Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



История философии как наука


Изучение философии невозможно без обращения к истории философской мысли, поскольку благодаря истории философии предшествующие идеи связывают с настоящими, происходит приобщение нас к выдающемуся наследию мыслителей прошлого. Новейшими философскими и научными достижениями мы во многом обязаны мыслителям прошлого, которыми высказывались оригинальные догадки, послужившие в дальнейшем основой выдающихся теорий и целых учений и получивших в настоящее время практическое подтверждение.

История философии освящает закономерности становления и развития самой философии, определяющих ее условий и факторов. Так что обращение к наследию прошлого помогает оценить путь, пройденный философией и предположить тенденции ее развития в будущем. Пройденный философией путь можно с некоторой долей условности разделить на периоды:

1) древняя философия Древнего Востока, античной Греции и Рима;

2) средневековая;

3) эпохи Возрождения;

4) новая, включая и воззрения философов-просветителей;

5) классическая немецкая и марксистская философия;

6) новейшая.

Данная периодизация связана с тем или иным характерным для определенного периода способом философствования. Особенности эпохи выражаются в самой личности философа, восприятии и понимании им своей роли в обществе, в его жизненных приоритетах. Объединяя не столько единомышленников, сколько современников, исторически тип философствования формируется в едином социальном пространстве и времени, в определенной событийной среде.

Многие философы, в том числе и представители уральской философской школы, в качестве основных типов философствования выделяют космоцентризм, преобладавший в древние и античные времена; теоцентризм, господствовавший в средневековье; антропоцентризм, доминировавший в эпоху Возрождения и Новое время; социоцентризм, присущий марксизму и новейшей философии XX и XXI вв. Впрочем, многосложному новейшему времени присущи, так или иначе, пожалуй, все вышеназванные типы. Философский мир сегодня стремится к синтезу, но пока, это скорее, эклектика, и время подлинного синтеза, надо полагать, ещё предстоит.

Литература

Аблеев П.В. История мировой философии. М., 2005.

Асман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизациии. М. 1999.

Бог-Человек-Общество в традиционных культурах Востока. М. 1993.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация . М., 1993.

Васильев Л.С. Цивилизация Востока: специфика, тенденции, перспективы // Цивилизация. Вып.3 М., 1995.

Восток- Запад: исследования, переводы, публикации. М. 1982.

Древние цивилизации. М ., 1989.

Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. М., 1990.

Концепция человека в традиционной китайской культуре. М.,1992.

Человек и мир в японской культуре. М., 1985.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000, 2001.

Хрестоматия по философии. М., 1997.

Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1993, 1996.

––––––––––

Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.,1993.

Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997.

Демокрит. М.,1979.

Марк Аврелий Наедине с собой. М., 1991ю

Платон. Государство. М., 1999.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

––––––––––

Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М.,1992.

Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 1991.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.1979.

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.,1997.

Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1988.

Штекль А. История средневековой философии. М., 1996.

––––––––––

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.

Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1997.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

Кудрявцев О.Ф. Ренессанский гуманизм и «утопия». М., 1991.

Мишель Монтень. Избранное. М., 1998.

Ревункова Н.В. Ренессанское свободомыслие и Реформация. М., 1988.

Рутенберг В.и. титаны Возрождения. М., 1991.

Соколов В.В. Европейская философия XV–XVIII вв. М.,1984.

Утопический роман XVI–XVII вв. М., 1991.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. М., 1978.

Бекон Ф. Новый Органон. В 2т. М., 1972.

Вольтер Философские сочинения. М., 1989.

Гельвеций. Счастье. М., 1987.

Да скроется тьма! Французские материалисты XVIII в. Об атеизме, религии, церкви. М., 1976.

Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науке. В 2т. М., 1989.

Егоров В.В. Наглядные образы в менталитете общества. Екатеринбург, 2000.

Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1989.

Лось В.А. История и философия науки. М., 2005.

Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч.1. Пар. 1–4. Ч.2. Пар. 1,6,7.

Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII–XVIII вв. М., 1974.

Рузавин Г.И. Философия науки. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.

Русская философия второй половины XVIII в. Хрестоматия. Свердловск, 1990.

Руссо Ж.-Ж. Избранное М., 1976.

У истоков французского атеизма /Под ред. Трифонова Т.И. М., 1988.

Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Вопросы для самоконтроля

3. Каковы особенности предфилософских воззрений древних египтян и месопотамцев?

4. Как трактует древнекитайская философия понятие «дао», какую роль дао играет в мироздании?

5. Что представляет собой добродетель для приверженцев конфуцианства?

6. Какие основные идеи выражала древнеиндийская философия?

7. Какое из древнеиндийских философских течений имело материалистический характер?

8. Каковы основные проблемы и видные представители милетской и элейской школ древнегреческой философии?

9. Кем впервые была введена категория «бытие» и что она означала?

10. Как характеризовал Платон идеальный мир? Какую роль этот мир играет в платоновском учении?

11. Какие философские течения были распространены в римской философии?

12. Что такое «теоцентризм»?

13. В чем различие позиций номиналистов и реалистов в схоластической философии средневековья?

14. Каким образом Фома Аквинский доказывал существование Бога?

15. Какие черты характерны для гуманистической философии Возрождения?

16. Что такое «пантеизм»?

17. Какова, согласно воззрениям Н. Макиавелли, роль государя и государства в общественной жизни?

18. Какие сочинения написали англичанин Т. Мор и итальянец Т. Кампанелла, чему они посвящены?

19. Что подразумевал Ф. Бэкон под «идолами», какие идолы он выделял?

20. В чем особенность философского метода Р. Декарта?

21. Какие проблемы ставили и решали французские философы-просветители?

Тестовые задания

Философия Древней Индии и Китая

1. Древнеиндийские религиозно-философские тексты это:

а) саги;

б) веды;

в) руны;

г) поэзы.

2. Бесконечная цель перерождений именуется:

а) брахма;

б) аджива;

в) сансара;

г) атман.

3. Материалистический характер имела такая индийская философия как:

а) джайнизм;

б) чарвака;

в) манну;

г) раму.

4. Родоначальником даосизма явился

а) Мо Цзы;

б) Лао Цзы;

в) Мао Дзе-дун;

г) Сыма Цзянь.

5. Отношения подчиненного и начальника, подданного и правителя строятся подобно отношениям младшего брата к старшему, считает:

а) синтоизм;

б) конфуцианство;

в) буддизм;

г) ламаизм.

Античная философия

1. Основателем милетской школы философии был

а) Анаксимандр;

б) Фалес;

в) Анаксемен;

г) Гесиод.

2. Абсолютизировали и обожествляли числа

а) элеаты;

б) пифагорейцы;

в) олимпийцы;

г) орфики.

3. Согласно апориям философа Зенона движение

а) иллюзорно;

б) относительно;

в) одномерно;

г) бесконечно;

4. «Человек есть мера всех вещей», - утверждал

а) Эмпедокл;

б) Протагор;

в) Анаксагор;

г) Парменид.

5. Простая жизнь, приближение к природе, свобода философа были идеалом

а) киренаиков;

б) киников;

в) софистов;

г) платоников.

Философия средневековья

1. Тип философствования, именуемый теоцентризмом таков, что

а) источником и причиной всего сущего выступает Бог;

б) внимание философа обращено «вглубь вещей»;

в) в центре рассуждений находится некая особая теория;

г) основой всего сущего считается неживая материя.

2. Совокупность богословских и философских доктрин христианских мыслителей, почитаемых в качестве «отцов церкви» именуется

а) антропология;

б) скептицизм;

в) агностицизм;

г) патристика.

3. Тип философствования, когда средствами разума, путем рассуждений человек пытается обосновать принятые на веру идеи и положения – это

а) догматизм;

б) апологетика;

в) схоластика;

г) дихотомия.

4. Концептуализм представляет собой

а) крайний номинализм;

б) реализм;

в) умереный номинализм;

г) клерикализм.

5. Объединил объективный идеализм Платона с некоторыми идеями Аристотеля:

а) Росцелин;

б) Фома Аквинский;

в) Григорий Ниисский;

г) Иоанн Домаскин.

Философия эпохи Возрождения

1. Человека как центр мира, цель и средство развития общества трактовал

а) антропоцентризм;

б) неоаристотелизм;

в) космоцентризм;

г) спиритуализм.

2. Представления о Боге и природе сближаются в

а) натурфилософии;

б) пантеизме;

в) метафизике;

г) софиологии.

3. Человеку присуща нравственность, несводимая к жизни в мире животных, как заявлял:

а) Джордано Бруно;

б) Николай Коперник;

в) Пико дела Мирандола;

г) Пьеро Помпонацци.

4. Автор сочинения «Опыты», помогающего ответить на вопрос: «Как человеку прожить жизнь?» являлся:

а) Джорджио Вазари;

б) Мишель Монтень;

в) Эразм Роттердамский;

г) Галилео Галилей.

5. Политическую философию в своей работе «Государь» разрабатывал

а) Томамазо Кампанелла;

б) Никколо Макиавелли;

в) Томас Мор;

г) Лопе де Вега.

Философия Нового Времени

1. Основоположником философии Нового времени был:

а) Фрэнсис Бэкон;

б) Томас Гоббс;

в) Джон Локк;

г) Джордж Беркли.

2. Рене Декарт утверждал:

а) стиль есть человек;

б) не судите и не судимы будете;

в) я мыслю, значит, я существую;

г) нельзя объять необъятного.

3. Природный мир имеет согласно Бенедикту Спинозе два вечных свойства – атрибута

а) движение и покой;

б) протяженность и мышление;

в) жизнь и смерть;

г) пространство и время.

4. Душа каждого от рождения – чистый лист, утверждал философ

а) Готфрид Лейбниц;

б) Джон Локк;

в) Бернар де Фонтель;

г) Дэвид Юм.

5. Жизнь общества, законодательство должны соответствовать природе, характеру географической среды, как утверждал философ – просветитель:

а) Француа Вольтер;

б) Шарль Моктескье;

в) Поль Гольбах;

г) Жан Мелье.