общества?

3. В чем суть диалектико-материалистического понимания общества?

4. Какая мировоззренческая позиция в понимании свободы и необходимости выражена в следующей мысли В.С. Высоцкого:

Катится, катится жизнь колесницей фатальной.

Мы пассажиры на данном отрезке пути.

Кучер - судьба колесницею той управляет

Кто не согласен с маршрутом, тот может сойти.

5. В чем единство натуралистического и диалектико-материалистического взглядов на общество?

6.Что такое объективное условие?

7. Что такое субъективный фактор?