Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Социальные функции философии


Взаимоотношение между философией и частными науками носило противоречивый характер и изменялось по мере развития самой философии и частнонаучного знания. Вначале, как уже отмечалось, философия включала всю совокупность знаний о мире. Длительное время философия, по существу, играла роль «науки наук», когда наряду со стремлением дать общее понимание бытия и познания она пыталась навязать частным наукам положения и принципы, добытые путем умозрительных рассуждений. Этот факт объяснялся не просто заблуждениями отдельных философов, а общим состоянием духовной культуры и социальными условиями того времени.

Развитие практики, науки, в том числе и самого философского знания, позволило философии самоопределиться в системе научного знания. Каждая конкретная (специальная) наука исследует качественно определенную систему закономерностей, присущих лишь определенной сфере явлений и процессов. Философия вырабатывает общий взгляд на мир, исследует его наиболее общие начала и принципы. Но система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире не есть просто конструкции ума. Эта система знаний разрабатывается, выводится из самого мира с помощью конкретных (частных, специальных) наук. Без опоры на конкретные науки, на практику философия может превратиться в абстрактные, умозрительные конструкции ума. А что дает философия специальным отраслям знания, т.е. частным, конкретным наукам? Для них она выступает как всеобщий метод и методология познания. Не случайно русский философ 2-й половины XVIII в. Н.Н. Поповский образно называл философию «матерью всех наук и художеств»15. Великий же русский мыслитель А.И. Герцен образно представлял взаимосвязь философии и конкретно-научного знания в виде дерева с его могучим стволом и раскидистыми ветвями. Подобно тому, как дерево не бывает без ствола и ветвей, так немыслимы друг без друга наука и философия. «Отнимите ветви, – говорил он, – останется мертвый пень, отнимите ствол – ветви распадутся». Следовательно, философия и конкретная наука не соперницы. Каждая из них в культуре выполняет свои функции.

К сожалению, не изжиты попытки противопоставления философии и конкретных наук, проявлениями которого являются сциентизм и антисциентизм. Сам термин в переводе с латинского (scientia) означает «знание, наука». Сциентизм – мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль науки в системе культуры и идейной жизни общества. Но в качестве образца науки сциентизм рассматривает естественные, так называемые точные науки. Сциентизм проявляется по-разному. От внешнего подражания точным наукам до абсолютизации естественнонаучного знания как единственно научного и отрицания философско-мировоззренческой проблематики как якобы лишенной познавательного смысла и значения. Антисциентизм, напротив, концепция, утверждающая ограниченность возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в крайних случаях оценивающая науку как силу, враждебную подлинной сущности человека. Философию антисциентизм противопоставляет науке, которая якобы носит утилитарный характер и не способна подняться до понимания подлинных проблем бытия мира и человека.

Вопрос «Философия и конкретные науки» рассматривается в учебной литературе традиционно: в плане их взаимовлияния, взаимодействия. Не менее актуален также вопрос: является ли сама философия наукой? Этот вопрос однозначного решения в учебной литературе пока не нашел. Отдельные авторы не вдаваясь «в дебри споров» прямо заявляют, что «философия это наука»16. Другие – выводят философию за границы науки, считают, что к философии неприменимы общепринятые критерии научности17. Значительная часть авторов, с которыми можно согласиться, сходится во мнении, что «философское знание есть комплексный интегральный вид знания»18, что в нем имеются признаки, свойственные: естественно-научному знанию (особенно в таких разделах как онтология, гносеология, методология), а также идеологическому, гуманитарному, художественному, обыденному знанию. В философском знании эти виды знания представлены как стороны, ипостаси, компоненты его внутреннего содержания. Они внутренне взаимосвязаны, а порой оказываются слитными и неразделимыми.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать основное значение философии, выделить ее наиболее важные социальные функции:

Гносеологическая функция. Философия выступает, прежде всего, как содержательное, теоретическое знание о мире и человеке. Она выявляет наиболее общие идеи, на которых базируется та или иная конкретная культура. Их называют универсалиями культуры. Среди них важное место занимают такие философские категории, как бытие, материя, предмет, явление, свойство, развитие, причина, следствие, сущность, необходимость, случайность, элемент, структура, система и др. Ни один человек, тем более специалист, ученый не может обойтись без этих понятий. Они относятся к предельным основаниям, универсальным формам культуры и приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям неисчерпаемого в своем многообразии мира.

Мировоззренческая функция. Философия дает человеку возможность сформировать систему взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, идеалы. Мировоззрение определяет наш образ жизни, определяет нашу жизнь как целостность, а не отдельные поступки.

Методологическая функция. Будучи системой самых общих теоретических взглядов на мир, человека, системой оценок, принципов, убеждений, философия является средством ориентации человека в социальной, экономической, политической, нравственной и других сферах общественной жизни, т.е. определенной программой поведения и действий людей. Следовательно, философия не только объясняет мир, но и является средством его теоретического и практического освоения.

Прогностическая функция. В структуру мировоззрения входят не только знания, убеждения, принципы, но и идеалы, т.е. то, что еще не существует, но мыслится, воображается возможным к осуществлению. Еще И. Кант замечал, что философия не столько отражает то, что есть, сколько предопределяет, что должно быть. Наличие в мировоззрении идеалов характеризует его как опережающее отражение, как такую идеальную силу, которая не только отражает действительность, но и ориентирует ее на изменение. Специфика философского предопределения в том, что философия меняет образ мысли, а изменение образа мысли влечет за собой и изменение образа жизни.

Критическая функция. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения обычно сопровождается критикой различных заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов возникающих на пути истинному познанию.

Интегративная функция. Философия выполняет функцию согласования, интеграции всех форм человеческого опыта: практического, познавательного, ценностного.

Воспитательно-гуманистическая функция. Она заключается в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Итак, мы выяснили, что философия – это обобщенная система знаний о мире и человеке. Она возникает на основе потребности в целостном понимании мира как связанного и единого в своей основе. Объективное положение человека в системе бесконечного мира таково, что он реально поставлен в отношение к миру в целом, а не к отдельным его фрагментам, частным областям или свойствам. Человек противостоит миру универсально. Философия с момента своего зарождения и стремится осмыслить мир с точки зрения его целостности и единства.

Специфическая особенность философии состоит в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Она дает теоретическое обобщение практической деятельности людей и данных конкретных наук о мире и человеке, результатом которого является особое, качественно новое – философское знание о формах всеобщего.

Литература

Берлин И. Назначение философии// Вопр. Философии. 1999. № 5.

Иванова С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания. // Вопр. философии. 2007. № 10. С. 19-28.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. Разд. 1.

Каменский В.А. Философия как наука. М., 1995.

Крейг У. Самое начало. Происхождение Вселенной и существование бога. М., 1990.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс 1990. С.14–26.

Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч.1. Разд.1.

Никифоров А.Л. Философия в системе высшего образования // Вопр. философии. 2007. № 1.С. 17-23.

О настоящем и будущем (размышления о философии). //Вопр. философии. 2007. № 1. С. 3 – 16.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М, 1991.

Свинцов В. Основной вопрос философии: миф или реальность // Обществ. науки и современность. 1995. № 4.

Теория философии. /Под ред. Э. Ф. Звездкина и др. М.: Изд-во Эксмо, 2004.

Хайдеггер М. Философия - что это такое? // Вопр. философии. 1993. № 8.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл.2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «философия»?

2. Каковы теоретические предпосылки философии как самостоятельной области знания?

3. В чем отличие философского мировоззрения от других его исторических типов.

4. Какой вопрос приобрел статус «основного», «фундаментального» вопроса философии?

5. В чем отличие материалистического монизма от идеалистического?

6. Что такое дуализм?

7. В чем отличие предмета философии от предмета других наук?

8. Какие методы познания называются всеобщими?

9. Какова структура философского знания?

10. Каждый ли человек обладает мировоззрением?

Тестовые задания

1. Что означает термин «философия»:

а) любовь к природе;

б) любовь к Богу;

в) любовь к ближнему;

г) любовь к мудрости.

2. Что является предметом философии?

а) все бесконечное многообразие явлений мира;

б) человек и мир;

в) познание внутреннего мира человека;

г) истина, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели.

3. В какой форме мировоззрения человек осознавал окружающий мир и свою собственную жизнь до возникновения философии?

а) в мифологической;

б) в виде стройной системы научных знаний;

в) религиозной;

г) художественной.

4. Какое из перечисленных ниже понятий является наиболее общим?

а) мировоззрение;

б) материализм;

в) философия;

г) механистический материализм.

5. Кто из перечисленных античных философов является объективным идеалистом?

а) Фалес;

б) Пифагор;

в) Демокрит;

г) Платон.