Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Формы общественного сознания


Помимо уровней общественное сознание подразделяется на формы (вертикальный срез). Почему общественное сознание плюралистично? Почему оно существует в многообразных формах? Ответ прост: во-первых, многообразна и сложна сама общественная жизнь (общественное бытие), требующая всестороннего осмысления; во-вторых, аспекты этого осмысления тоже многообразны (познавательный, оценочный, художественный); в-третьих, каждый вид духовной деятельности занимает свое определенное место в общественной жизни, выполняет свои функции. Следовательно, можно говорить о принципах классификации форм общественного сознания. (табл.2).

1. По объекту отражения. Каждая форма общественного сознания отражает определенную сторону общественного бытия. Например, политическое сознание отражает отношения между различными социальными группами по поводу власти; экономическое сознание отражает экономические отношения, функционирование и развитие экономики, ее перспективы; нравственное сознание отражает специфику межличностных отношений; религиозное сознание – отношение к богу и т.д.

2. По способу отражения. Это может быть рационально-логический способ отражения (научное, правовое, политическое, экономическое, философское и др.); оценочный (нравственное, религиозное, атеистическое, философское); художественно-образный (художественное, религиозное и др.).

3. По социальной роли в обществе. Каждая форма общественного сознания выполняет ряд функций в обществе, одна из которых – основная. Например, искусство выполняет и познавательную и воспитательную, и оценочную функцию, но на первом месте – психологическая функция эмоционального воздействия. Основная функция правосознания – регулятивная (наряду с оценочной, познавательной, воспитательной) и т.д.

Право, мораль, искусство, религию, науку можно рассматривать как самостоятельные социальные явления, существующие не только в форме мысли (как скажем, политические и правовые идеи, художественный образ и эстетический идеал, научные и философские взгляды, нравственная оценка и религиозные постулаты), но и дополненные вполне ощутимыми, «работающими» законами и нормами, культовыми и обрядовыми действиями, предписаниями и санкциями, «обрастающими» вполне материальной системой отношений и институтов (научные организации, церковь, суд, театры и т.п.). Поэтому-то мы всегда и говорим: правовое сознание и право, религиозное сознание и религия и т.д.

Однажды возникнув, все формы общественного сознания (в том числе на уровне институтов) начинают жить самостоятельной жизнью, подчиняться своей внутренней логике развития и иметь свои закономерности. Между ними устанавливаются сложные и специфические отношения. Но нельзя забывать, что эта самостоятельность в конечном счете определяется ролью форм сознания в человеческой деятельности, характером их связи с реальным жизненным процессом (общественным бытием), что совершенно необходимо учитывать при их исследовании. Скажем, проблемы правосознания нельзя рассматривать «изнутри», без соотнесения их с состоянием и проблемами развития производственных отношений, всей сферы материальной общественной жизни, «юридическим отражением» которых является правосознание. Если идеолог, теоретик, художник форму и содержание мыслительного процесса выводит только из «чистого мышления» – или из своего собственного, или из мышления своих предшественников, то такая духовная деятельность будет бессмысленной, не общезначимой.

Первоначально число форм общественного сознания ограничивалось наукой, философией, религией, искусством, нравственностью, политическим и правовым сознанием. Причем наука иногда рассматривается как нечто присущее общественному сознанию в целом, «пронизывающее» его. В последние годы в литературе отстаивается мысль об экономическом и экологическом сознании как самостоятельных, специфических формах общественного сознания.