Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Экономическое сознание


Включение экономического сознания в качестве самостоятельной формы в общую структуру общественного сознания в последние годы связано с 1) коренными изменениями в экономике нашей страны на основе рыночных отношений; 2) необходимостью теоретического, научного осмысления происходящих процессов и перспектив этих изменений; созданием действенных программ реформирования хозяйственного механизма с учетом его объективных закономерностей, опыта других стран, потребностей и интересов всех граждан, а также 3) воспитанием массовой экономической культуры населения.

В экономическом сознании отражаются представления о сущности экономических отношений, всей сложной экономической системы, включающей в себя процесс производства (с его управлением), распределения, обмена, потребления и отношения собственности; представления о функционировании финансово-кредитной системы и коммерческой деятельности, состоянии производительных сил и месте человека в системе производства.

Экономическое сознание тесно связано с политическим, так как через политическую систему общества в конечном итоге реализуется экономическая политика. Особенно моменты эпохальных, коренных сдвигов в экономике, реформирования последней.

Как и любая другая форма общественного сознания, сознание экономическое характеризуется единством двух основных уровней: теоретического и обыденного, идеологического и социально-психологического.

К теоретическому уровню необходимо отнести концептуально оформленные экономические идеи и взгляды, а также вытекающие из них ценностные ориентации и установки в области экономического поведения. Вполне очевидно, что данный уровень, справедливо именуемый экономической идеологией, формируется и формулируется специалистами-профессионалами, занятыми как в сфере общей экономической теории, так и в рамках конкретных экономических наук.

Содержание обыденно-массового уровня экономического сознания составляют чувства, настроения, убеждения, иллюзии, своеобразные суеверия, стереотипы экономического поведения людей, складывающиеся в основном стихийно, в процессе и результате утверждения соответствующих экономических отношений и побуждающие к определенной экономической деятельности. Термин «обыденно-массовое», возможно, не вполне корректен, так как не в полной мере учитывает реальность проникновения в экономическую психологию масс каких-то крупиц теоретико-экономического сознания. Но в значительной степени он приемлем, ибо отмеченные крупицы в структуре массового сознания приобретают превращенную форму, нередко заметно отличаясь от оригинала. Экономическая психология формируется под влиянием повседневно-практического опыта экономической деятельности людей, фактического социально-экономического статуса работника, социальной микросреды (состояние экономической культуры семьи, трудового коллектива, фактор национальной и региональной «принадлежности»).

Экономическое сознание советского общества 30-80-х годов ХХ века необходимо оценивать, в частности, как тоталитарно-мифологическое. Стержнем его высшего уровня являлись «политэкономические теории», обосновывающие «планомерно-пропорциональное развитие народного хозяйства». Не допуская даже мысли о внедрении в ткань экономики хотя бы подобия рыночных механизмов, бюрократический государственный аппарат, по сути, не боролся с нарастающим распространением атрибутов «черного» рынка с присущими ему коррупцией и извращенными формами лоббизма. Господствовавшая «политэкономия», с одной стороны, заметно преувеличивала достоинства распределительных начал социалистической экономики, а с другой – она откровенно занижала масштабы скрытой безработицы.

Массовое экономическое сознание советского общества во многом вобрало в себя легенду о «преимуществах социалистического способа хозяйствования», якобы проистекавших из господства общественной собственности на средства производства. В экономической психологии воцарилось чувство «хозяина» без собственности, культ средней (бедной) обеспеченности, стремление довольствоваться малым, оценка богатства как непременного источника эксплуатации.

Развернувшееся в России начала 90-х годов реформирование экономики привело к серьезным изменениям в сфере экономического сознания. На теоретическом уровне наблюдается несомненный плюрализм в связи с необходимостью разработать программы эффективного преобразования экономики. В массовом экономическом сознании все больше утверждаются идеи, нацеленные на подлинную экономическую свободу человека и внедряемые в предпринимательство. В то же время унаследованная от прошлого психология иждивенчества, наплевательского отношения к производственному процессу и его результатам еще имеет место, особенно у людей зрелого возраста. Неизбежные на историческом повороте от тоталитаризма к гражданскому обществу трудности экономического реформирования, усугубленные субъективными просчетами его инициаторов, воспринимаются не просто как нежелательные нарушения привычного уклада жизни, но как катастрофические в плане перспективы. Только достижение первых крупных положительных результатов в сфере материального производства укрепит новые положительные характеристики массового экономического сознания. Последнее во много зависит и от того, насколько успешно формируется массовая экономическая культура.