Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ФСП


Студенты центра дистанционного образования продолжают начатую на базе среднего профессионального образования работу по формированию философской основы их социально-гуманитарной подготовки. Надстраивание университетского пласта философского образования над его ранее сформированным базисом предполагает выявление качественного содержания основ философских знании, полученных в среднем специальном учебном заведении. Одним из наиболее эффективных методов решения этой задачи является тестирование Оно позволяет организовать и систематизировать ранее приобретенные студентами знания, выявить пробелы в их усвоении и осмыслении а также проконтролировать и оценить как качество знании,, так и формирование умений и навыков использования их на практике. Именно этими соображениями руководствовались авторы пособия. В пособии даны 20 вариантов тестовых заданий, которые содержат по 16-18 вопросов. Вопросы каждого задания охватывают все основные разделы курса философии: онтологию, гносеологию, философскую антропологию социальную философию, историю философии. Следовательно, каждый вариант' предполагает знание основных философских категории, проблем, направлений и учений наиболее ярких мыслителей различных исторических эпох. Авторы стремились акцентировать внимание студентов на актуальных проблемах бытия современного человека, а также учесть экономический профиль вуза.

В процессе работы с тестами студенту необходимо из предложенных на каждый вопрос ответов выбрать и обосновать, как правило, один. Однако следует иметь в виду, что на некоторые вопросы возможен не один, а несколько правильных ответов.

Для работы с тестовыми заданиями можно использовать следующую литературу:

Основная

Губин В.Д Философия // Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий. М: Олимп,

1999!

Губин В.Д Основы философии: Учеб. пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений. М.: ТОН, 1999.

Губин В.Д. Философия: Учебник. 2-е изд. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М: ТОН, 2001.

Современная западная философия: Словарь/Состав. В.В. Малахов, В.П. Филатов. М: ТОН, 2000.

Хрестоматия по истории философии: В 3 т. М: Владос, 2000.

Дополнительная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М: Мысль, 1979.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Сер. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1993.

Ортега-и-Гассет. X. Что такое философия. М.: Искусство, 1991.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1992.

Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Высшая школа, 1994.

Чаадаев П.Я. Философские письма // Статьи и письма. М.: Современник, 1989.

Франк С.Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

Фромм Э. Искусство любить. М.: Педагогика, 1990.

Вариант I

1. Кому из античных мыслителей принадлежит изречение: «Все течет, все изменяется... .Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»?

а) Фалесу;

б) Демокриту;

в) Эпикуру;

г) Гераклиту.

2. Какие черты свойственны средневековой философии?

а) теоцентризм;

б) креационизм;

в) социоцентризм;

г) провиденциализм.

3. Кто явился родоначальником рационализма Нового времени?

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Т. Гоббс

г) Дж. Локк

4. У кого из русских мыслителей XIX в. идея соборности является центральной?

а) у просветителей;

б) у западников;

в) у славянофилов;

г) у экзистенциалистов.

5. Основателями какой исторической формы материализма были К. Маркс и Ф. Энгельс?

а) стихийного;

б) диалектического;

в) метафизического;

г) механистического.

6. Согласно учению 3. Фрейда определяющим началом в психике человеке является:

а) бессознательное;

б) эго;

в) супер-эго;

г) коллективное бессознательное.

7. Что является предметом философии?

а) все бесконечное многообразие явлений мира;

б) человек и мир;

в) познание внутреннего мира человека;

г) истина, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели.

8. Какие из перечисленных свойств характеризуют время:

а) трехмерность;

б) необратимость (асимметричность);

в) симметричность;

г) длительность?

9. Какое из определений сознания выражает позицию диалектического материализма?

а) человеческая психика;

б) абстрактное мышление;

в) наши эмоции, чувства и ощущения;

г) высшая форма отражения, присущая человеку.

10. Что такое агностицизм!

а) учение, признающее сотворение мира богом;

б) учение, отрицающее возможность истинного познания действительности;

в) учение, признающее сознание свойством всей материи;

г) учение, полагающее разум единственным источником достоверного знания.

11. Какое из определений понятия «объективные условия» носит философское содержание и наиболее полно выражает его сущность?

а) факторы, условия, обстоятельства, не зависящие от воли, сознания и субъективных желаний людей;

б) природные условия;

в) географическая среда;

г) уровень развития производственных сил.

12. Кто из философов ввел понятие «вещь в себе» для обозначения непознаваемой сущности вещей, противопоставляемой им явлению?

а) К. Маркс;

б) И. Кант;

в) Д. Дидро;

г) Л. Фейербах.

13. В чем наиболее полно выражен смысл позиции сенсуализма в теории познания?

а) в недооценке роли абстрактного мышления;

б) в отрицании объективного характера наших ощущений;

в) в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание познания из деятельности органов чувств;

г) в поисках интуитивных источников знаний.

14. Какие из отношений, перечисленные ниже, относятся к производственным:

а) семейные отношения;

б) отношения собственности;

в) отношения распределения;

г) отношения обмена и потребления.

15. Какой вывод соответствует истине?

а) социальная революция - переход государственной власти от одной политической группы людей к другой;

б) социальная революция - коренные преобразования в экономической, политической, социальной сферах общества;

в) социальная революция - смена форм собственности;

г) социальная революция - смена научных представлений.

16. Научно-техническая (НТР) и социотехническая (СТР) революции - разные явление или «две стороны одной медали»?

а) это - разные явления, мало связанные между собой;

б) СТР - по своему технико-технологическом)' содержанию - есть НТР, производящая в экономически развитых странах глубокие социальные перемены и по этой причине должна характеризоваться как СТР;

в) обе данные революции совпадают по объему своих структурных элементов и составляющие понятия («НТР» и «СТР») можно рассматривать как синонимы.

Вариант II

1. Кто из античных мыслителей наиболее полно обосновал идею изменчивости и противоречивости развития бытия?

а) Фал ее;

б) Демокрит;

в) Эпикур;

г) Гераклит.

2. Какие вопросы ставятся в центр философского исследования в учении К. Маркса?

а) проблемы психики человека;

б) проблемы логики научного исследования;

в) проблемы изучения сущности природных процессов;

г) проблемы общественного развития.

3. Кто из мыслителей Нового времени являлся представителем течения рационализма?

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Дж. Локк; г) Г. Лейбниц.

4. Укажите триаду понятий, соответствующих марксистскому подходу в изучении культуры?

а) человек - деятельность - культура;

б) космос - соборность - человек;

в) либидо - табу - фрустрация;

г) знак - текст - смысл.

5. В каком понятии отражена у И. Канта непознаваемая сущность вещей, противопоставляемая им явлению?

а) «категорический императив»; б) «вещь в себе»;

в) «опыт»;

г) «разум».

6. У какого мыслителя понятие «мировой воли» является центральным в философии?

а) А. Шопенгауэра;

б) С. Кьеркегора;

в) Ф. Ницше;

г) И. Канта.

7. Что является предметом этики? а) учение о прекрасном;

б) учение о нравственном;

в) учение о возможностях человеческого познания:

г) учение об устройстве бытия.

8. Какой смысл вкладывает диалектико-материалистичес-кая философия в содержание понятия «материи»?

а) совокупность предметов и явлений, окружающих нас; б) объективную реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания как некую всеобщую основу бытия;

в) синоним понятия «вещество»;

г) только то, что доступно нашим ощущениям.

9. Что такое самосознание? а) вера;

б) осознание, оценка человеком самого себя, своего знания, интересов, чувств, мотивов поведения;

в) осознание абсолютной идеей пройденного ею пути;

г) интуитивное знание.

10. В чем наиболее полно выражен смысл материалистического сенсуализма?

а) в недооценке роли абстрактного мышления;

б) в отрицании объективного характера наших ощущений;

в) в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание познания из деятельности органов чувств; г) в поиске сверхъестественных источников знания.

11. Каково философское определение понятия «субъекта»? а) выдающаяся личность;

б) носитель активного начала, источник предметно-практической и познавательной активности;

в) высшее духовное начало;

г) политический лидер.

12. Что означает термин «ноосфера»: а) божественная сфера;

б) сфера разума;

в) социальная среда;

г) внутренний мир человека.

13. Какая социально-философская позиция выражена в знаменитом высказьшании Мишеля Монтеня: «Души императоров и сапожников скроены по одному и тому же образцу»?

а) идея естественного равенства людей;

б) идея божественного происхождения человека;

в) идея социального неравенства людей;

г) идея смертности всех людей.

14. Что такое экономическая культура?

а) экономическая идеология и экономическая психология;

б) квалификация работника;

в) научная организация труда;

г) проявление экономического сознания в хозяйственной деятельности.

15. Каковы исходные социальные предпосылки возникновения сознания в предыстории человеческого общества?

а) социально-классовые интересы людей;

б) искусство, мораль, религия; у в) труд, общение, речь, язык;

г) возникновение частной собственности.

16. Какой период в истории можно считать началом научно-технической революции?

а) научно-техническая революция развернулась в древности, с возникновение научных знаний;

б) НТР - феномен середины XX века, процесс и результат синтеза прогресса науки и технико-технологических достижений;

в) НТР - ровесник капитализма;

г) НТР непосредственно связана с началом процессов индустриализации и урбанизации в обществе.

Вариант III

1. Кто из античных мыслителей явился основоположником атомизма?

а) Гераклит;

б) Демокрит;

в) Аристотель;

г) Диоген.

2. Кто из мыслителей обосновал игровой подход к пониманию культуры, связывал неразрывно понятия «игра» и «культура»:

а) А. Тойнби; , б) Й. Хейзинга;

в) К. Ясперс;

г) 3. Фрейд.

3. Кем из русских мыслителей XIX в. впервые была поставлена проблема исторических судеб России, ставшая основной в споре славянофилов и западников?

а) ВС. Соловьевым;

б) П.Я. Чаадаевым;

в) Н.Г. Чернышевским;

г) А. И. Герценым.

4. Кому из философов принадлежит учение о «врожденных идеях» как понятиях и суждениях, не требующих доказательств?

а) Р. Декарту;

б) Г. Гегелю;

в) Д. Юму;

г) Дж. Локку.

5. Понятие «богочеловечества» в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. означает:

а) признание божественной и человеческой природы И. Христа;

б) соединение в человеке божественной и материальной сущности;

в) религиозную нравственность как единственно приемлемлто для человека и выступающую средством «обожения» человечества;

г) растворение Бога в природе.

6. В каком определении наиболее точно выражено философское понимание категории «структура»?

а) это - простая совокупность свойств, элементов и связей объекта;

б) это - состав объекта;

в) это - система устойчивых и упорядоченных связей объекта," определяющих его внутреннюю организацию;

г) это - основа объекта.

7. Как переводится термин «философия»?

а) любовь к природе;

б) любовь к Богу;

в) любовь к ближнему;

г) любовь к мудрости.

8. Что означает термин «материя» в философии?

а) то, из чего все «сделано», т.е. материал;

б) вещество;

в) объективная реальность, отражаемая нашим сознанием;

г) все, что непосредственно окружает человека.

9. Какова структура индивидуального сознания?

а) интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции, бессознательное;

б) интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции;

в) самосознание, бессознательное;

г) воля, самосознание, эмоции, интуиция.

10. Какой характер носят философские методы мышления (диалектический и метафизический)?

а) частный;

б) общенаучный;

в) всеобщий;

г) индивидуальный.

11. Что выступает в качестве предмета социальной философии?

а) социальные институты и социальная структура общества;

б) общество как целостная система;

в) политика;

г) экономика.

12. Какая из указанных ниже характеристик не отражает основные виды связей общества и природы?

а) генетическая (связь происхождения);

б) онтологическая (связь с}тцествования и сосуществования);

в) политическая;

г) духовная (связь познания).

13. Что такое общественное сознание1}

а) совокупность сознаний индивидов;

б) общественное мнение;

в) совокупность идей, взглядов, представлений общих для социальных групп людей или общества в целом;

г) только научные концепции и теории.

14. Что такое экономический базис с точки зрения учения Маркса?

а) идеологические отношения;

б) экономические знания;

в) производственные отношения;

г) язык, семья, культура.

15.В чем наиболее полно выражается сущность искусства как социального явления?

а) это - способность во всем достигать совершенства;

б) это - процесс и результаты художественного творчества;

в) это форма общественного сознания;

г) это важное средство воспитания человека.

16. Выделите основные тенденции современной демографической ситуации:

а) падение рождаемости в развивающихся странах;

б) падение рождаемости в развитых странах;

в) старение населения развивающихся стран;

г) старение населения развитых стран.

Вариант IV

1. Что понимал античный философ Парменид под «бытием»?

а) бытие - это то же, что и мысль о бытие;

б) бытие есть только абстрактное понятие;

в) бытие - то, что чувственно воспринимаемо;

г) бытие множественно и делимо.

2. Какая роль отводилась философии в средние века?

а) быть основой научного познания мира;

б) «обслуживать» теологию, участвуя в разработке и доказательстве религиозных догматов;

в) заниматься лишь этическими проблемами;

г) вообще не вмешиваться в богословские и теологические рассуждения.

3. Кто из перечисленных мыслителей является автором концепции нелинейного многовариантного развития локальных исторических типов культуры?

а) Г. Гегель;

б) Н. Данилевский;

в) Н. Бердяев;

г) 3. Фрейд.

4. У кого из перечисленных мыслителей понятие «абсолютной идеи» является основным в философской концепции?

а) Г. Гегеля;

б) И. Канта;

в) Л. Фейербаха;

г) Г. Фихте.

5. Какие из указанных ценностей характерны для традиционной восточной культуры?

а) ориентация на кардинальное обновление природы и общества;

б) верность национальным обычаям, традиционализм в культуре;

в) ориентация на вещи и техницизм;

г) ориентация на живое, природные силы организма.

6. Какое убеждение лежит в основе мировоззренческой позиции, именуемой сциентизмом?

а) научное знание является наивысшей культурной ценностью и основным средством ориентации человека в мире;

б) возможности науки ограничены, а сама она является силой чуждой и враждебной подлинной сущности человека;

в) достоверное знание недоступно человеку;

г) необходимо воздерживаться от всяких суждений.

7. Что такое дуализм?

а) взгляд, согласно которому признается параллельное существование двух равноправных, не сводимых друг к другу начал: духовного и материального;

б) взгляд на мир как непрерывно развивающийся;

в) это «растворение» Бога в природе;

г) отрицание развития.

8. Можно ли считать вакуум материальным?

а) да, поскольку вакуум существует независимо и вне нашего сознания;

б) нет, так как вся вселенная пронизана высшим сознанием и нет ничего независящего от него;

в) да, так как в нем встречаются отдельные атомы;

г) нет, так как вакуум означает пустоту, то есть отсутствие вещества.

9. Как называется высшая форма отражения, возникшая как результат длительного развития самого объективного мира?

а) раздражимость;

б) сознание;

в) чувствительность;

г) психика.

10. Какие из перечисленных научных методов имеют универсальный характер?

а) индукция;

б) метод спектрального анализа;

в) синтез;

г) формализация.

11. В чем суть диалектико-материалистического понимания общества?

а) мнения, разум правят миром;

б) общественное бытие определяет общественное сознание;

в) общественное сознание определяет общественное бытие;

г) общество - результат саморазвития мирового духа.

12. Какое из определений географического детерминизма более точно выражает его сущность?

а) это учение, признающее влияние географической среды на развитие общества;

б) это учение, признающее географическую среду определяющим фактором развития общества;

в) это учение, отрицающее влияние географической среды на развитие общества;

г) это учение, утверждающее ведущую роль общества в развитии природной среды.

13. Какая философская позиция в понимании свободы выражена в следующем высказывании: «...человек раб, не всегда ощущающий тяжесть и позор своих цепей, и все же он всегда раб» (Вольтер)?

а) волюнтаризм;

б) фатализм;

в) провиденционализм;

г) субъективизм.

14. Какова структура «общественного производства» с точки зрения философского анализа общества?

а) воспроизводство человека, воспроизводство системы общественных отношений и институтов;

б) религия, мораль, искусство, наука, общественная психология;

в) материальное производство;

г) производство материальных и духовных ценностей, общественное производство и воспроизводство человека, постоянное воспроизводство всей системы общественных отношений.

15. Какие футпщии выполняет искусство в обществе?

а) позволяет регламентировать поведение людей в обществе;

б) способствует творческому развитию личности;

в) способно утешать и давать наслаждение человеку7, восстанавливать гармонию его внутреннего мира;

г) дает научно обоснованное знание о действительности.

16. Какие из указанных проблем относятся к числу глобальных проблем современности?

а) экологические;

б) религиозные;

в) войны и мира;

г) компьютеризации.

Вариант V

1. Какие проблемы стоят в центре философского миропонимания в учениях мыслителей Древней Греции?

а) проблемы сущности и устройства Космоса;

б) проблема Бога как центра бытия;

в) проблемы творческого развития личности и формирования индивидуальности;

г) проблемы методов экспериментального исследования в науке.

2. Какое учение было характерно для средневековой философии?

а) материализм;

б) теология;

в) эмпиризм;

г) философский дуализм.

3. Кто являлся автором книги «Критика чистого разума»?

а) Г. Гегель;

б) Л. Фейербах;

в) И. Кант;

г) И. Шеллинг.

4. Что означает принцип креационизма в средневековой теологии?

а) сотворение мира Богом из ничего;

б) сотворение мира Богом из первоначального материального хаоса;

в) открытие Богом своих истин избранным верующим;

г) единобожие.

5. Кто является автором книги «Закат Европы»?

а) Н. Бердяев;

б) К. Ясперс;

в) О. Шпенглер;

г) А. Камю.

6. Кто из указанных мыслителей может быть отнесен к материалистическому направлению в русской философии?

а) П.Я. Чаадаев;

б) А.И. Герцен;

в) Г.В. Плеханов;

г) В.С. Соловьев.

7. Какой исторической разновидности материализма присущ был механистический взгляд на мир?

а) стихийном}7 материализму7 древних греков;

б) материализм}7русских революционных демократов XIX в.;

в) материализму Нового времени;

г) диалектическому7 материализм}7 К. Маркса и Ф. Энгельса.

8. Какие из указанных объектов являются материальными?

а) химический элемент;

б) архитектурный проект.

в) вода;

г) замысел картины.

9. Что такое отражение с точки зрения диалектического материализма?

а) свойство сознания, лежащее в основе познания мира;

б) универсальное свойство материи изменяется в соответствии с характером взаимодействия и особенностями взашюдействующих объектов;

в) взаимодействие тел, объектов;

г) процесс движения нашего сознания.

10. Какие формы познания могут быть отнесены к чувственному уровню познания?

а) ощущение;

б) восприятие;

в) суждение;

г) представление.

11. Какое из перечисленных ниже понятий является предельно общим?

а) материальное производство;

б) общественное производство;

в) духовное производство;

г) производство человека.

12. Какой исторический тип взаимодействия общества и природы нанес наиболее ощутимый ущерб природе?

а) присваивающий (в первобытном обществе);

б) производящий (в эпоху неолита и ранних цивилизаций);

в) индустриальный; *

г) аграрно-патриархальный в доиндустриальную эпоху.

13. Как назьюается учение, согласно которому смысл жизни человека - наслаждение?

а) рационализм;

б) материализм;

в) гедонизм;

г) идеализм.

14. Какие аспекты рыночной реформы подразумевает гуманитарный анализ данной проблемы?

а) анализ уровня развития науки и технологии;

б) изучение разнообразия форм собственности;

в) исследование роли и места человека в экономической системе, уровня экономической свободы;

г) анализ развития финансовых механизмов управления экономикой.

15. Какой критерий лежит в основе выделения К. Марксом в общественном развитии различных общественно-экономичес-ких формаций?

а) тип культуры;

б) способ материального производства;

в) уровень развития науки и технологии;

г) уровень развития общественного сознания.

16. С какого периода начинается превращение науки в непосредственную производителыгую сил}7:

а) эпохи Возрождения;

б) эпохи Просвещения;

в) конца XIX века;

г) середины XX века.

Вариант VI

1. Какая проблема интересовала первых греческих философов прежде всего?

а) проблема человека;

б) проблема построения идеального государства;

в) материального первоначала мира;

г) метода познания.

2. Кто из мыслителей Нового времени являлся представителем течения рационализма?

а) Ф. Бэкон;

б) Г. Лейбниц;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

3. Какое из высказываний выражает сущность позиции средневекового номинализма?

а) подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия;

б) общие понятия суть только имена и образуются нашим умом;

в) подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии);

г) универсалии существуют вне и до всяких вещей.

4. Кто из философов Нового времени является автором книги «Критика чистого разума»?

а) Г. Гегель;

б) Л. Фейербах;

в) И. Кант;

г) А. Шопенгауэр.

5. Кто из указанных мыслителей является основоположником учения о биосфере и ноосфере?:

а) Н. Федоров;

б) Н. Бердяев;

в) В. Вернадский;

г) К. Циолковский.

6. Какие из указанных проблем относятся к числу глобальных проблем современности?

а) проблема нарушения экологического равновесия;

б) проблемы столкновений на религиозной почве;

в) проблемы отчуждения человека в обществе;

г) проблемы выживания человечества в условиях ядерной угрозы.

7. Какие из указанных ниже характеристик означают основные исторические типы философствования?

а) патристика, схоластика, эклектика;

б) космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцен-тризм; -

в) номинализм, реализм, экзистенциализм;

г) монизм, дуализм, пантеизм.

8. Какие характеристики не являются свойствами пространства как способа существования материальных объектов:

а) трехмерность;

б) одномерность;

в) идеальность;

г) симметричность.

9. Какие функции выполняет искусство в обществе?

а) позволяет регламентировать поведение людей в обществе;

б) способствует творческому развитию и эстетическому воспитанию личности;

в) способно утешать и давать наслаждение человеку, восстанавливать гармонию его внутреннего мира;

г) дает научно обоснованное знание о действительности.

10. Что такое скептицизм?

а) учение, утверждающее принципиальную познавательность мира;

б) учение, подвергающее сомнению возможность истинного познания действительности;

в) учение, отрицающее возможность познания;

г) учение о потустороннем мире.

11. Какая идея выражена в следующем высказывании Ш. Фурье: «Порочен не человек, а общество, в котором он живет»?

а) идея абсолютной независимости человека от общества; .

б) идея о роли социальной среды в формировании человека;

в) идея о том, что человек «создает» себя сам;

г) идея нравственного осуждения порочной сущности человека.

12. Когда был введен термин «экология»?

а) в середине XVIII века;

б) в середине XIX века;

в) в начале XX в.;

г) в конце XX в.

13. Какая философская позиция в понимании человека выражена автором: «Человек - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может - даже в мысли - выйти из природы» (П. Гольбах)?

а) материалистическая;

б) теологическая;

в) объективно-идеалистическая;

г) субъективно-идеалистическая.

14. Какое из понятий является наиболее общим?

а) материальное производство;

б) духовное производство;

в) производство услуг;

г) общественное производство.

15. Какой критерий лежит в основе цивилизадионной модели общественного прогресса:

а) тип культуры;

б) способ материального производства;

в) уровень развития гражданских свобод, а также политических и правовых ценностей общества;

г) степень развития организационных структур и технологий в деятельности общества.

16. Какая триада понятий соответствует марксистскому подходу в изучении культуры?

а) человек - деятельность - культура;

б) космос - соборность - человек;

в) либидо - табу - фрустрация;

г) символ смысл - текст.

Вариант VII

1. Какой тип мировоззрения представлен в ранней античной философии?

а) теоцентризм;

б) антропоцентризм; в) космоцентризм;

г) социоцентризм.

2. Какое определение средневековой схоластики правильно?

а) схоластика - это стремление соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге;

б) схоластика - это тип религиозной философии, основанный на формально-логическом доказательстве религиозной догматики; в) схоластика - это тип знания, основьшающийся на научном познании мира и Бога;

г) схоластика - это еретическое учение, отрицающее некоторые догмы христианской теологии.

3. Кто из философов Нового времени является основоположником дуалистической философии?

а) Ф. Бэкон;

б) Б. Спиноза; в) Г. Декарт;

г) Г. Лейбниц.

4. Что понимается под «относительной истиной»? а) знание об относительности всего происходящего;

б) неполные знания; в) знание, имеющее множество смыслов; г) истина зависит от мнения субъекта.

5. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем славянофильства?

а) А. С. Хомяков;

б) И.В. Киреевский; в) А.И. Герцен;

г) Ю.Ф. Самарин.

6. Какое представление об истинном знании соответствует позиции представителей прагматизм?

а) знание, соответствующее действительности; б) самосогласованное, непротиворечивое знание; в) знание, ведущее к успеху; г) эмпирически подтвержденное знание.

7. Какие из приведенных ниже вопросов могут быть отнесены к разряду философских?

а) что такое экономика? б) в чем смысл жизни? в) что есть истина?

г) есть ли жизнь на других планетах?

8. Кто такие атомисты с точки зрения философии?

а) специалисты, считающие атомную энергию важнейшим видом энергии;

б) активисты, выступающие за разоружение;

в) мыслители, выдвищ-вшие идею о существовании неделимых частиц - атомов как первоосновы всего существующего; г) ученые, изучающие строение атома.

9. Какой из вариантов определения наиболее полно выражает сущность языка1?

а) язык - это средство вербального общения между людьми; б) язык - это знаковая система, служащая для фиксации, хранения и передачи информации;

в) язык - это носитель национального самосознания;

г) язык - это средство самовыражения индивида.

10. Какие из указанных ниже законов являются законами диалектики?

а) закон отрицания отрицания;

б) законы статистики;

в) законы перехода количественных изменений в качественные; г) законы термодинамики.

11. Какой вывод соответствует истине?

а) социальная революция - переход государственной власти от одной политической группы людей к другой;

б) социальная революция - коренные преобразования в экономической, политической, социальных сферах общества;

в) социальная революция - смена форм собственности;

г) социальная революция - смена научных представлений.

13. Откуда «берется» человеческая индивидуальность,, если все люди рождаются одинаковыми?

а) из условий макросреды, в которой личность «взращивается»;

б) исключительно из процесса самотворчества личности;

в) из наследственных особенностей личности, условий макросреды, в которой она формируется, и процесса самотворчества; г) из божественного предопределения.

15. Что означает понятие «прогресс»? а) форма развития, означающая движение от менее совершенного и простого к более совершенному и сложному;

б) движение от более совершенного, сложного к менее совершенному, простому;

в) человеческая история;

г) циклическое движение.

16. Что такое экономический базис с точки зрения учения Маркса?

а) идеологические отношения;

б) экономические знания;

в) производственные отношения; " г) язык, семья, культура.

Вариант VIII

1. В древнеиндийской философии понятие «атман» определялось как:

а) материальная основа мира;

б) духовное абсолютное первоначало мира;

в) состояние слияния сознания индивида с духовным абсолютом, путем угасания всех желаний;

г) внутреннее человека, его жизненная сила.

2. Кто из античных философов является основоположником идеализма?

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Гераклит;

г) Сократ.

3. Выделите несвойственные средневековой философии направления:

а) схоластика;

б) номинализм;

в) реализм;

г) гедонизм.

4. Какое из следующих суждений является истинным?

а) французские просветители придерживались материалистического понимания как природы, так и общества;

б) французские просветители придерживались материалистического понимания природы, но идеалистического понимания общества;

в) французские просветители придерживались идеалистического понимания природы, но материалистического понимания общества;

г) французские просветители придерживались идеалистического понимания как природы, так и общества.

5. Кто из перечисленных русских философов являлся «западником»?

а) Вл. Соловьев;

б) Г. Плеханов;

в) Н. Бердяев;

г) А. Герцен.

6. Предтечей какого направления философии XX в. является датский мыслитель К. Кьеркегор?

а) экзистенциализма;

б) «философии жизни»;

в) неопозитивизма;

г) герменевтики.

7. Что такое аксиология - учение о:

а) ценностях;

б) познании;

в) бытии.

8. Что понимали под материей философы античности:

а) элементарные частицы;

б) вещество и поле;

в) вещественную первооснову всех вещей, явлений, процессов (атомы, воду, огонь и т.д.);

г) все существующее.

9. Что означает тезис: «Сознание не только отражает мир, но и творит его» (К. Маркс)?

а) сознание может создать мир из ничего;

б) человек благодаря сознанию может творить все, что ему вздумается;

в) благодаря сознанию человек создает мир и, опираясь на познанные законы, может изменят! как природный, так и социальный мир, создавать такие предметы, которые до человека не существовали.

10. Каков объективный критерий истины с позиции диалектического материализма?

а) мнение большинства;

б) коллективное восприятие;

в) полезность;

г) общественно-историческая практика.

11. Определяющим фактором развития общества в концепции социал-дарвинизма рассматривается:

а) географические условия, особенности климата;

б) уровень развития материального производства;

в) процесс эволюции;

г) божественное Просвещение.

12. Термин «вторая» природа означает:

а) природу, сущность человека;

б) измененную в процессе человеческой деятельности окружающую среду;

в) биологические и минеральные ресурсы мирового океана.

13. Можно ли полностью согласиться с утверждением, что «человек создает себя сам. Он не сотворен изначально, он творит себя, выбирая мораль...» (Ж.П. Сартр)?

а) да, так как человек сознательное существо, он всегда поступает в соответствии со свои целями, желаниями, стремлениями;

б) нет, так как человек действует в определенных объективных условиях, которые существенно влияют на направление и рамки его деятельности.

14. Какое определение наиболее полно выражает содержание производственных отношений:

а) между руководителями и исполнителями;

б) между работниками, выполняющими различные операции в процессе производства;

в) между работниками различных отраслей производства;

г) которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

15. Какое определение социальной революции наиболее полно отражает её сущность:

а) переход государственной власти от одной политической группы людей к другой;

б) коренные преобразования в экономике, политике, социальной сфере общества;

в) смена форм собственности.

16. Выделите основные, на Ваш взгляд, черты современного этапа развития цивилизации:

а) тенденции глобализации;

б) тенденции регионального обособления;

в) ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития;

г) замедление темпов социально-экономического и научно-технического развития;

д) разноналравленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений.

Вариант IX

1. Кто автор известного изречения: «Человек есть мера всех вещей»?

а) Сократ;

б) Гераклит;

в) Аристотель;

г) Протагор.

2. Какое утверждение верно:

а) теология - учение о Боге;

б) теология - учение о природе;

в) теология - учение о состоянии отрешенности, достигаемого при жизни благодаря отказу от земных стремлений;

г) теология - учение о конце света?

3. Кто из философов Нового времени является основоположником эмпиризма?

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Б. Спиноза;

г) Д. Юм.

4. К какому типу философствования принадлежит утверждение автора следующих строк: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»?

а) теоцентрическому (Ф. Аквинский);

б) космоцентрическому (Гераклит);

в) социоцентрическому (К. Маркс);

г) антропоцентрическому (Л. Фейербах).

5. Кто из перечисленных мыслителей является представителем русского экзистенциализма?

а) Н. Федоров;

б) П. Флоренский;

в) Н. Бердяев;

г) Ф. Достоевский.

6. В каком из современных направлений в философии понятие «пограничной сшуации» играет важную роль?

а) стрзтсгурализме;

б) герменевтике;

в) постмодернизме;

г) экзистенциализме.

7. Какие из перечисленных функций свойственны философии:

а) экономическая;

б) познавательная;

в) методологическая;

г) технологическая?

8. Что такое развитие?

а) количественное изменение тел, объектов;

б) изменение качества тел, вещей, предметов;

в) качественно необратимое, направленное изменение чего-либо;

г) любое изменение.

9. Есть ли сознание у животных?

а) да;

б) только у высокоразвитых животных (обезьян, дельфинов и т.п.);

в) нет, сознание - свойство только человеческое;

г) сознание есть свойство всех животных, ведущих «коллективный» образ жизни (пчелы, *гуравьи, бобры и др.)

10. Какое из следующих высказываний наиболее точно выражает марксистское понимание практики!

а) практика - это исключительно деятельность сознания, направленная на осмысление взаимоотношений человека и мира;

б) практика - это исключительно материальная деятельность человека по освоению и преобразованию природного и социального мира;

в) практика - это деятельность человека по освоению и преобразованию природного и социального мира, в которой имеются и материальный, и духовный компонент;

г) практика есть просто форма повседневной жизни людей.

11. На каком этапе истории возникают классы:

а) в первобытном обществе;

б) в рабовладельческом обществе;

в) в феодальном обществе;

г) в капиталистическом обществе.

12. Сущность природы в Новое время определяется как:

а) природа - органическая часть гармоничного космоса, часто одушевленная;

б) природа - божественное творение, последнее звено в иерархии «Бог - человек - природа»;

в) природа - противостоящая человеку стихия, которую необходимо подчинить и использовать;

г) как естественная среда обитания человека.

13. Что такое волюнтаризм?

а) учение о Боге;

б) учение, односторонне преувеличивающее роль объективных условий в деятельности людей;

в) учение о роли выдающейся личности в истории;

г) учение о самосовершенствовании человека.

14. Что такое материальное производство?

а) производство вещей;

б) преобразование общества и энергии природы человеком с целью удовлетворения базовых потребностей;

в) производство идей и духовных ценностей;

г) создание произведений искусства.

15. Кто из античных мыслителей выдвинул идеологию «мирового года» - 11-ти тысячелетнего цикла развития мировой цивилизации:

а) Пифагор;

б) Бэкон;

в) Зенон;

г) Цицерон?

16. Что является сущностью процесса глобализации?

а) формирование ценностей общемировой языковой среды;

б) всеобщая информатизация и компьютеризация всех сфер человеческой жизни;

в) формирование связанной в единую сеть мировой экономики:

г) политическая и культурная интеграция стран и народов в рамках взаимосвязанного и взаимозависимого планетарного мира.

Вариант X

1. Для определения «дао» в древнекитайской философии наиболее подходят следующие характеристики:

а) изменчивость, противоречивость, непознаваемость;

б) вечность, неизменность, непознаваемость;

в) божественность, абсолютность, непознаваемость;

г) материальность, доступность, познаваемость.

2. Кому из античных философов принадлежит высказывание: «Этот космос...не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мирами разгорающимся и мирами погасающим»?

а) Анаксагору;

б) Герактиту;

в) Пифагору;

г) Аристотелю.

3. Кто из перечисленных философов не является средневековым философом?

а) П. Абеляр;

б) Августин Блаженный;

в) М. Аврелий;

г) Ф. Аквинский.

4. Кому принадлежит высказывание: «Мыслю, следовательно, существую?

а) Ф. Бэкону;

б) Р. Декарту;

в) Г. Гегелю;

г) И. Канту.

5. Кто из российских философов начал развивать философию «всеединства» ?

а) Г. Плеханов;

б) П. Флоренский;

в) А. Лосев;

г) Вл. Соловьев.

6. Какое из направлений современной западной философии является сциентистски ориентированным (т.е. ориентированным на науку как эталон)?

а) неокантианства;

б) экзистенциализм;

в) неопозитивизм;

г) философия фрейдизма.

7. Что такое объективный идеализм?

а) идеальное изучение объектов;

б) признание определяющей роли надмирного разума;

в) учение о Боге;

г) учение, отрицающее материю.

8. Какие из перечисленных свойств характеризуют пространство?

а) одномерность;

б) бесконечность;

в) длительность;

г) протяженность.

9. Какая философская позиция выражена в стихе:

«Не то, что мните вы - природа»:

Не слепок, не бездушен лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык»?

( Тютчев)

а) скептицизм;

б) гилозоизм;

в) дуализм;

г) вульгарный материализм.

10. Какое понятие обозначает раздел философии, изучающий возможности познания, отношение знания к реальности, всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности?

а) метафизика;

б) гносеология;

в) диалектика;

г) онтология.

11. Как называли Ш. Фурье и Ф. Энгельс ступень в развитии человечества, следующую за варварством:

а) дикость;

б) цивилизация;

в) индустриальное общество;

г) информационно-экологическое общество.

12. Природа античной философской мыслью понималась как:

а) органическая часть космоса, часто одушевленная;

б) божественное творение, последнее звено в иерархии «Бог-человек-природа»;

. в) противостоящая человеку стихия, которую необходимо подчинить и использовать;

г) как естественная среда обитания человека.

13. Всякий ли человек является личностью с точки зрения диа-лектико-материалистического понимания общества?

а) всякий, так как понятие личность употребляется для характеристики качеств, обретенных человеком в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, а не заданных природой;

б) нет, не всякий. Личностью может быть только положительный человек, живущий ради целей общечеловеческого благоденствия.

14. Выделите главную 1гооизводительную силу:

а) техника и технологии;

б) человек;

в) природные ресурсы;

г) системы коммуЕшкаций.

15. Кто из античных мыслителей выдвинул идею о том, что «золотой век» человечества остался позади?

а) Плутарх;

б) Гесиод;

в) Фукидид;

г) Платон.

16. Футурология - это наука о:

а) конце истории;

б) мистических способностях человека;

в) перспективах социальных процессов;

г) загробном мире.

Вариант XI

1. Кто из перечисленных античных философов является объективным идеалистом?

а) Фалес;

б) Пифагор;

в) Демокрит;

г) Платон.

2. Какое из суждений раскрывает позицию средневекового реализма?

а) реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не единичные предметы эмпирического мира;

б) реализм - учение, согласно которому реальны лишь единичные вещи, но не понятия о них;

в) реализм - это учение, основывающееся на опытном знании;

г) реализм -учение, отстаивающее реальное существование Бога.

3. Кто из перечисленных философов Нового времени является субъективным идеалистом?

а) Р. Декарт;

б) Дж. Беркли;

в) Г. Лейбниц; 4

г) Г. Гегель.

4. Какое из приведенных высказываний является формулировкой категорического императива И. Канта?

а) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству;

б) «Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, но понимать;

в) «Познай самого себя»

г) «Бога бойся и заповеди соблюдай».

5. Когда возникает русская философия?

а) в X в.;

б) в XV в.;

в) в XVIII в.; г)вХ1Хв.

6. Кто из названных философов не является экзистенциалистом?

а) Ж.-П. Сартр;

б) М. Хайдеггер;

в) Г.-Г. Гадамер;

г) К. Ясперс.

7. В какой форме мировоззрения человек осознавал окружающий мир и свою собственную жизнь до возникновения философии?

а) в мифологической;

б) в виде стройной системы научных знаний;

в) религиозной;

г) художественной.

8. Что такое материя с позиции диалектического материализма?

а) элементарные частицы и атомы;

б) относительно противостоящая обществу естественная среда;

в) философское понятие для обозначения объективной реальности;

г) вещество и поле.

9. Что является субстратом (непосредственным носителем) сознания?

а) тело человека;

б) мысли человека;

в) мозг человека;

г) коллектив людей.

10. Что такое интуиция!

а) интуиция целиком относится к сфере бессознательного, являясь знанием, полученным непосредственно, то есть неосознанно;

б) способ научного прогнозирования;

в) своеобразный способ мышления, свойственный архаическим обществам;

г) единственный способ получения информации человеком.

11. Каковы сущностные особенности социальных законов!

а) это - законы деятельности человека;

б) они характеризуются неопределенностью;

в) это - законы-тенденции;

г) действие социального закона может быть предотвращено исторической личностью.

12. Каковы основные типы взаимодействия общества и природы? Расположите их в хронологическом порядке.

а) переходный (переход от присваивающего к производящему способу ведения хозяйства);

б) присваивающий;

в) индустриальный.

13. Какая мировоззренческая позиция в понимании свободы и необходимости выражена в следующей мысли:

«Катится, катится жизнь колесницей фатальной. Мы пассажиры на данном отрезке пути. Кучер-судьба колесницею той управляет»?

а) волюнтаризм;

б) фатализм;

в) панпсихизм;

г) дуализм.

14. Что является результатом духовного производства!

а) религия, теология;

б) повышение духовного уровня человечества;

в) идеи, образы, теории, духовные ценности:

г) чувства и настроения.

15. Какова сущность цивилизационных основ общества?

а) единство материальных, политических и духовных основ общества;

б) материально-техническая «оснастка общества»;

в) высокий уровень образованности населения страны;

г) в наличии гражданского общества.

16. Как можно определить пр]тинно-следственную связь, фиксирующую современную экологическую ситуацию?

а) экономический прогресс - экологический прогресс;

б) экономический прогресс - экологический регресс;

в) экономический регресс - экологический регресс;

г) экономический регресс - экологический прогресс.

Вариант ХП

1. Кто из античных философов разработал атомистическое уче-

а) Анаксимандр;

б) Гераклит;

в) Демокрит;

г) Аристотель.

2. Какой спор возник в рамках средневековой схоластики!

а) между материализмом и идеализмом;

б) между схоластикой и патристикой;

в) между философией и теологией;

г) между номинализмом и реализмом.

3. Кто из перечисленных мыслителей был автором работы «Закат Европы» (1912 г.), в которой выдвигалась идея нелинейности развития культуры в истории человечества, формирования множества относительно замкнутых типов цивилизаций, осуществляющих цикличное развитие:

а) И. Кант;

б) Ф. Ницше;

в) О. Шпенглер; г) К. Маркс.

4. Какая характеристика гегелевской философии неверна?

а) идеализм;

б) материализм;

в) рационализм; г) панлогизм.

5. Кто из перечисленных философов является представителем волюнтаризма?

а) Р. Декарт;

б) Б. Спиноза;

в) А. Шопенгауэр;

г) Г. Лейбниц.

6. Представители какого направления русской философии XIX в. считали, что единственно возможным вариантом развития России является путь западноевропейской цивилизации?

а) славянофилы; б) западники;

в) народники;

г) марксисты.

7. Какое из следующих определений является правильным?

а) материализм - раздел философии, в котором рассматриваются материальные аспекты предметов действительности;

б) материализм - это практический взгляд на вещи, отказ от пустых мечтаний, фантазий;

в) материализм - это философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания;

г) материализм - это философское учение, абсолютизирующее значение чувственного восприятия в познании.

8. Какие характеристики с позиции диалектического материализма являются общими для пространства и времени как форм бытия:

а) объективность;

б) абсолютность;

в) одномерность; г) необратимость.

9. Что является причиной возникновения сознания, с точки зрения диалектического материализма?

а) Божественное откровение;

б) совместная трудовая деятельность людей и связанное с ней общение;

в) биологическая эволюция;

г) вмешательство инопланетной цивилизации в процесс эволюционного развития на Земле.

10. Какова направленность логического следования в дедуктивном методе мышления?

а) рассуждение ведется от общего к общеъгу;

б) рассуждение ведется от общего к частном\г;

в) рассуждение ведется от частного к общему7;

г) рассуждение ведется от частного к частноз\гу.

11. Когда в истории философской мысли возникает учение об общественном договоре как источнике возникновения государства?

а) У-У1 вв. до н.э.;

б) ХЬХИ вв. н.э.;

в) ХУ11-ХУШ вв. н.э.; г)Х1Х-ХХвв.к.э.

12. Какое понимание природы было свойственно философии эпохи средневековья?

а) природа - органическая часть гармоничного Космоса, часто одушевленная;

б) природа - Божественное творение, последнее звено в иерархии «Бог-человек-природа»;

в) природа - противостоящая человеку стихия, которую необходимо подчинить и использовать;

г) природа - естественная среда, окружающая человека и формирующая его.

13. Как характеризовал сзтцность человека К. Маркс?

а) сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений;

б) человек - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам;

в) бог нас создал для того, чтобы вселенной предъявить свое величество, силу, слабость и премудрость;

г) человек - образ и подобие Бога.

14. Какое из определений духовных потребностей является наиболее полным?

а) это потребности красиво одеваться, иметь красивые вещи;

б) потребности в сознании и освоении духовных ценностей, нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного;

в) потребности в религиозных ценностях, вере в Бога;

г) потребность в общении с другими людьми.

15. Что марксизм понимал под надстройкой общества?

а) систему духовных отношений в единстве с общественным сознанием и общественными учреждениями;

б) только духовную культуру общества;

в) лишь госаппарат и политические партии;

г) систему духовных ценностей.

16. Выделите, в чем специфика современных экологических проблем: \/ а) глобальностьи;

б) угрозе жизни человека;

в) естественном результате развития природы;

г) необратимости отрицательных изменений в природе.

Вариант ХIII

1. Что считали целью человеческой жизни Эпикур и его последователи эшшурейць1?

а) постижение Бога;

б) познание самого себя;

в) удовольствие, безмятежность духа;

г) выполнение общественного долга.

2. Какой путь получения знаний является приемлемым для средневековой философии?

а) эмпирическая индукция;

б) рационалистическая дедукция;

в) божественное откровение;

г) герменевтическое понимание.

3. Кто из перечисленных мыслителей является автором концепции нелинейного многовариантного развития локальных исторических типов культуры?

а) Г. Гегель;

б) Н. Данилевский;

в) Н. Бердяев;

г) К. Маркс.

4. Какое понятие является исходным в философской системе И. Фихте? ,

а) природа;

б) время;

в) Я;

г) разум.

5. Как характеризовал сущность человека К. Маркс?

а) как совокупность всех общественных отношений;

б) как произведение природы;

в) как образ и подобие Бога;

г) как неповторимую индивидуальность.

6. Представителями какого направления в русской философии XIX в. абсолютизировалась роль православия, монархии и крестьянской общины в русской истории?

а) славянофильства;

б) западничества;

в) метафизики всеединства;

г) космизма.

7. Какая из указанных черт несвойственна философскому мировоззрению?

а) рациональность;

б) системность;

в) логика;

г) синкретизм.

8. Что означает философское понятие «атрибут»?

а) это - основа процесса;

б) это - причина;

в) это - неотъемлемое свойство субстанции;

г) это - любое свойство вещи.

9. Какие свойства человеческого сознания являются основными?

а) социальность;

б) творческий характер;

в) материальность;

г) всеохватность.

10. Какое понятие обозначает философскую науку, изучающую законы правильного мышления человека?

а) этика;

б) логика;

в) гносеология;

г) онтология.

11. Как определяется понятие «общество» с точки зрения организационного подхода?

а) коллектив людей;

б) процесс коллективного бытия людей;

в) институциональная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами;

г) совокупность способов жизнедеятельности людей.

12. Какие особенности современных экологических проблем являются наиболее существенными?

а) глобальность;

б) узкорегиональная специфика;

в) необратимость отрицательных изменений;

г) возможность природной саморегуляции, преодоления негативных последствий деятельности человека.

13. Какая философская позиция в понимании человека выражена автором: «Человек - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может - даже в мысли - вьшти из природы» (П. Гольбах)?

а) материалистическая;

б) теологическая;

в) объективно-идеалистическая;

г) субъективно-идеалистическая.

14. Каков главный критерий общественного прогресса?

а) состояние материальных производительных сил и производственных отношений;

б) уровень борьбы с преступностью и коррупцией;

в) степень свободной самореализации человека, неотрывной от его социальной ответственности;

г) степень духовного развития общества.

15. Что означает в переводе термин «экономика»:

а) рачительное хозяйствование;

б) ведение домашнего хозяйства;

в) производство материальных благ;

г) финансовое обеспечение производства.

Вариант XIV

1. Кто из перечисленных философов относится к эпохе Античности?

а) Гольбах, Дидро, Гельвеций;

б) Сартр, Камю, Ясперс;

в) Демокрит, Эпикур, Сократ;

г) Бэкон, Декарт, Спиноза.

2. Какой смысл заключен в теории «двух истин» средневекового

философа Оккама?

а) природа и общество развиваются по своим (несовпадающим)

законам;

б) душа и тело человека являются самостоятельными субстанциями;

в) философия и теология должны иметь различные цели и содержание знания;

г) разум и чувства человека являются источником противоречивой сущности человека;

3. Кто из перечисленных мыслителей является гуманистом эпохи

Возрождения?

а) Н. Кузанский, Т. Мор, Т. Кампанелла, П. дела Мирандола;

б) Дж.Локк, И.Ньютон, Т.Гоббс;

в) Микеланджело, Боттичелли, Рафаэль;

г) Дидро, Руссо, Вольтер.

4. Каким понятием характеризуется процесс растворения индивидуального сознания в коллективном, объединение множества верующих в «любви и истине» у русских славянофилов XIX в.?

а) нирвана;

б) соборность;

в) божественное откровение;

г) солидарность.

5. В каком порядке происходило становление основных видов деятельности человека:

а) земледелие, скотоводство;

б) собирательство, охота;

в) ремесло, торговля?

6. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем экзистенциализма?

а) Ж-П. Сартр;

б) А. Камю;

в) К. Ясперс;

г) К. Поппер.

7. Что означает термин «гносеология»?

а) теория познания;

б) учение о ценностях;

в) учение о прекрасном;

г) учение о бытии.

8. Что можно отнести к основным видам неживой материи?

а) вещество;

б) микроорганизмы;

в) поле;

г) растения;

д) животные.

9. Какие из указанных ниже языков являются искусственными?

а) язык мимики и жестов;

б) английский язык;

в) язык программирования;

г) математика.

10. Что такое метафизика как способ мышления?

а) философское осмысление физики;

б) философское учение, отрицающее бесконечность развития;

в) учение, признающее источником развития противоречивость мира;

г) философский метод, отрицающий всеобщую связь и противоречивость развития.

11. Как определяется «общество» с точки зрения субъектного подхода?

а) как коллектив людей;

б) как процесс коллективного бытия людей;

в) как институциональная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми Асоциальными группами;

г) как совокупность мыслей, чувств и переживаний людей.

12. В чем суть географического детерминизма?

а) в признании природной среды необходимым условием жизни людей;

б) в утверждении, что географическая среда может ускорять или замедлять процесс развития общества;

в) в положении, что географическая среда играет огфеделяющую роль, она определяет политический, социальный строй общества, культуру, экономику, нравственность и т.д.

13. Укажите основные сферы общественной жизни общества:

а) экономика;

б) мода;

в) искусство;

г) политика.

14. Когда наука становится экономическим ресурсом?

а) в период древних цивилюаций;

б) в эпоху промышленной революции;

в) в эпоху научно-технической революции;

г) в период мощного подъема естествознания в XVII веке.

15. Что такое субъективный фактор?

а) человек;

б) социальные группы;

в) технико-технологические отношения;

г) интеллектуальные, морально-психологические и организаторские свойства практически действующего субъекта.

16. Понятие «однополюсной мир» характеризует:

а) особенности электромагнитного поля земли;

б) неуравновешенность сложившейся системы международных отношений;

в) однопартийную политическую систему в СССР.

Вариант XV

1. Что выражало понятие «материи» в античной философии?

а) материальный субстрат (вещество; природные стихии);

б) материальную субстанцию;

в) одушевленное начало;

г) абстрактную категорию, существующую лишь в сознании человека.

2. Какой принцип содержится в высказывании Ф. Аквинского: «Философские истины не могут быть противоположны истинам веры?»

а) зависимость разума от веры;

б) зависимость веры от раз;ша;

в) дуализм души и тела;

г) теоцентризм.

3. Кто из перечисленных философов Нового времени развивал учение об «идолах разума»?

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Т. Гоббс;

г) Дж. Локк.

4. Какие периоды можно выделить в творчестве И. Канта?

а) метафизический и диалектический;

б) идеалистический и метафизический;

в) докритический и критический;

г) онтологический и гносеологический.

5. Какое из перечисленных направлений не имеет отношения к русской философии XIX в.?

а) славянофильство;

б) западничество;

в) номинализм;

г) космизм.

6. Какое понятие является центральным для философской аксиологии?

а) ценности;

б) человек;

в) разум;

г) эволюция.

7. Какое из перечисленных ниже понятий является наиболее общим (т.е. включает в себя в себешсе остальные)?

а) мировоззрение; "

б) материализм;

в) философия;

г) механистический материализм.

8. Что такое движение с точки зрения диалектического материализма?

а) перемещение тел в пространстве;

б) изменение наших ощущений и представлений;

в) всякое изменение вообще;

г) развитие.

9. Какие из указанных ниже языков являются естественными?

а) язык мимики и жестов;

б) английский язык;

в) язык программирования;

г) математика.

10. Какое из определенний диалектики соответствует диалекти-ко-материалистическому пониманию мира?

а) это учение об эволюции природы;

б) это искусство спора, полемики;

в) это философский метод, учитьшающий всеобщую связь и противоречивость развития вещей, явлений, процессов и т.д.

г) это учение об эволюции человека.

11. Что является определяющим фактором развития общества, с точки зрения теологических ковдепций?

а) географические условия, особенности климата;

б) уровень развития материального производства;

в) процесс эволюции;

г) божественное проведение.

12. В чем заключается основное отличие природы от общества?

а) природа возникла раньше;

б) природа не есть продукт человеческой деятельности, она не зависит от человека и может существовать без него;

в) природа конечна, она может погибнуть, тогда как общество, видоизменившись, далее будет существовать.

13. Что подразумевает процесс индивидуализации, с точки зрения философии?

а) обособление человека от общества, потерю интереса к политической, экономической и другим сторонам общественной жизни;

б) самотворчество, саморазвитие, самосовершенствование человека;

в) приобретение индивидом неповторимых качеств личности, формирование индивидуальности;

г) формирование личности эгоиста, индивидуалиста.

14. Что означает термин «производственные силы»?

а) способности и возможности людей, занятых в производстве материальных благ и услуг;

б) орудия труда, технологии, компьютерные программы и т.п., используемые в производстве материальных благ и услуг;

в) единство субъективных, вещественно-технических и научных факторов материального производства.

15. Что такое культ личности?

а) справедливое признание больших заслуг руководителя перед обществом;

б) подчеркивание высокого уровня духовной культуры руководящей личности;

в) слепое преклонение перед авторитетом какого-либо деятеля, чрезмерное прелъеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности.

16. Что означает понятие нелинейности социально-исторического развития?

а) разнонаправленность и неравномерность социальных изменений;

б) бессмысленность истории как глобального процесса;

в) возможность многообразия и многовариантности развития в противовес идее единообразия и однонаправленности развития.

Вариант XVI

1. С какими двумя именами античной философии связывают возникновение двух линий в философии - линии материализма и идеализма?

а) Фалеса и Сократа;

б) Демокрита и Платона;

в) Пифагора и Гераклита;

г) Эпикура и Платона.

2. Какие этапы можно выделить в развитии средневековой философии?

а) патристику и схоластику;

б) классический и эллинический;

в) ранний и поздний;

г) донаучный и научный.

3. Какая трактовка сущности человека характерна для просветителей XVIII?

а) человек по своей природе добр;

б) человек по своей природе зол;

в) человек по своей природе божественен;

г) человек по своей природе глуп.

4. Какое положение соответствует взглядам И. Канта на пространство и время!

а) они существуют независимо от нашего сознания;

б) это врожденные, доопытные формы чувственного восприятия;

в) это индивидуальные у каждого человека формы восприятия

мира;

г) это априорные формы рассудочного мышления.

5. Кто из перечисленных русских философов не принадлежит к религиозному направлению?

а) Л. Толстой;

б) Вл. Соловьев;

в) П. Флоренский;

г) А. Герцен.

6. Какое из направлений современной западной философии исследует теорию и практику истолкования, понимания и интерпретации понятий?

а) неопозитивизм;

б) экзистенциализм;

в) герменевтика;

г) структурализм.

7. Какой вопрос приобрел статус основного вопроса философии?

а) о происхождении мира;

б) об отношении мышления к бытию;

в) о смысле жизни человека;

г) о познании мира.

8. Как называется раздел философии, изучающий природу бытия, закономерности существования и развития мира?

а) антропология;

б) онтология;

в) аксеология;

г) гносеология.

9. Выделите основные функции языка:

а) эстетическая;

б) технологическая;

в) коммуникативная;

г) познавательная.

10. Какое понятие обозначает раздел философии, изучающий природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, всеобщие предпосьшки познания, условия его достоверности и истинности?

а) метафизика;

б) диалектика;

в) гносеология;

г) отнология.

11. Что является предметом социальной философии?

а) общественная жизнь во всех ее проявлениях;

б) познание наиболее общих законов развития общества, изучение общества как целостной системы, анализ взаимодействия всех ее структурных элементов и выяснение их роли в этом взаимодействии;

в) взаимодействие общества и природы;

г) взаимодействие личности и общества.

12. Термин «экологические проблемы» означает:

а) проблемы, связанные с религиозными конфликтами;

б) проблемы, возникающие в результате загрязнения окружающей среды деятельностью человека;

в) проблемы, связанные с экономическим неравенством стран.

13. Что означает термин «социализация» в социальной философии и социологии?

а) это - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, ценностей, норм общества, к. которому он принадлежит;

б) это - развитие и совершенствование общественных отношений, формирование новых социальных институтов;

в) это - процесс распространения социалистической идеологии;

г) это - процесс экспроприации частной собственности и создания национального сектора в экономике.

14. Укажите главный компонент общественного производства:

а) человек;

б) наука;

в) техника;

г) искусство.

15. В какой период наука становится ресурсом экономики:

а) когда происходит отделение умственного труда от физического;

б) в эпоху промышленной революции,

в) в эпоху научно-технической революции (середина XX в.);

г) в эпоху научной революции рубежа XIX и XX вв.

16. Почему опасен бесконтрольный рост населения Земли:

а) осталось мало незанятых человеком территорий;

б) биосфера Земли уже не справится с растущими потребностями ее жителей;

в) совершенно не опасен, так как население Земли неуклонно сокращается.

Вариант XVII

1. Кто из перечисленных античных философов не является представителем милетской школы?

а) Гомер;

б) Фалес;

в) Анаксимандр;

г) Анаксимен.

2. Какое понятие выражает одну из идей средневековой философии, согласно которой всеми мировыми событиями непрерывно управляет Бог?

а) креационизм; б) теоцентризм;

в) персонализм;

г) провиденциализм.

3. Кто из перечисленных философов Нового времени является основателем субъективного идеализма!

а) Ф. Бэкон;

б) Т. Гоббс; в) Дж. Локк;

г) Дж. Беркли.

4. В чем состоит противоречие между системой и методом философии Гегеля:

а) в том, что Гегель считал свою философию высшей ступенью познания Абсолютной идеи;

б) в том, что в философской системе Гегеля содержится мысль о начале и конце развития Абсолютной идеи, что не согласуется с его диалектической идеей бесконечности развития;

в) в том, что в своей философии истории Гегель дал неадекватную оценку некоторым народам;

г) в том, что диалектика Гегеля была идеалистической, а философская система материалистической.

5. Кто из перечисленных русских философов Х1Х-ХХ вв. является материалистом?

а) Н.Г. Чернышевский;

б) А.С. Хомяков;

в) В.С. Соловьев;

г) Н.А. Бердяев.

6. Укажите, для какой картины мира ориентация на вторую, искусственно созданную человеком природу', является доминирующей?

а) для традиционных восточных культур; б) для западноевропейской культуры; в) для российской культуры.

7. Что такое логика: а) способ человеческого мышления;

б) наука о законах правильного мышления;

в) теория познания;

г) философия морали.

8. Чем отличается философское понимание материи от естественно-научных представлений о ней?

а) философия дает обобщенное понимание материи, отвлекаясь от ее конкренных видов, структурных уровней и свойств;

б) философия изучает конкретные виды, структурные уровни и свойства материи;

в) философия изучает формы изменения материальных систем.

9. Какие сферы психической деятельности человека можно отнести к основным структурным элементам сознания!

а) интеллект;

б) бессознательное;

в) эмоции;

г) самосознание.

10. Что можно отнести к основным формам рационального познания?

а) суждение;

б) восприятие;

в) понятие;

г) умозаключение.

11. Как можно определить понятие «общество» с точки зрения анализа человеческой деятельности?

а) как коллектив людей;

б) как процесс коллективного бытия людей;

в) как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами;

г) как систему форм и способов человеческой деятельности, возникшую вследствие общественного разделения труда.

12. Какие из перечисленных ниже проблем можно отнести к экономическим?

а) эрозия почв;

б) накопление оружия массового уничтожения;

в) исчезновение видов растении и животных;

г) загрязнение морей и океанов.

13. Какие моменты оказывают влияние на процесс социализации личности {факторы социализации)!

а) язык и духовная культура;

б) природа; в) люди;

г) предметная среда.

14. Выделите основные, на Ваш взгляд, особенности развития материального производства сегодня:

а) интеллектуализация;

б) низкая эффективность;

в) автоматизация и компьютеризация;

г) информатизация и внедрение наукоемких технологий;

д) сокращение форм собственности.

15. Укажите, кто из мыслителей понимал цивилизацию как последнюю стадию развития культуры, связанную с ее умиранием, закатом, увяданием:

а) П. Сорокин; б) О. Шпенглер;

в) 3. Фрейд;

г) Л. Толстой.

16. Какой мировоззренческий принцип лежит в основе античной философии?

а) космологизм;

б) теоцентризм;

в) гуманизм;

г) кудьтуроцентризм.

Вариант XVIII

1. Кто из древнегреческих философов был учеником Платона и воспитателем А. Македонского?

а) Сократ;

б) Демокрит;

в) Аристотель;

г) Эпикур.

2. Какое из понятий выражает идею средневековой философии о том, что человек является образом и подобием Бога?

а) теоцентризм;

б) креационизм;

в) провиденциализм;

г) персонализм.

3. Какая социально-философская позиция выражена в знаменитом высказывании Мишеля Монтеня: «Душа императоров и сапожников скроена по одно.лгу и тому же образщ?»?

а) идея естественного равенства людей;

б) идея божественного происхождения человека;

в) идея социального неравенства людей;

г) идея переселения душ.

4. Кто из мыслителей Нового времени сформулировал основные вопросы человеческого существования: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

а) Г. Фихте;

б) И. Шеллинг;

в) И. Кант;

г) Г. Гегель.

5. Кто из названных мыслителей являлся «первым русским марксистом»?

а) Г.В. Плеханов;

б) В.И. Ленин;

в) Н.Г. Чернышевский;

г) А.И. Герцен.

6. Какой элемент сознания является определяющим в понимании сущности человека, с точки зрения 3. Фрейда?

а) бессознательное оно;

б) рациональное Я;

в) контролирующее поведение человека Сверх-Я;

г) коллективное бессознательное.

7. Какой ряд понятий выражает последовательную смену исторических типов мировоззрения?

а) философия-религия-миф;

б) миф-религия-философия;

в) религия-философия-миф;

8. Какое понятие, из перечисленных ниже, является самым емким по своему содержанию?

а) общественное бытие;

б) социальная реальность;

в) бытие;

г) материя.

9. Каков источник происхождения человеческого сознания, с точки зрения диалектико-материалистической философии?

а) сознание является продуктом социально-исторической деятельности людей;

б) биологическим свойством любого индивида;

в) имеет божественное происхождение;

г) результат вмешательства инопланетной цивилизации.

10. Что понимается под «относительной истиной»?

а) знание об относительности всего происходящего;

б) неполные знания;

в) знание, имеющее множество смыслов;

г) истина зависит от мнения субъекта.

11. Что рассматривается как определяющий фактор развития общества в концепции исторического материализма?

а) географические условия, особенности климата;

б) уровень развития материального производства;

в) процесс эволюции;

г) божественное Провидение.

12. Воспитание экологического мышления включает в себя:

а) совершенствование правовой системы;

б) воспитание личной ответственности каждого за бережное отношение к природе;

в) создание безотходных технологий.

13. Какие из перечисленных ниже понятий относятся к группе этических категорий?

а) прекрасное, художественное, красота;

б) благо, добро, мораль;

в) партия, политика, власть;

г) истина, ложь, заблуждение.

14. В чем сущность процесса информатизации экономики:

а) превращение информации в ресурс развития экономики и управление ею с помощью средств информатики;

б) превращение средств массмедиа в значимую общественную силу, влияющую на общественное развитие.

15. Какая философская дисциплина изучает проблемы источников и движущих сил истории, направленности социально-исторического развития?

а)эстетика;

б) социальная философия;

в) гносеология;

г) философская антропология.

16. Кто из античных мыслителей наиболее полно обосновал идею изменчивости и противоречивости развития бытия?

а) Фалес;

б) Демокрит;

в) Эпикур;

г) Гераклит.

Вариант XIX

1. К какому этапу развития античной культуры относится существование эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма?

а) гомеровскому;

б) архаическому;

в) классическому;

г) эллиническому.

2. Какое го определений является правильным?

а) эсхатологизм - это представление о постоянной и необходимой связи человека с Богом;

б) эсхатологизм - это учение о конце света;

в) эсхатологизм - это учение о боговоплощении;

г) эсхатологизм - это учение о том, что человек является образом и подобием Бога.

3. Какие два метода научного познания сформировались в западноевропейской философии XVII века?

а) диалектика и метафизика;

б) формальная и диалектическая логика;

в) историзм и рационализм;

г) эмпиризм и рационализм.

4. Какому из немецких философов принадлежит мысль:

«Есть две вещи, приводящие меня в восторг - звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»?

а) И. Кашу;

б) И. Фихте;

в) Г. Гегелю;

г) К. Марксу.

5. Какая из ниже перечисленных проблем была наиболее важной в развитии русской философии XIX в.?

а) проблема познаваемости мира;

б) проблема атомизма;

в) проблема своеобразия России;

г) проблема просвещения народа.

6. Для какого философского направления XX в. категория «понимания» является центральной?

а) экзистенциализма;

б) герменевтики;

в) фрейдизма;

г) космизма.

7. Что такое субъективный идеализм1?

а) учение о субъективной диалектике;

б) учение о непознаваемости мира;

в) учение о первичности сознания субъекта;

г) учение, абсолютизирующее роль разума в познании.

8. Кто были первыми философами-атомистами?

а) Ф. Бэкон, Р. Декарт;

б) Г.В.Ф. Гегель, И. Кант;

в) Левкипп, Демокрит;

г) Платон, Пифагор.

9. Что такое бессознательное (выделите наиболее полное определение)?

а) информация, которую человек забывает, потоъгу что не пользуется ею в повседневной жизни;

б) процессы, явления и составления, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им;

в) понятия, суждения, умозаключения, память, воля;

г) самосознание.

10. Какова направленность логического следования в индуктивном методе мышления?

а) рассуждение ведется от общего к общему;

б) рассуждение ведется от общего к частном)7;

в) рассуждение ведется от частного к общему;

г) рассуждение ведется от частного к частном}7.

И. Выделите основные структурные компоненты общественных отношений:

а) повод, по которому они складываются;

б) национальные особенности общества;

в) субъекты-носители, которые воспроизводят общественные отношения;

г) формы социальной предметности, в которых общественные отношения объективируются.

12. Какое из определений диалектики соответствует диалектико-материалистическому пониманию мира?

а) это учение об эволюции природы;

б) это искусство спора, полемики;

в) это философский метод, учитьгеающий всеобщую связь и противоречивость развития вещей, явлений, процессов и т.д.;

г) это учение об эволюции человека.

13. Какое из определений наиболее точно выражает сущность духовности:

а) добродетельность;

б) образованность;

в) воспитанность;

г) свойство личности, выраженное в стремлении к совершенствованию себя и окружающего мира на принципах добра, истины, красоты и справедливости.

14. Можно ли заменить духовное производство машинным трудом:

а) да;

б) нет.

15. Расположите в хронологическом порядке следующие этапы в развитии общества:

а) индустриальное;

б) архаическое;

в) информационное.

16. Что означает понятие «глобальный»?

а) всеобщий, универсальный;

б) общемировой, планетарный;

в) космический.

Вариант XX

1. У кого из античных философов познание определяется как припоминание?

а) Гераклита;

б) Демокрита:

в) Аристотеля;

г) Платона.

2. Какая черта не характерна для средневековой философии?

а) теоцентризм;

б) креационизм;

в) провиденциализм;

г) дуализм.

3. Для кого из философов ХУП-ХУШ вв. характерно учение о множественности субстанций - монад?

а) Ф. Бэкона;

б) Б. Спинозы;

в) Г. Лейбница;

г) Р. Декарта.

4. Кто из представителей немецкой классической философии рассматривал любовь в качестве сущностно-определяющеи характеристики человека:

а) И. Кант;

б) Г. Гегель;

в) Ф. Шеллинг;

г) Л. Фейербах.

5. В каком из направлений русской философии ХГХ-ХХ вв. решается проблема единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаоа человеческой деятельности:

а) философия всеединства;

б) космизм;

в) экзистенциализм;

г) религиозная философия.

6. Для какого из направлений современной западной философии проблема научного познания не является характерной?

а) логического позитивизма;

б) концепции научных революций;

в) лингвистического позитивизма;

г) «философии жизни».

7. Для какой формы духовного освоения мира синкретизм является сущностной характеристикой?

а) мифологии;

б) религии;

в) философии;

г) науки.

8. Что означает термин «общественное бытие» в философии марксизма!

а) это вся социальная реальность;

б) это единство материальной и духовной сторон общества;

в) это материальная (объективная) основа человеческого существования;

г) это способ производства материальных благ.

9. Каковы природные предпосылки возникновения человеческого сознания?

а) формирование развитого мозга и речевого аппарата;

б) переход к прямохождению, развитие р}тси;

в) общение, выработка языковых средств передачи информации;.

г) стадный образ жизни гоминид.

10. В чем полнее выражен смысл материалистического сенсуализма!

а) в недооценке роли абстрактного мыглления;

б) в отрицании объективного характера ощущений;

в) в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

11. Какое из определений можно выделить как философское определении общества!

а) общество - исторически изменяющая форма жизнедеятельности людей;

б) общество - социальное окружение человека;

в) общество - сельская община;

г) общество - добровольное объединение людей.

12. Что такое культура общества?

а) вежливость, интеллигентность, манера поведения;

б) определенный уровень цивилизащш;

в) духовная жизнь общества;

г) совокупность материальных и духовных ценностей.

13. Какое определение свободы соответствует диалектико-мате-риалистической трактовке?

а) свобода заключается в возможности человека поступать так, как ему хочется;

б) свобода есть способность принимать решения «со знанием дела»;

в) свобода заключается в освобождении человека от страха и зависимости;

г) свобода есть познанная необходимость.

14. Что такое практика с позиции диалектического материализма?

а) целенаправленная, предметно-материальная деятельность людей, имеющая общественно значимый характер;

б) любой акт человеческой деятельности;

в) материально-производственная деятельность;

г) духовно-теоретическая деятельность ученых.

15. Что изучает философия истории?

а) конкретные исторические события;

б) источники, движущие силы и направленность социально-исторического развития;

в) особенности истории той или иной страны;

г) историю общественных идей.

16. В чем основной источник экологических проблем?

а) в безответственности людей;

б) в росте материального производства, с которым биосфера уже не справится; "*

в) в несовершенном природоохранном законодательстве;

г) в несогласованности природоохранительных действий людей и государств.