Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира


Горизонты нашего познания безграничны: мы никогда не можем знать окончательно, как устроен мир. Даже в самом отдаленном будущем, при значительном прогрессе науки можно будет говорить лишь о том, что наука дает нам только модели природных процессов, их научные «картины». Наши представления о пространстве и времени, движении и взаимодействии атомов – это просто картина, изображение реальности, но не она сама. Рано или поздно, но обязательно наступит время, когда в свете новых знаний то, что казалось незыблемым, отступит на второй план, и придет время заменить одну картину реальности другой, более верной.

Ответы на вопрос о мироустройстве могут сильно разниться у христианина и мусульманина, философа и естествоиспытателя, ученого семнадцатого века и современного. В истории человеческой мысли существовало и существует множество различных картин мира – мифологическая, религиозная, философская, естественнонаучная.

Что объединяет различные картины мира? Что означает само понятие «картина мира»? Какие представления, знания обязательно включает в себя любая картина мира?

Прежде всего, картина мира отвечает на важнейший мировоззренческий вопрос о сущности человека и его месте в мире. Именно от решения этого вопроса зависят наши ценностные ориентации, цели, направленность нашего развития.

Во-вторых, в каждой картине мира есть представления об объектах существующих в мире: их разнообразии (живые – неживые; люди – животные – растения; земные и сверхъестественные существа и т.д.), организации, взаимодействиях. Т.е. картина мира дает системное представление о существующих в пространстве и времени объектах.

В-третьих, исходя из вышеизложенного, картина мира обязательно включает в себя представления о пространстве и времени, их конечности и бесконечности, начале и конце.

В-четвертых, в картине мира присутствуют представления об основных законах, правилах, которым подчиняются все элементы мира (будь это божественные установления в христианской; закон кармы в буддистской или три закона Ньютона в классической научной картине мира).

В-пятых, ответ на вопрос о смысле и цели происходящих в мире процессов. В христианской картине цель мировой истории – достижение высшего блаженства и гармонии, слияние мира с Богом; в научной картине мира этот вопрос считается бессмысленным, но негативная точка зрения также ответ, пусть и отрицательный.

Таким образом, любая картина мира – это лежащие в основе познавательной деятельности, определяющие ее направленность фундаментальные мировоззренческие представления о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире процессов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует какая либо одна определенная картина мира. Мы можем выделить три исторически крупнейшие картины мира: мифологическую, преобладавшую на ранних стадиях человеческой истории; религиозную, господствующую в средневековой культуре; научную, постепенно, начиная с эпохи Возрождения, сменившую религиозную и господствующую в большинстве стран мира по сию пору. Рассмотрим кратко специфику каждой картины мира.

В мифологической картине мира все объекты живые, имеют душу. Все миры (например, мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии – мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь – выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир – поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону (Року). Смысл существования – стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю.

Року подчинены даже высшие боги, они не всесильны, их можно обмануть, попытаться свергнуть. Мифологическая картина мира синкретична – естественное и сверхъестественное в ней сливаются.

В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность – приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира.

Философская картина мира опирается на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное целое, выходя на уровень понимания взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия включает в себя множество школ и направлений, каждое из которых предполагает собственное видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской картины мира идеалистической и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической, и других ее разновидностей.

Первая научная картина мира – классическая – складывается в ХVII-ХVIII вв., в ее основе представления об абсолютном пространстве и времени. В пространстве и времени существуют материальные тела, состоящие из мельчайших неделимых частичек – атомов, которые в отличие от самих тел вечны. Атомы закономерно двигаются в пустом пространстве (три закона физики Ньютона описывают это движение), эти же законы управляют всеми процессами в мировом пространстве, соответственно любое изменение имеет свою причину. Случайность – просто непознанная закономерность.

Действия человека, в конечном итоге, завуалированное выражение физических законов; человек и общество просто частные случаи природных объектов. Сущность человеческого разума, чувств, мыслей – понимается как электрические импульсы в его нервной системе. Цели у истории, человеческой жизни, природы нет; они лишь подчиняются вечным неизменным законам.

Вторая научная революция (связанная, прежде всего с открытиями А.Эйнштейна) внесла множественные изменения: появились представления о поле, как форме структурной организации материи, волновые теории С точки зрения классической картины мира волна и частица несовместимы, сегодня же они рассматриваются как две стороны единой материи. Пришло понимание относительности пространства и времени: их зависимости от материальных объектов (свойства пространства и времени для тела, зависят от того, как оно движется), а также сопряженности пространства и времени между собой. Наука открыла, что атом не является неделимым, а элементарные частицы обладают удивительными свойствами, например, находиться с определенной долей вероятности в любой точке пространства. Теория вероятности изменили представления о сущности случайности и необходимости, открытости мира – разуму. В связи с появлением кибернетики, таким же фундаментальной категорией как «материя» и «энергия» стала категория «информация»: речь идет о переходе не только вещества и энергии друг в друга, но и информации в энергию (падающий на сетчатку глаза луч света – энергия, порождает зрительный образ – информация).

Однако, несмотря на столь большие изменения, нельзя сказать, что неклассическая картина мира полностью заменила классическую картину мира. Судя по всему, мы вновь на пороге революционных изменений. Что принесет нам третья научная революция? Как изменится научная картина мира?

Как уже отмечалось выше, наряду с мифологической, религиозной и научной картинами мира существует философская картина мира. Она формируется в период распада мифологической картины мира, исторически оказывает заметное влияние на развитие, прежде всего, научной картины мира. При этом мы можем говорить о взаимовлиянии, т.к. изменение основ и содержания научной картины мира оказывает воздействие на развитие философии: примером может служить кризис в естествознании конца Х1Х – начала ХХ вв. и его последствия для философии, уже рассмотренные нами ранее. Это объясняется тем, что их история и логика формирования, принципы имеют общие основания, взаимосвязаны, поэтому философская и научная картина мира дополняют друг друга, что проявляется, прежде всего, в развитии методологии познания.

Мы говорили уже о разнообразии существующих философских картин мира, но их объединяет рациональность, стремление увидеть мир как целостность, и, самое главное, они все строятся вокруг отношения человек – мир. Традиционно в учебной литературе выделяют два наиболее существенных типа философских картин мира – субъективистские и объективистские. С точки зрения первого, каждый живет в своем мире, реальности своего сознания; истина субъективна; человек одинок в проживании своей экзистенциальной ситуации. С точки зрения объективистского подхода, мир существует, и его существование не зависит от воли и желания людей, т.е. объективно; мир познаваем, истина существует, и она для всех одна.

В заключении подчеркнем, что любая картина мира лишь изображение реальности, но не сама реальность. Более того, картина мира – это всегда и «портрет» человека, его взгляд на самого себя, опосредованный взглядом на универсум. Развитие и смена картин мира – закономерное явление в процессе познания, все более и более приближающего человека к пониманию собственной сущности и природы мира.

Литература

Алексеев П.В. Понятие «материя» // Филос. науки. 1990. № 2.

Арлычев А.Н. Эволюция Вселенной: формальная и субстратная модель.// Вопр. философии. 2007. № 9. С. 160-171.

Доброхотов А.Л. Категория «бытие» в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Кругляков Э. П. «Ученые» с большой дороги. – М.: Наука, 2002. С. 219 – 247.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т.18. С.131, 257, 345–346.

Лесков Л. В. Нелинейная Вселенная. Новый дом для человечества. М.: Экономика, 2003.

Мир философии: Книга для чтения. М.: Политиздат, 1991. Ч.1 Раздел 2. § 1, 2.

Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Минск, 1989.

Сучкова Г.Г. Социальное время и проблема его освоения // Филос. науки. 1988. № 6.

Тарароев Я. В. Теория струн как современная физическая концепция «основания мира». Гносеологический и онтологический «срез».//Вопр. философии. 2007. № 3. С. 142-151.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое бытие?

2. Что такое материя?

3. Как изменялись представления о материи в учениях самих материалистов?

4. Являются ли синонимами термины: «реальность» и «материя»?

5. В чем отличие философского понимания материи от естественно – научных представлений о ней?

6. Что такое движение?

7. Какие формы движения материи Вы знаете?

8. Что такое развитие?

9. В чем отличие субстанциальной концепции пространства и времени от реляционной?

10.В чем специфика социального пространства и социального времени?

Тестовые задания

1. Кто из античных философов разработал атомистическое учение?

а) Анаксимандр;

б) Гераклит;

в) Демокрит;

г) Аристотель.

2.Можно ли считать вакуум материальным?

а) да, поскольку вакуум существует вне и независимо от нашего сознания;

б) нет, так как вся Вселенная пронизана высшим сознанием и нет ничего не зависящего от него;

в) да, так как в нем встречаются отдельные атомы;

г) нет, так как вакуум означает пустоту, то есть отсутствие вещества.

3. Что такое материя с позиции диалектического материализма?

а) элементарные частицы и атомы;

б) относительно противостоящая обществу естественная среда;

в) философское понятие для обозначения объективной реальности;

г) вещество и поле.

4. Что такое движение с позиции диалектического материализма?

а) перемещение тел, вещей в пространстве;

б) движение атомов;

в) всякое изменение вообще;

г) внутриядерное движение.

5. Какие характеристики с позиции диалектического материализма являются общими для пространства и времени как форм бытия?

а) объективность;

б) одномерность;

в) всеобщность;

г) необратимость.