Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Философские проблемы экономической жизни общества


Данная тема имеет для студентов УрГЭУ профильное значение. Высокая значимость овладения ею объясняется тем, что на прежних этапах обучения основополагающие вопросы данной темы не рассматривались. Но прежде чем акцентировать философские вопросы экономики, следует охарактеризовать феномен общественного производства в целом.

Общественное производство представляет собой процесс взаимосвязанного созидания необходимых обществу материальных и духовных ценностей и благ, а также производства и воспроизводства самого общественного человека. Соответственно, различают производство материальное, духовное и таковое, ориентированное не только на рождение человеческого индивида, но и на его формирование как полноценной личности. Очевидно родство понятий «производство» и «труд». Последнее используется, во-первых, для оценки затраченной работником энергии, измеряемой длительностью усилий и потраченного времени (из нее исходил К. Маркс в «Капитале»), и, во-вторых, для определения производства как опредмечивания, материализации идей с помощью различного рода энергии и орудий труда. Известный российский исследователь В. Вильчек удачно характеризует труд как преобразование той или иной материи – придание ей нужного человеку образа.

Не менее очевидно, что эффективное развитие современного материального производства «по плечу» только профессионалам, обладающим немалым творческим потенциалом, духовно-нравственной подготовкой. Последняя дает возможность понять нежелательность «хрематического» (от греч. «хремос» – богатство) истолкования материального производства, в соответствии с которым материальные блага рассматриваются в качестве самоцели, а не предпосылки полноценного личностного развития.

Синонимом понятия «материальное производство» можно считать термин «экономика» (от др.греч. «ойкео», «ойкумена» – совокупность заселенных человеком пространств, и «номос» – закон, вытекающий из божественного разума). Экономика - единство производительных сил (орудий, средств труда и его предмета) и производственных отношений (собственности на средства производства; по поводу общественного разделения труда; в сфере организации, управления производством; в области распределения и экономического потребления произведенного продукта). И производительные силы, и производственные отношения невозможны без человека как субъекта материального производства с его физиологическим, психологическим, нравственным потенциалом, объемом профессионального знания (оригинальные мысли по этому поводу содержатся в работах крупного российского экономиста 20-х годов Н.Д. Кондратьева).

Обществу известны следующие хозяйственно-экономи-ческие революции:

а) переход от собирательства к земледелию и скотоводству;

б) мануфактурно-индустриальная, открывшая простор капитализму;

в) научно-техническая – середины XX века;

г) информационная – второй половины XX столетия.

Содержание каждой из них целесообразно рассматривать исходя из общеметодологической посылки В. Вильчека относительно материального производства как единства информационного (целеполагающего) и энергетического источников. Информационный он отождествляет с характером производственного знания, энергетический – с типом используемой энергии (мускулы человека, машина – двигатель). В конечном счете, экономика – диалектически противоречивое взаимодействие работника и технико-технологических средств, ныне совершенствуемых преимущественно научным способом.

В настоящее время существует несколько десятков трактовок техники. Одной из наиболее удачных является ее оценка как искусственно (и искусно) созданных средств целесообразной человеческой деятельности во всех ее сферах. Таких средств насчитывается около пяти тысяч разновидностей. Исторически технический прогресс развивается как вширь, охватывая все новые области деятельности людей, так и вглубь – с вовлечением в его орбиту новых материалов и повышением КПД уже апробированных. Закономерностью научно-технического прогресса является возникновение все более острых, социально болезненных проблем, обусловленных как относительным несовершенством многих технических средств, так и не всегда нравственным их использованием различными социальными силами. Различается техника «субъективная», включающая способы, приемы деятельности (например, техника спортсмена, музыканта) и «объективная» (материальные конструкции, системы типа станков, ЭВМ и т.д.).

Исторически последовательное внедрение все более эффективной техники сопровождалось ростом производительности труда, формированием качественно новой искусственной сферы обитания (жилищ, одежды, предметов быта и т.д.), оберегающей людей от невзгод, возвышением человеческих потребностей и созданием адекватных средств их удовлетворения, изменением деятельности людей.

В середине XX века технико-технологический процесс получил мощный импульс в связи с высоким уровнем стыковки этого процесса и процесса развития наук. Конвергенция (сближение и слияние в одной точке) научного и технико-технологического потока изменений получила наименование научно-технической революции (НТР). В отличие от промышленной революции XVII - XVIII веков, в условиях НТР наука становится теоретической базой техники, а техника – ее материальным воплощением. Кроме того, появился новый тип машин, в структуре которых к трем классическим элементам (рабочий орган, передача, двигатель) добавился четвертый (программно-управляющее устройство), обеспечивающий функционирование машины в автоматическом режиме. Работник превращается в оператора, наладчика, программиста. На своем первом этапе НТР обеспечила комплексную механизацию и автоматизацию производственных процессов, выход за их рамки – в сферу управления, учета, на транспорт и т.д. На Западе с середины 70-х годов, а в СССР-России в начале 90-х развернулся второй ее этап – компьютеризация (информатизация) и внедрение радикальных технологий. Он связан с изобретением и использованием микрокомплексов («чипов»), с превращением микроэлектроники и информатики в ведущую отрасль экономики, с применением генной инженерии и биотехнологии, интенсивным развитием космического производства.

В третьей четверти XX века в экономически развитых странах вторая фаза НТР инициировала процесс информатизации не только материального производства, но и всей системы общественных и многих аспектов индивидуально-личностных взаимоотношений. Сегодня информатизация рассматривается как такое социально-экономическое и технико-технологическое развитие общества, при котором функционирование информации постепенно приобретает решающее значение для всех видов и форм человеческой деятельности. Информация имеет потребительную и меновую стоимость, становится не только экономическим, но и в целом социокультурным феноменом. При этом информационный поток развивается как горизонтально, так и вертикально.

Характеризуя инфореволюцию как социокультурное явление, правомерно рассматривать ее как социотехническую революцию (СТР), технической сутью которой является компьютеризация все новых сфер деятельности людей, а также разработка и применение радикальных технологий. В своем социальном контексте СТР к концу XX века привнесла в западные общества немало общественных инноваций, две из которых имеют особо важное значение:

а) глубокое (на основе реформ, а не революций!) преобразование отношений собственности на средства производства, в ходе которого были существенно подорваны позиции крупных монополистов и «экономическое лицо» общества стали определять средние и мелкие собственники; значительное уменьшение разрыва в доходах наиболее богатых и наименее обеспеченных граждан;

б) «схождение» полюсов супербогатства и супернищеты, характерных для капитализма эпохи К. Маркса, прогрессирующий рост численности представителей среднего класса, ядром которого являются указанные выше собственники. Растущий размах компьютеризации ведет к объективному сближению приватизационной («частнособственнической») и социализационной («акционерно-кооперативной») тенденции развития экономики и даже росту удельного веса акционерно-коллективных форм хозяйствования.

Наряду с отмеченными позитивными последствиями имеются и негативные, концентрированно представленные в системе отношений «человек-информатика». Информатизация общества ставит перед людьми все более острые нравственно-психологические проблемы, обусловленные характером использования большей, чем ранее, массы свободного времени, и одновременно понизившейся (в связи с появлением беспрецедентных технических средств обмена информацией) способностью к полноценному духовному общению. «Душа обязана трудиться и день, и ночь, – писал советский поэт Н. Заболоцкий. Когда ее «труд», т.е. нормальное духовное развитие человека, невозможное без такого же общения с себе подобными, во многом подменяется «деятельностью» компьютера, у человека появляется искушение в виде технократизма – стремления заключить, что с помощью электроники можно (и нужно) решать все проблемы, в том числе духовно-культурные.

В нашей стране НТР, особенно на ее второй фазе, развивается не столь интенсивно, как на Западе. Главной причиной этого являются известные слабости прежней тоталитарной экономической системы. Кроме того, экономическая политика российского правительства, особенно в 1992 - 1996 гг. оказалась откровенно технократической. В результате к концу 90-х годов основная доля национальных богатств оказалась в руках менее 10% собственников. Необходимо придание рыночной экономике заметной социально-нравственной ориентации.

Достаточно актуальна также проблема соотношения механизмов государственного регулирования экономики, с одной стороны, и таковых «монетаристского», рыночного типа, – с другой. Опыт нашей страны второй половины XX века показал необходимость определенного государственного контроля – прежде всего через систему рационально выстроенных правовых норм - за приватизационной тенденцией развития экономики. Особенно важен данный контроль на этапе становления полноценного рынка. Наряду с этим, должна осуществляться эффективная поддержка государством субъектов мелкого и среднего бизнеса, последовательная линия на исполнение антимонопольного законодательства. В последнее время руководство РФ стремится активнее влиять на генезис цивилизованной рыночной экономики.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Духовное производство; информатизация общества; информационная революция; информационный источник материального производства; материальное производство; общественное производство; производственные силы; производственные отношения; производство человека; социотехническая революция; техника; технократизм; труд; энергетический источник материального производства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

7.5.1. Какой период в истории можно считать началом научно-технической революции?

7.5.2. Какова сущность технократизма?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Правомерно ли делать вывод об определяющей роли в истории материального или духовного производства?

2. Какие закономерности исторической эволюции техники вы знаете и проявляются ли они в конце XX – начала XXI веков?

3. НТР и СТР – разные явления или «две стороны одной медали»?

4. Какова роль государственного регулирования в развитии экономики?