Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Философия



Философия



ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА


1. Сознание и его основные свойства в трактовке материализма (отражение, предметность, идеальность, социальность) и других теорий.

2. Структура сознания. Самосознание. Мышление и язык.

3. Соотношение сознания и бессознательного. Проблема бессознательного в психоанализе (фрейдизм).

Литература

Учебные пособия № 17, 20, 23, 24.

Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России:парадоксы «второго пришествия» // Вопр. философии. 2000. №10. С.15-19.

Вульф В. Холодинамика: как развивать и управлять своей внутренней личностной силой. М.: ЛАС, 1995. Гл.2.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. (Фонд Дж. Сороса). М., 1994. Гл.4,5.

Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.

Гроф С. Приключения в самосознании. И.: ИНИОН, 1991.

Дзен-буддизм и психоанализ: Э. Фромм, Д. Судзуки, Р. де Мортино. М.: Медиум, 1995. С.27-49.

Легостаева О.В. О взаимосвязи языка и мышления // Филос.науки. 1990. № 2.

Лазарев С.Н. Диагностика кармы. М., 1994.

Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси, 1973.

Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч.1. Разд.1.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1987.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

Фрейд З. Я и ОНО. М., 1990.

Фрейд З. Толкование сновидений. Киров: Здоровье, 1991.

Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.

Юнг К. Подход к бессознательному // Юнг К. Архетип и символ. М.: Республика, 1991. С.23-94.

ТЕМА 18. ПОЗНАНИЕ

1. Проблема познаваемости мира в философии (скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм).

2. Познавательная деятельность человека. Основные компоненты познания: объект, субъект, знание (познавательный образ); опредмечивание и распредмечивание. Особенности социального познания.

Литература

Учебные пособия № 1, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 23, 24.

Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993.

Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопр. философии. 1999. №8.

Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч.1. Разд.4. П.2,3.

Полони М. Личностные знания. М., 1985.

Поппер К. Логистика и рост научного знания. М., 1983.

Теория познания. М., 1992. Т.2.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

Хинтика Я. Проблема истины в современной философии // Вопр. философии. 1996. №9.

Червонная Л.Г. Метаморфозы социальных идей. Екатеринбург, 2001.

Швырев К. Анализ научного познания. М., 1988.

ТЕМА 19. ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Познание: созерцательное и деятельно-практическое отношение человека к миру. Практика, ее виды и роль в познании.

2. Формы познания мира: чувственная, рациональная и иррациональная. Их взаимосвязь и роль в познании мира и самопознании человека.

Литература

Учебные пособия № 1, 13, 14, 17, 19, 20, 24.

Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск, 1997.

Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале рационального познания» // Вопр. философии. 1997.№7.

Демидов В.Е. Что мы видим, как мы видим. М.,1987.

Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Давыдов В.В. Теории деятельности и социальная практика // Вопр. философии. 1996. № 1.

Капица П.С. Эксперимент, теория, практика. М., 1997.

Ким В.В., Блажевич Н.В. Язык науки. Екатеринбург, 1998.

Отношение человека к иррациональному: Сб. ст. / Под ред. Д. Пивоварова. Свердловск: УрГУ, 1989. Вып.1.

Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности.

Прохоров М.М. Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности. М., 1988.

Рыбаков Н.С. Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург, 1994.

Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.

ТЕМА 20. ИСТИНА КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ

1. Представление об истине и ее критериях в истории философии.

2. Основные характеристики истины: объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность, истина абсолютная и относительная. Истина, ложь, заблуждение.

3. Истина, ценность и оценка.

Литература

Учебные пособия № 13, 14, 17, 19, 20, 24.

Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. I.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.

Гусев С.С. и др. Проблема понимания в философии. М., 1989.

Ким В.В., Рыбаков Н.С. О природе истины // Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998.

Коршунов А.М. и др. Диалектика социального познания. М., 1988.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т.18. Гл. 2.

Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч.1. Разд.4. П.2,3.

Назаретян А. Истина как категория методологии мышления // Общ. науки и современность. 1995. № 4.

Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т.1.

Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение деятельности. М., 1991.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопр. философии. 1996. № 9.

Червонная Л.Г. Метаморфозы социальных идей. Екатеринбург, 2001.

ТЕМА 21. ВСЕОБЩИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ:

ДИАЛЕКТИКА И МАТАФИЗИКА

1. Диалектика и метафизика - их основные характеристики и исторические формы.

2. Принципы диалектики: связи, противоречия и развития. Основные категории и законы диалектики.

3. Формы проявления метафизического способа мышления - эклектика, софистика, догматизм, формализм и их ограниченность.

Литература

Учебные пособия № 1, 11, 13, 18, 24.

Диалектические противоречия / Под ред. Г. Барча // Франкфурт-на-Майне. М., 1986.

Ерыгин А.Н. История и диалектика. М., 1988.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

История античной диалектики. М., 1972.

История диалектики: Немецкая классическая философия. М., 1978.

Кудрявцев И.К., Лейб С.А. Синергетика как парадигма нелинейности // Вопр. философии, 2002. № 12.

Казамышев Г.В. Диалектика против эклектики. М., 1985.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. Разд.: Диалектика и здравый смысл.

Мир философии: Книга для чтения. М., 1989. Ч.1. Разд.3,4.

Нелинейное мышление в науке и искусстве // Синергетическая параигма. М., 2002. Вып. 2.

Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М: Мысль, 1994.

Экономические противоречия и их разрешение. Киев , 1991.

Энгельс Ф. Анти Дюринг. Соч. Т.20. Отдел 1. Гл.13.

ТЕМА 22. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ФИЛОСОФИИ

1. Философская мысль о сущности человека.

2. Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек, индивид, личность, индивидуальность.

3. Человек - творец своей судьбы или щепка, плывущая по течению?

Литература

Учебные пособия № 1, 5 (Ч.2), 12, 15, 16, 17, 19, 20, 23, 24.

Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М., 1993.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Емельянов Б.В., Лазарева Н.М. Проблема человека в философии: история и основные понятия. Екатеринбург, 1994.

Иванов Ю.Н. Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире. М., 1991.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Киселев Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопр. философии. 1999. №1.

Коган Л.Н. Вечность. Екатеринбург, 1994.

Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму и обществу. Начало истории // О человеческом в человеке. М., 1991.

Розин В.М. Образ человека в контексте современности // Филос. науки. 2000. №1.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С.319-344.

Сумерки богов: Ницше, Фрейд, Камю, Сартр. М.: Политиздат, 1989.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

Феномен человека: Антология. М., 1992.

Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1983.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: «Питер», Москва, Харьков, Минск, 1997.

Человек и общество. Современный мир / Под ред. В.И. Купцова. М.: Просвещение, 1994.

Шеллер М. Проблема человека в западной философии. М., 1991.

ТЕМА 23. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

(по выбору вариант А или Б)

А

1. Размышления о смысле жизни в античной философии (эпикуреизм, кинизм, стоицизм).

2. Античное и современное понимание смысла жизни - Ваше видение.

Б. Сочинение: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить» (Ф.М. Достоевский).

Литература

Учебные пособия №5 (Ч.2), 12, 17, 19, 20, 21.

Коваль Б.И. Смыслы жизни: мнения и сомнения. М., 2001.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Гроссман В. Жизнь и судьба // Знамя. 1988. № 1,2.

Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1989.

Любутин К.Н. , Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. С.187-211.

Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч.2. Разд.5: Проблемы жизни, смерти и бессмертия.

Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. Сер. «Философия». М.: Знание, 1989. № 12.

Садовников В.Н. Смысл жизни и мировоззрение. Л., 1985.

Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича (рассказ). Любое издание.

Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993.

Франк С.С. Смысл жизни. Минск: Политфакт, 1992.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1993.







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen