Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Диалектические законы и принципы как основания научного познания


В качестве важнейшего мировоззренческого основания современной науки выступает диалектика как целостное учение о методе познания, возникшее в рамках философии. Диалектический способ познания состоит в воссоздании образа целого из частей и элементов путем логического синтеза, установлении связей и взаимодействий различных сторон объекта, изучении предмета в развитии, с точки зрения его становления и последующего изменения.

Диалектичность в понимании мира, выраженная, прежде всего, в выделении противоположных начал бытия, была свойственна большинству античных авторов. Принципиально нового уровня развития достигает диалектический стиль мышления в XIX в. Невозможно переоценить вклад Гегеля в разработку диалектики, которая впервые предстала в качестве науки, как система принципов, законов и категорий. К. Маркс материалистически переосмыслил гегелевский метод и представил диалектику как единство ее объективной и субъективной сторон. Как отмечал Ф. Энгельс, «так называемая объективная диалектика царит во всей природе, так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, соответственно, в более высокие формы»1.

Развитие социально-экономических отношений, крупные научные открытия XIX в. способствовали распространению в общественном сознании идей общественного прогресса и эволюции живой материи. Динамизм XX в. еще более способствовал утверждению диалектичности мышления. Дальнейшая разработка этого метода мышления связана со становлением системного анализа и идеи многовариантности развития. Применительно к обществу эта идея нашла свое воплощение в концепции единства и многообразия общественного развития. Для современных форм метафизического мышления не характерно отрицание связей и развития бытия, его особенностью является одностороннее понимание развития либо одностороннее понимание взаимосвязей действительности. Последнее обычно связано с неумением видеть иерархию связей объекта как сложного системного целого. Эклектика - наиболее распространенная разновидность метафизического мышления в современном обществе - проявляется в чисто механическом соединении отдельных подходов к исследованию объекта, в неумении разглядеть упорядоченность его элементов и связей, что свидетельствует об отсутствии системного мышления.

Диалектика, будучи наукой о всеобщем развитии и связях бытия, есть система основных диалектических принципов, законов и категорий. В качестве ведущих в теории диалектики выделяют принципы (т.е. основополагающие идеи): 1) всеобщего развития; 2) всеобщей связи бытия; 3) противоречивости бытия; 4) системности; 5) историзма; 6) детерминизма.

Богатство содержания диалектики предопределяет многообразие ее определений, причем каждое из них фиксирует конкретную черту диалектики. В целом диалектику можно определить как учение о развитии вообще, поскольку эта идея является ведущей, однако развитие, как мы убедимся далее, невозможно без всеобщего взаимодействия, а значит, и без взаимосвязи. Главным принципом диалектики, позволяющим связать все остальные принципы в один узел, выступает принцип противоречивовости, выраженный в идее единства и борьбы противоположностей как причине развития всего сущего. Следует указать на особенность диалектики, которая заключается в том, что практически каждый ее закон выступает в качестве важнейшего принципа, - это одно из следствий целостности диалектического знания. Принципы, законы и категории диалектики обладают предельной степенью общности и поэтому применимы к исследованию явлений любой сферы бытия, в этом состоит огромное познавательное и методологическое значение диалектики для науки. Категории диалектики часто носят парный характер, например: «явление» и «сущность», «необходимость» и «случайность», «причина» и «следствие», «форма» и «содержание», «общее» и «единичное», «возможность» и «действительность», «система» и «элемент», «структура» и «функция», «целое» и часть» и т.д. Это свидетельствует о том, что в качестве элементов диалектики большинство ее категорий выступают как проявление действия закона противоречия. Законы диалектики выступают как всеобщие, необходимые, существенные, устойчивые и повторяющиеся связи в природе, обществе и человеческом мышлении.

Принцип всеобщей связи является для диалектики исходным. Всеобщая связь между взаимодействующими телами выступает как материальное единство мира. Признание взаимосвязи всех сторон каждого объекта в каждый данный момент и определение упорядоченности этих связей приводит нас к принципу системного подхода к объекту.

Системный подход к исследованию получил широкое распространение в научном познании в ХХ в. У его истоков можно видеть разработанную А.А. Богдановым (1873-1928) организационную науку – тектологию, которая , по его замыслу, должна изучать элементы любой системы с точки зрения организованности или дезорганизованности как условий динамического развития или статического состояния всей системы. При системном подходе любые объекты исследования рассматриваются как элементы некоторой целостной совокупности, связанные между собой определенными отношениями, которые образуют внутреннюю структуру системы. Важнейшим свойством системы признается ее целостность – свойство, которое возникает только в результате взаимодействия составляющих ее элементов, его еще называют эмерджентным, поскольку отдельные элементы системы им не обладают. Следствием этого является принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и частей. Наряду со структурой выделяют другое качество системы - ее иерархичность, то есть существование различных взаимосвязанных структурных уровней в ее организации. Третьим важнейшим свойством систем является их открытость, то есть степень связанности с внешней средой. Если внешняя среда воздействует на систему, а она не откликается, то такую систему условно называют закрытой. Однако полностью стационарных как и полностью закрытых систем в природе не бывает, поэтому обычно определяют некий временной интервал, в рамках которого система может считаться стационарной, - это стабильный период ее функционирования. В связи с этим говорят о таком свойстве системы как устойчивость, выраженная в способности системы возвращаться в равновесное состояние после прекращения внешних воздействий. Свойство системы сопротивляться воздействию окружающей среды характеризуется инерционностью.

Принцип системного анализа находит применение в современном естествознании, физике, информатике, биологии, технике, экологии, экономике, управлении и т.д. Однако фундаментальная роль системного подхода заключается в междисциплинарных исследованиях, поскольку с его помощью достигается единство научного знания. Это метод позволяет исследовать любую проблему, рассматривая ее как своеобразную систему, во взаимосвязи с другими проблемами, учитывать как внешние, так и внутренние связи и аспекты ее рассмотрения.

Принцип саморазвития бытия выступает в качестве важнейшего основания современной научной картины мира. Диалектика усматривает движущую силу развития, его источник в существовании противоречий. Мы видим остроту противоречий между интересами различных групп, классов, политических партий в борьбе за власть, между положительно и отрицательно заряженными концами магнита, между процессами ассимиляции и диссимиляции в рамках единства - обмена веществ в живом организме. Что же такое противоречие? Противоречие есть отношение (взаимодействие) противоположных сторон одного и того же объекта. Динамика взаимоотношений противоположностей выражается в том, что они взаимно проникают друг в друга, тем самым определяя существование объекта как единого целого, как некой сущности. Но одновременно они взаимно исключают и борются друг с другом, причем каждая сторона стремится доминировать в этом единстве. В процессе взаимодействия каждая из сторон влияет на другую, происходит изменение и отход системы от первоначального состояния. Таким образом, закон единства и взаимоисключения противоположностей раскрывает сущность противоречия, являющегося источником развития объекта, поэтому его часто называют законом противоречия и «ядром» диалектики. В сложном объекте присутствуют, как правило, не одно, а несколько противоречий, из которых одни играют ведущую, а другие подчиненную роль. Принцип противоречивости в диалектике состоит в требовании разделения единого познаваемого объекта на противоположности с целью обнаружения и изучения противоречий. Разрешение противоречий может осуществляться различными способами: либо происходит взаимное изменение обеих противодействующих сторон, ведущее к переходу системы на иной уровень ее развития, либо, если этого не случается, разрешение противоречия сопровождается гибелью самой системы.

Закон противоречивости применим к любой паре диалектических категорий. Например, «явление» и «сущность» неразрывно связаны и отдельно друг от друга не существуют. Явление есть внешняя сторона объекта, которая отражается человеком в чувственных образах, а сущность - это внутренняя сторона объекта, недоступная чувственному созерцанию и постигаемая только с помощью мышления. Всякое явление несет в себе свою сущность, а всякая сущность проявляется в ряде явлений. Например, характер человека (сущность) проявляется в его поступках. Сущность есть основа явления, которая определяет и объясняет его, однако она существует не где-то наряду с явлением, а присутствует в нем самом - это единство противоположностей.

Следует обратить внимание на то, что необходимость и случайность выступают как противоположности только в определенных рамках, за их пределами одно и то же событие может выступать как необходимое в одном отношении и как случайное - в другом. Необходимость – важнейшая характеристика законов развития природных, социальных и мыслительных процессов. Так называемых «чистых» случайностей не существует, так как случайное в определенном отношении всегда необходимо. Часто под «чистой» случайностью неправильно понимается беспричинность, на самом же деле все в мире причинно обусловлено. Необходимость - доминирующая сторона данного противоречия, поскольку случайность есть проявление необходимости. Подобно тому, как сущность «проявляет» себя в явлениях, а общее - в единичном, необходимость не существует «в чистом виде», она пробивает себе дорогу через массу случайностей, принимая ту или иную форму. Особенно это очевидно в статистических закономерностях. Случайность выступает формой проявления и дополнения необходимости, обогащая ее конкретным содержанием. Часто случайные события могут происходить в месте пересечения необходимых причинно-следственных связей разного порядка. Этим объясняется, например, многообразие так называемых «несчастных случаев», неожиданно поменявших судьбу человека.

Диалектические категории тесно связаны между собой, поэтому одну пару категорий можно определять через другие категориальные пары. Так, необходимость и случайность выступают различными способами превращения возможности в действительность. Чем сложнее организована система, тем большими возможностями развития она обладает и тем большая роль в ее функционировании принадлежит случайности.

Важную роль в системе связей бытия играет причинность. И необходимые, и случайные события имеют свои причины. Причинность есть одна из важнейших характеристик детерминизма. Принцип детерминизма состоит в утверждении, что в мире нет беспричинных явлений. Ему противостоит метафизический принцип индетерминизма, в котором отрицается причинность (каузальность) событий бытия. Детерминизм включает в себя причинность, но их нельзя отождествлять. Причинность есть ядро детерминизма. Однако в него еще входит идея о всеобщей закономерности бытия и взаимообусловленности процессов.

Диалектика как учение о развитии вообще раскрывается во всей совокупности ее законов и категорий. Закон перехода количественных изменений в качественные описывает характер развития и конкретизирует принцип системности в диалектике. Закон отрицания отрицания выявляет особенности прогрессивного развития.

В процессе развития объекта происходят его качественные и количественные изменения. Качественные изменения выступают как возникновение нового или исчезновение старого, изменение количественное характеризует вещь с точки зрения увеличения или уменьшения ее параметров. Связь между количественными и качественными изменениями осуществляется через меру. Философский смысл категории мера состоит в том, что этим термином обозначается интервал, в границах которого количественные изменения происходят при сохранении данного качества. В процессе развития и функционирования систем непрерывно происходят мелкие, незначительные количественные изменения, которые не приводят к изменению качественной определенности вещи. Однако на каком-то этапе эти незначительные изменения могут привести к внутреннему структурному качественному изменению системы. Эту связь между количественными и качественными изменениями Гегель сформулировал в виде закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Суть этого закона состоит в том, что в процессе движения количественные изменения, накапливаясь и достигая границ меры, переходят в качественные. В свою очередь, переход к новому качеству дает основание для новых количественных изменений в рамках новой меры.

Возникновение нового качества осуществляется путем перерыва в постепенности количественных изменений. Такой переход от старого качества к новому получил название «скачка». Скачок есть необратимое качественное изменение, связанное со структурным преобразованием системы, при этом форма скачка может быть различной. Сложный объект может иметь множество качеств, которые находятся в некоторой взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что можно говорить о многокачественности объекта и существовании его системного качества. Системный подход к пониманию качества раскрывает смысл качественных изменений как изменения структуры (устойчивой основы) вещи, подчеркивая тем самым их необратимость. Поэтому под развитием следует понимать процесс необратимого качественного и направленного изменения системы.

Переход системы от одного качественного состояния к другому есть процесс, получивший у Гегеля название отрицания. С этих позиций любое новое качество есть отрицание старого, и возникает оно в результате скачка.

Рассматривая такой ряд последовательных отрицаний, можно обнаружить определенный цикл, который был назван Гегелем законом отрицания отрицания. Этот цикл состоит из трех стадий: первую стадию - «тезис» сменяет вторая - «антитезис» (новое качество - отрицание первой стадии), затем вторая стадия сменяется третьей (отрицающей вторую, т.е. «отрицание отрицания»). Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в результате двойного отрицания система переходит к качественно новому состоянию, в котором, однако, воспроизводятся некоторые черты ее начального состояния. По мысли Гегеля, третья стадия (синтез) должна «в снятом виде» вобрать в себя весь путь предшествующего развития и «повторить» некоторые черты начальной стадии. Таким образом, развитие системы идет противоречиво: в нем сочетаются две противоположные тенденции - одна заключается в постоянном обновлении, возникновении того, что ранее не существовало, а другая - в постоянных возвратах (в измененном виде) к чему-то уже существовавшему ранее. Закон отрицания отрицания является весьма общей закономерностью, действие его можно встретить во всех сферах действительности, но характерен он только для прогрессивного развития, так как характеризует процесс восхождения от низшего к высшему и от менее сложного к более сложному состоянию системы.