Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Философия



Философия



ЛИТЕРАТУРА


Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Афанасьев Ю.Н. Опасная Россия. Традиции самовластия сегодня. М., 2001.

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: В 2 т. М., 1991.

Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр.произведения. М., 1990.

Данилевский Б.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Зюганов Г.А. Россия и современный мир. М., 1995.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т. 3.

Олех Л.Г. Цивилизация и революция. Новосибирск, 1989.

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т.2. Гл.25.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Червонный В.П. Тоталитарный синдром в судьбе России. Екатеринбург, 2005.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Соч. 2-е изд. Т. 21.

Яковлев А.Н. Горькая чаша. Большевизм и реформация России. М., 1994.

Вопросы для самоконтроля

1. Является ли концепция исторического круговорота составной частью философских идей общественного производства?

2. Считаете ли Вы уровень свободы рядового человека важным критерием общественного процесса?

3. Чья трактовка сути общественного процесса Вам представляется наиболее глубоко?

4. Каковы главные отличия цивилизационной модели истории от формационной?

5. Что такое социальный регресс?

6. Какой Вы видите Россию середины XXI века?

Тестовые задания

1. Что такое «мировой год» в трактовке Пифагора:

а) двенадцать месяцев;

б) одиннадцать тысяч лет;

в) четыре времени года;

г) десять тысяч лет.

2. Г.Гегель представил общественный прогресс как:

а) единство двух основных тенденций – прямолинейно восходящего и как бы кругового развития;

б) исключительно прямолинейно восходящее совершенствование общества;

в) некое «спиралевидное» развитие с доминированием тенденции круговорота социальных процессов;

г) процесс смены культур, цивилизаций.

3.Согласно марксизму, общественный прогресс есть:

а) исключительно поступательное развитие материального производства;

б) деятельность мыслителей, руководящих движением масс;

в) процесс смены общественно-экономических формаций;

г) смена исторических типов хозяйственных революций.

4. Какие из названных явлений относятся к экономическому базису общественно-экономической формации:

а) духовно-идеологические общественные отношения;

б) общественное сознание;

в) материальные, производственно-экономические отношения;

г) государство и общественные организации.

5. Цивилизационные основы общества – это:

а) международно-признанные регуляторы экономической, политической и духовной жизни общества;

б) механизмы социально-ориентированной рыночной экономики;

в) высокий уровень образованности населения страны;

г) низкая смертность населения.

1 Сегодня тенденция к интеграции, синтезу наук становится не только все более заметной, но и доминирующей.

2 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель. М.: Мол. гвардия, 1993. С.81, 86, 90, 116 и др.

3 Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. М., 1991. Ч.1. С.13.

4 Там же. С.47.

5 Там же. С.100.

6 На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М., 1990. С.120.

1Теория философии. Под ред. Э. Ф. Звездкина и др. – М.: Филол. об-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо, 2004. С.3.

8. Там же.

1 Мир философии. Ч.I. С.51; Ч.II. С.31-33.

9 Таранов П.С. Многоликая философия: В 2 т. Донецк: Сталкер, 1998. Т.1. С.100.

10 Цит. по.: История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. С.81.

11 Русская философия второй половины XVIII в.: Хрестоматия. Свердловск, Изд-во Урал. ун-та, 1990. С.205.

12 Согласно источникам, сами термины «материализм» и «идеализм» были введены немецким философом Г. Лейбницем (1646-1716 гг.) в начале XVIII в. Образцом (родоначальником) идеализма для него был Платон, а наиболее ярким выразителем первой (наивной) формы материализма – Демокрит. Позднее эти два направления в философии получили названия «линия Платона» и «линия Демокрита». //Кириленко Г. Г. , Шевцов Е. В. Философия. М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО Изд-во ЭКСМО, 2003. С. 31.

1 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т.4. Ч.1. С.105.

13 Философия. Тематический словарь: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005. С. 71,75,76.

14 Введенский А.И. Судьбы философии в России. М., 1898. С.4.

15 Русская философия второй половины XVIII в. С.8.

16 Спиркин А.Г. Философия: Учебник.– М.: Гардарики, 2008. С.14.

17 Ильин В., Машенцев А. Философия в схемах и комментариях. СПб, 2005. С.

18 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2005. С 72.

1Кант И. Критика чистого разума. Симферополь, 1998. - С.5.

19Трансцендентное знание – знание неведомой сущности бытия, которое не дается нам в непосредственном чувственном опыте, выходит за его пределы и может быть постигаемо через интуицию и веру.

20Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С.35.

21Авенариус Р. О предмете психологии. М., 1911. С.13.

22Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическомую М.,1907. С.27-28.

23 При освещении данного вопроса сошлемся, прежде всего, на многочисленные труды представителя уральской философской школы, историка отечественной философии проф. Б.В. Емельянова.

24 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994. С. 34.

25 Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое.//Полн. Собр. Соч. и избр. письма.- М., 1991. С. 323.

26 Там же. С. 326.

27 Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. Указ. соч. С. 536.

1Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 томах. Т.III, М., 1958.- С. 96.

28Ткачев П.Н. Соч.: В 2-х томах. Т.1.- М., 1975. - С. 214.

29 Интуитивизм – философское направление, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.

1 Гольбах П. Система природы. М., 1940. С.25.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.550, 570.

2 Там же. С.584.

30 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // полн. собр. соч. 5-е изд.Т18. Следует иметь в виду, что в указанной работе встречается не одно, а несколько определений материи и что даются они в зависимости от того, какая философская проблема рассматривается и какие теоретические воззрения подвергаются им критическому анализу.

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18. С.131.

31 В качестве подтверждения данной позиции приведем слова академика РАЕН Э.П. Круглякова, утверждающего, «что это все блеф…». Согласен с этой оценкой идеи торсионного поля и академик НАН Украины М.С. Бродин, называя ее «…более чем сомнительная теория».

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.59.

1 Маршак С. Стихотворения и поэмы. М., 1973. С.72.

1 Мир философии. Ч.I. С.477.

1 См.: Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

1 Мир философии. Ч.1. С.475.

2 Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. Научно-фантастические произведения. Тула, 1986. С.276.

32 Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. М., 1997. С.150.

1 См.: Костенко З., Ремизова А. Рассказы о жизни мозга. М., 1964. С.36-37.

2 Мир философии. Ч.1. С.465.

1 Мир философии. Ч.1. С.467.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.29.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.29.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.490.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.490.

33 Считается, что сам термин «теория познания» был введен в 1854 г. шотландским философом Дж. Феррьером. См. Тихонравов Ю.В. Философия: Учебное пособие. – М.: ИНФА. М., 2001. С.126.

2 В литературе отмечается, что термин «эпистемология» употребляется также как синоним «философии науки». См. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. с. 436.

1 Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: 1957. С. 259.

1 О необходимости взаимосвязи знания и «практической жизни» говорил Вл. Соловьев. К.Поппер также указывал на недопустимость разрушения единства теории и практики. Он трактовал практику как «как наиболее значимый стимул к нему», т.е. к знанию. См. философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995.-с. 436-437.

34 Цель – это идеальный образ будущего результата деятельности.

1 Есть два вида познания, - утверждал Демокрит, - одно посредством чувств, другое – мысли.

1 Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894 гг.).

2 Иоганнес Петер Мюллер (1801-1858 гг.).

35 Но видимое еще не есть достоверное. Не все то золото, что блестит.

1 Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей, явлений, процессов.

2 Все содержание познания сенсуализм пытался вывести из деятельности органов чувств. Чувственность они рассматривали как главную форму достоверного знания

1 Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991. С.60.

1 Двадцать лекции по философии: Учебное пособие / А.В. Грибакин, Ю.Г. Ершов, В.Е. Кемеров и др. – Екатеринбург, 2001, С. 159.

2 Двадцать лекций по философии, С.162.

1 Эзотерический (от греч. – «внутренний») тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах) против. экзотерический.

2 Двадцать лекций по философии, С. 158.

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18. С.123

1 Крапивенский С. Общий курс философии. Волгоград. 1999. С.134.

2 Напр., лекарство эффективное для одного больного, может оказаться бесполезным (или даже вредным) для другого, хотя и с таким же диагнозом.

1 Аналогично можно рассмотреть развитие представлений о структуре материи, ее видах, формах и структурных уровнях.

1 Франц. математик, физик, астроном Пьер Лаплас (1749-1827 гг.) отмечал: «То, что мы знаем – ограниченно, а то чего мы не знаем – бесконечно».

1 Понятие «ложь» близко по смыслу понятию «дезинформация». Но это не синонимы. Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая от этого быть неправдой.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.1-2.

2 Урбен Жан Жозеф Леверье (1711-1777 гг.) франц. астроном вычислил в 1746 г. (на основании исследования возмущений Урана) орбиту и положение планеты, открытой затем нем. астрономом Галле (1812-1910 гг.) и названной Нептун.

1Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1969. С.180.

1 Более подробно об этом см.: Емельянов Б.В., Лазарева Н.М. Проблема человека в философии: история и основные понятия. Екатеринбург, 1994.

1 Цит. по кн.: Фролов И.П. О человеке и гуманизме. М., 1989. С.40.

1 Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. М., 1964. Т.2. С.149.

2 Гольбах П. Избр. произведения: В 2 т. М., 1963. Т.1. С.59; Т.2. С.55.

1 Гельвеций К. Соч.: В 2 т. М., 1974. Т.2. С.7.

1 Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т.3. С.243.

2 Фейербах Л. Избр. произведения: В 4 т. М., 1955. Т.1. С.266.

3 Там же. Т.2. С.414.

1 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т.42. С.256.

2 Там же. Т.1. С.242; Т.4. С.162.

3 Там же. Т.42. С.94.

4 Там же. Т.34. С.137.

1 Сублимация (от лат. sublimo - возношу) - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.

1 Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С.97.

36 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С.33.

37 Фромм Э. Иметь или быть? С.43.

38 Там же. С.108.

39 Там же. С.156.

1 Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. С.328-329.

2 Там же. С.329.

40 Там же. С.325.

41 После второй мировой войны А. Камю придал идее бунта общественное звучание. Бунт - это стремление людей объединяться для достижения свободы.

1 Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. С.314.

2 Даутов Т.М. Личность как социологическая категория. Алма-Ата, 1970. С.103.

3 Тугаринов В.М. Личность и общество. М.: Политиздат, 1965. С.88.

1 Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1985. Т.1. С.496.

2 См.: Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука, 1989. С.27.

1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

2 Лосев А.Ф. Указ. соч. С.315, 319.

42 Кант И. Соч. Т.6. С.357.

43 Мир философии. Т.II. С.115.

44 Соловьев В.С. Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1912-1914. Т.8. С.3.

45 См.: Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика объекта и субъекта. Екатеринбург, 1993. С.197.

1 Нуйкин А. Новое богоискательство и старые догмы // Новый мир. 1987. № 4. С.252.

46 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С.244.

47 Барулин В.С. Социальная философия: учебник - Изд. 2 - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 3-4.

1 Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. С.66

2 Там же. С. 76.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.28. С.424-427 .

48 Гейден Г. Критика немецкой геополитики. М., 1990. С. 10.

49 Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С.27.

50 О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.

51 Гельвеций К. Сочинения: В 2 т. М.,1974. Т.II. С.7.

52 Мир философии: Книга для чтения. М.,1991. Ч.II. С.210.

53 Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия. Свердловск,1990. С.154.

54 Там же С. 153.

55 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.7.

56 Маркс К. и Ф. Энгельс. Соч. Т. 37. С. 396.

57 Там же. Т.39. С.175.

58 Там же.Т.20.С.639.

59 Квинтэссенция: Философский альманах. М.,1990. С.377.

60 Дэниел Бэлл ( р. 1919 ), американский социолог, один из создателей теории «постиндустриального общества» , футуролог, ведущий представитель социального прогнозирования.

61 Олвин Тоффлер( р. 1928 ), американский социолог, футуролог, один из авторов теории «сверхиндустриального общества», «сверхиндивидуальной цивилизации».

62 Келлер Я. Модернизация – Гуманизация общества или коррозия бытия // Социс, 2002, С.50

1 Под системой мы понимаем любое явление, выделенное относительно других явлений, состоящее из взаимосвязанных частей и обладающее интегральными свойствами, которые могут отсутствовать у частей, взятых порознь.

1 Мир философии. Ч.II. С.194.

2 Там же. С.210.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.306.

63 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.307.

1 Кудрявцев И.К., Лебедев С.А. Синергетика как парадигма нелинейности // Вопр. философии. 2002. №12. С.63.

64 Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие. Мн.: Соврем. школа, 2005. С.347.

1 Мир философии. Ч.II. С.176.

2 Там же. С.183.

3 Там же. С.196.

65 Гегель. Сочинения. М., 1929. Т.1. С.248.

66 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.116.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.39. С.55.

1 Маркс К. Капитал // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т.23. С. 552

1 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989. С. 184.

67 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 44.

68 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е. Т.2. С.90.

69Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 452.

70 См.: Здравомыслов А.Г. Потребности, ценности, интересы. М., 1986;

Иванчук Н.В. Формирование потребностей как социально-исторический процесс. Свердловск, 1987.

71 См.: Скоробогацкий В.В. Социокультурный анализ власти. Екатеринбург, 2002.

72 Даль В. Толковый словарь. Современная версия. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. С. 358

73 Философский словарь. М.: Политиздат. 1975. С. 333; Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат. 1983. С. 363 и др.

74 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983.; Краткий философский энциклопедический словарь. М., 1994

75 Современный экономический словарь. ИНФРА-М., 1997 авт. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубова Е.Б.

76 Большой энциклопедический словарь / Под ред. Азрилияна А.Н. М.: Институт новой экономики. М.1999

77 Философский словарь: Основан Г. Шмидтом.- 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа /пер. с нем./ Общ. ред. В.А. Малинина. – М.: Республика, 2003. – 575 с.

78 Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА – М., 2004 (Аннотация).

79 Ветошкин А.П. Философия. Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений: Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 2004г. С.370.

80 Волчек Е.З. Философия. Учебное пособие для вузов. Минск. «Экоперспектива», 1998. С.224; Философия. М.: Гайдарика. 2002. Под ред. Митрошенкова О.А. С.302. Философия. Материалы к лекциям, Ч.II. Екатеринбург, 2004 г. С.66-68.

1 кому не знакомо слово, «неликвиды», то что не востребовано, то, что годами лежало на складах или прилавках магазинов.

2 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. В 2-х ч. Ч.I- М.: Политиздат. 1980. С.21.

1 Молевич Е.Ф. Общая социология: курс лекций. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М.: Едиторная УРСС, 2003. С. 257.

81 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.188; 195.

82 Напр., труд дворника по уборке территории двора и коллективный субботник по уборке этой же территории. Или: труд приглашенного специалиста для вскрытия сейфа в связи с утерей ключей и «медвежатник» вскрывающий сейфы с целью ограбления.

83 Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. С.546.

84 Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. – М.: «Российская политическая энциклопедия» РОСПЭН, 2002

85 В настоящее время население России составляет 3% всего населения Земли. Вместе с тем, в России 40% всех природных ресурсов, необходимых для современного производства, и 24% интеллектуальных ресурсов

1 Вильчек В.С. Прощание с Марксом (алгоритмы истории). М., 1993.

1 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 7-12.

1 Ильин И.А. Основы христианской культуры. Собр. соч. Т.1. М., 1993. С. 301-303.

2 См.: Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.

86 Ярошенко С.С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы)// Социс, 2006. №7. С.34-42

87 Ленин В.И. Полн.собр.соч.Т.39.С.15

88 См.: Сорокин П. Человек, общество, цивилизация. М.: ИГИ, 1992. С. 271.

89 .Авраамова Е.М.. Средний класс эпохи Путина.//ОНС. 2008. №1. С.29-30.

90 Нормирование и оплата труда, 2008. №1 С.78.

91 Авраамова Е.М.. Указ.работа. С. .29.

92 Конфуций. Я верю в древность. М.: Республика, 1995. С.369.

1 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.213.

93 Гегель. Философия духа. М., 1977. С. 9, 25.

2 Бердяев Н.А. Дух и реальность // Философия свободного духа. М., 1994. С.456.

3 Там же. С.366.

94 Лосев А. Дух // Философская энциклопедия. М., 1962. Т.2. С. 82.

95 Хэтчер У. Понятие духовности. Киев, 1992. С.9.

96 Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека (философия религии). Екатеринбург. 1993. С. 9, 10.

1 Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 1996. №2. С. 5.

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.30. С.61.

1 Поппер К. Открытое общество и его враги / Пер. с англ. М., 1992. Т.2. С. 322.

2 Там же.

1 Хейли А. Аэропорт. М., 1990. С.256.

97 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е. изд. Т.3. С.41.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 395.

1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 118.

1 Яковлев А.Н. Горькая чаша. Большевизм и реформация России. Ярославль, 1994. С. 441.







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen