Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Неопозитивизм


Третий этап в развитии позитивизма начинается с 20-х гг. XX в. и продолжается до наших дней. Неопозитивизм является одним из ведущих направлений в развитии философии XX в. Основные методологические и мировоззренческие установки новой формы позитивизма были определены деятельностью Венского кружка, который сложился на основе кафедры философии индуктивных наук, учрежденной в Венском университете для Э.Маха. Под руководством М.Шлика в 1922 г. на кафедре был сформирован кружок, который объединил ряд выдающихся ученных, среди которых можно назвать Р.Карнапа, Ф.Вайсмана, Г.Фрейля, О.Нейрата, Г.Гана, Ф.Кауфмана, Г.Райхенбаха и др.

Эволюция позитивизма к неопозитивизму вызвана потребностями развития науки в решении ее методологических проблем, необходимостью исследования роли знаково-символических средств науки (языка науки), соотношения в ней теоретического аппарата и эмпирической базы, а также изучения роли мышления в познавательном процессе.

Общим с предшествующими этапами развития позитивизма было отрицание возможности философии как теоретического познания, исследующего субстанциональные основы бытия; противопоставление философии и науки, утверждение, что единственно возможным положительным знанием может быть только специально-научное знание; отрицание самой постановки основного вопроса философии, стремление преодолеть "метафизическое" противопоставление материализма и идеализма; продолжение берклианско-юмистской линии феноменализма в философии.

Новым в этой форме позитивизма был пересмотр задач философии. Был выдвинут тезис о том, что философия не может быть теорией, а должна представлять собой деятельность особого рода – изучение языковых форм познания, анализ языка науки с целью его прояснения и очищения от всех ненаучных, и, прежде всего "метафизических" добавок. Много внимания представители неопозитивизма уделяли обоснованию идеи деидеологизации философии. Новая форма позитивистского философствования получила название "логического эмпиризма" или "логического позитивизма".

Анализ языка науки как содержание философской деятельности предполагал отделение предложений, относящихся к области научного знания от предложений, не имеющих научного ("позитивного") смысла, к последним были отнесены так называемые "метафизические", то есть непроверяемые на опыте, и предложения, лишенные смысла. Таким образом, логический позитивизм отказался от психологического и биологического подходов к познанию, характерных для предшествующих форм и принял тезис об априорно-аналитическом характере положений логики и математики.

В центре обсуждения представителями логического позитивизма встала проблема значения, то есть эмпирической осмысленности научных утверждений. Проверка истинности предложений с помощью опыта получила название принципа верификации: "Понятие или суждение имеет значение если, и только если оно эмпирически проверяемо". Этот критерий позволял отделить научные суждения от спекулятивных конструкций, псевдонаучных учений, так сказать, в первом приближении. К.Поппер, посвятивший много времени анализу и критике теоретических учений марксизма и психоанализа, обратил внимание на то, что эти доктрины обладают большой объяснительной силой, подтверждаются массой эмпирических данных. "Кажется, все в мире подтверждает их верность", - говорил он. Отсюда был сделан вывод о недостаточности принципа верифицируемости теорий для доказательства их научной значимости. К.Поппер выдвинул новый критерий научности теории – принцип фальцифицируемости. Его сущность сводится к тому, что подлинно научные теории должны допускать весьма рискованные предсказания, из которых можно было бы вывести такие наблюдаемые следствия, которые, если они не наблюдаются в действительности, могли бы опровергнуть теорию. Таким образом, принцип фальсифицируемости означает принципиальную опровержимость любого утверждения, относимого к науке. Это означает, что развитие науки предстает как процесс выдвижения гипотез, их рациональной критики и попыток опровержения. К.Поппер делает вывод, что все человеческое знание имеет предположительный характер, любые положения науки должны быть открыты для критики. Подобный вывод, подчеркивающий относительный характер человеческих знаний, одновременно содержит привкус скептицизма, поскольку сомневается в познавательных возможностях науки.

Недовольство логико-позитивистской доктрины анализа научного знания привело к формированию еще одного направления в рамках аналитической философии – так называемой философии лингвистического анализа. Самой яркой фигурой этого направления неопозитивизма считается Л.Витгенштейн (1889-1951). К числу представителей этого течения могут быть также отнесены Дж.Райла и Дж.Остин.

Основное внимание сторонники этого течения уделяют анализу естественного, а не научного языка. Отказавшись от верификационной теории значения, принятой в логическом позитивизме, они рассматривают значение не как абстрактный объект, исследуемый средствами формально-логического и логико-математического анализа, а как определенный способ употребления слова в определенном контексте. При этом в контекст включается отношение говорящего к ситуации произношения слова, цель, с которой он это говорит и т. д. В анализе языка подчеркивается его многозначность, многослойность, возможность творческого самопроявления человека в языке, когда язык выступает как "язык-игра". При этом его рассматривают включенным в реальную жизнь как некий социальный институт, своеобразная форма жизни.

Меняется представление лингвистических аналитиков на задачи философии. Они отмечают, что философские проблемы возникают именно тогда, когда возникает непонимание логики естественного языка. Обычно философские дискуссии порождаются отдельными словами нашего языка, например: "истинно", "реально", "в самом деле", "кажется", "существует" и т.д., - что и создает псевдопроблемы, обсуждаемые часто в философии. Поэтому главная задача философов должна состоять в особой деятельности по очистке философии от таких псевдопроблем, используя особые профессиональные приемы по выявлению точного смысла слов выражений. Философия, таким образом, превращается в одну из специальных дисциплин, занимающуюся описанием того, что дано в языковых формах. Поэтому философия раз и навсегда должна отказаться от всяких притязаний на решение мировоззренческих проблем.

Литература

Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX в. –М.: Мысль, 1973.

Буржуазная философия кануна и начала империализма /Под ред. А.С.Богомолова, Ю.К.Мельвиля, И.С.Нарского.- М.: Высшая школа, 1977.

Журавлев Л.А. Позитивизм и проблема исторических законов. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980.

История буржуазной социологии первой половины XX в.- М.: "Наука",1979.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается противоположность классической и неклассической (современной) философии? Перечислить основные позиции.

2. В чем проявляется онтологический и методологический иррационализм в философии жизни?

3. Как философы жизни относятся к науке?

4. Можно ли рассматривать ницшеанство как кризис гуманизма?

5. Как решается проблема человеческой сущности и существования в экзистенциализме?

6. В чем заключается различие между религиозной и атеистической версией экзистенциализма?

7. Как в философии психоанализа устанавливается связь между личностью и обществом?

8. Как К.Г.Юнг преодолевает пансексуализм З.Фрейда?

9. Чем определяются онтологические основания герменевтики?

10. Чем герменевтика отличается от сциентистски ориентированных учений в решении проблемы языка?

11. Каковы основные предпосылки формирования философии постмодернизма?

12. В чем заключается релятивизм философии постмодерна?

13. Как в философии постмодерна происходит «расчеловечивание» культуры?

14. Как решается проблема соотношения философии и науки на разных этапах эволюции позитивизма?

15. В чем состоят заслуги О.Конта в развитии социальной философии?

16. Каковы основные недостатки методологии позитивизма?

17. В чем состоит сущность принципов верифицируемости и фальсифицируемости научных теорий, выдвинутых К. Поппером?

Тестовые задания

1. Идеи каких философов непосредственно предшествуют современной западной философии?

а) И.Канта и Г.В.Гегеля;

б) А.Шопенгауэра и С.Кьеркегора;

в) К.Маркса и Ф.Энгельса;

г) просветителей.

2. Какое понятие является центральным в философской герменевтике?

а) «понимание»;

б) «структура»;

в) «материя»;

г) «жизнь».

3. В чем заключается главный пафос «философии жизни»?

а) следование гуманистическим идеалам;

б) провозглашение научных принципов в познании мира и человека;

в) протест против рационализма, элементаризма и механицизма в науке и мышлении;

г) обоснование божественной сущности человека;

4. В чем заключается значение психоанализа для философии?

а) в исследовании роли бессознательного для человека и культуры;

б) в определении роли разума в процессе познания мира;

в) в установлении диалектического единства между материальной и духовной сторонами человеческой жизни;

г) в выявлении роли моральных и эстетических факторов социальной жизни;

5. Какие признаки характерны для философии постмодерна?

а) рационализм, гносеологический оптимизм, гуманизм;

б) иррационализм, мистицизм, теоцентризм;

в) плюрализм, релятивизм, семантизм;

г) скептицизм, агностицизм, эстетизм.