Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Отечественная философия ХVIII в.


Второе крупнейшее влияние отечественная мысль испытала в ХVII – ХIХ вв. со стороны европейской культуры, основой этого воздействия стали петровские реформы. Начиная с ХVI в. начинаются тенденции секуляризации в различных областях общественной жизни, век же ХУ111 вывел русскую философию из-под теологических форм мышления. Дух просвещения в реформистской деятельности Петра был столь силен, что даже официальная идеология основывалась на теории естественного права и общественного договора, принципом государственной политики стала идея о несословной ценности человека, подчинении личных интересов общественным. В основе просветительского взгляда на человека вера в мощь разума, способного построить общество справедливости, признание самоценности личности. Основоположники светской философии в России, идеологи реформ Петра I мыслители, придерживающиеся просветительских взглядов, - А. Кантемир, В.Н. Татищев, Ф. Прокопович А.Н.Радищев, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, Н.Н.Поповский, С.Е. Десницкий, Д.С.Аничков, Я.П. Козельский, Ф.В. Ушаков. Именно В.Н. Татищев в работе «Разговор о пользе наук и училищ» уделял особое внимание деятельности человека, исходящего из принципа разумного эгоизма, следующего «естественному закону», мыслитель высказывался в защиту «светского бытия», свободного познания, науки, вступив в противоречие с православной идеологией. С точки зрения Татищева, разум – достоинство только человека, условием его существования является просвещение. История человеческого общества есть «всемирное умопросвещение». Именно под влиянием идей В.Н. Татищева в России начала развиваться система светского образования.

В 1755г. выдающимся русским ученым, крупнейшим просветителем М. В. Ломоносовым (1711 – 1765) был основан Московский университет и две гимназии для дворян и для разночинцев. Ломоносов был разносторонне одаренным человеком, он внес свой вклад и в развитие философии. Как ученый–естествоиспытатель М.В. Ломоносов утверждал материальное единство мира, подтверждаемое научными изысканиями, стал родоначальником научной атомистики, создав корпускулярную теорию, подчеркивал значимость эксперимента в процессе познания, ратовал за математизацию знания. Будучи деистом, отводил Богу роль перводвигателя, поддерживал «теорию двух истин», разделяя области науки и религии. В учении Ломоносова религиозное чувство, любование природой совмещается с трезвым взглядом ученого-энциклопедиста. Велики его заслуги и в гуманитарной области – в наследии мыслителя труды по грамматике русского языка, он создатель литературного жанра оды, переводчик, собиратель русских пословиц, его перу принадлежит первый том Российской истории. Ученый создал свою научную и литературную школу, разработал для Географического департамента, которым руководил, конкретную программу изучения экономических и природных ресурсов страны. М.В. Ломоносов стал первым в русской истории ученым мирового уровня.

Одним из самых образованных людей своего времени был А.Н. Радищев (1748-1802), он обучался в Лейпцигском университете, был хорошо знаком с трудами Гердера, Гельвеция, Лейбница, Руссо, Локка и др. европейских философов. Вольнодумец, он не мог не откликнуться критически на российские реалии и в 1790 г. издал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой критиковал самодержавный деспотизм, крепостничество, обосновывая его моральную, экономическую, правовую несостоятельность, проповедовал социальную и гражданскую свободу, призывал к борьбе. Для обоснования теории социального равенства использовал теории естественного права и общественного договора. Самодержавие есть нарушение общественного договора, соответственно народ вправе не подчиняться этой власти. Придерживаясь идеалистического взгляда на историю, тем не менее, Радищев рассматривал социальные антагонизмы как следствие появления частной собственности.

А.Н. Радищев – родоначальник русской антикрепостнической революционной идеологии. По указу Екатерины 11 автор «Путешествия …» был судим и сослан на 10 лет в Сибирь, где в 1792 -1796 г г. была написана самая значительная философская работа Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии». Работа состоит из четырех частей, она носит следы влияния идей Лейбница и Гельвеция. В первых двух частях обосновываются материалистические доказательства невозможности бессмертия человека, его тела и души, в третьей и четвертой части фактически опровергается изложенное в предыдущих частях. Фактически Радищев оставляет этот вопрос открытым, так как считает, что его окончательное решение невозможно. Тем не менее в конце книги им высказывается предположение о ином виде бессмертия души в виде сохранения ее содержания в памяти человечества. Человек рассматривается как природное существо, обладающее рядом специфических черт – он прямоходящее существо, специфика мозга, «чудодейственная» речь, стремление к самосовершенствованию и способность к труду, благодаря развитию руки.

С точки зрения Радищева, необходимо различать вещественные и духовные субстанции; смерть есть естественная перемена человеческого состояния, сменяющая жизнь, затем разрушение – третье состояние, в котором все возвращается к начальным стихиям (земле, воде, воздуху и огню). Тело и душа связаны, следовательно, смерть касается и души и тела, однако, природа ничего не уничтожает: «небытие… есть напрасное слово». Душа неразрушима, ибо неразложима на составляющие части. Вся природа свидетельствует о бессмертии человека, в нем она переходит к другому порядку вещей. Цель происходящего – совершенствование, такой же цель останется и после смерти, следовательно, утверждает мыслитель, после смерти человек просто будет иметь другую организацию, будущее, определяя настоящим, – «твое будущее будет соразмерно твоему житию». Важно, что идея бессмертия выражается у Радищева в нерелигиозной форме, хотя можно провести аналогии с идеей воздаяния в христианстве или исламе.

Выдающийся русский философ и историк отечественной философии В.В. Зеньковский утверждал, что большую роль в духовной мобилизации творческих сил России в ХУ111 в. сыграло масонство, оно оказало сильное влияние на развитие отечественной философии. Центральной для масонов была проблема человека, его внутренней жизни, связующей человека и Бога. Они верили в будущий золотой век, прогресс, возможность морального перерождения на основе самопознания и работы над собой; искали своими гносеологическими средствами, главным из которых было единство веры и знания, эзотерические элементы в христианстве. В русском масонстве была также натурфилософия, оформлявшая философский интерес к изучению природы. Оккультизм также является элементом масонского мировоззрения. Масонами были Н.И. Новиков, А.М. Кутузов, князья Гагарины, Одоевские и др.