Учебные материалы для студентов Философия |
ФилософияДуховная сфера общества, ее структура и спецификаДуховная сфера общества является самой возвышенной, поскольку здесь рождается и реализуется все то, что отличает человека от других существ. Духовная жизнь охватывает все проявления человеческого духа во всех сферах общественной жизни. Для того, чтобы раскрыть содержание духовной жизни общества и личности, необходимо осветить здесь смысл ряда основных понятии, таких как «дух» и «душа», «духовность» и «бездуховность».
Понятия духа и души. Русские слова «душа» и «дух» пишутся и звучат очень похоже друг на друга, их иногда отождествляют между собой. В иных же языках такого смешения понятий нет. Э.Б. Тайлор формулирует следующее понятие души, которым пользовались в древности: «Душа есть тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям, спящим и бодрствующим, преимущественно как фантазм, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей и даже вещей, овладевать ими и влиять на них»1. Гилозоизм говорил о вечно живом космосе, составленном восходящими от низших одушевленных тел к высшим разрядами жизни. Формы жизни различаются в соответствии с формами души. Платон построил учение о мировой душе как об универсальном принципе бытия. Аристотель трактовал душу как активную форму тела, неотделимую от самого тела. Для Декарта душа и тело – это независимые друг от друга субстанции, которые приложены друг другу и вместе существуют. «Дух» изначально понимался как свободное деятельное начало космоса и всякой вещи. Христианское понятие Дух наполняется личностным содержанием, раскрывается как личностный Абсолют и личная Воля Бога. Немецкая классическая философия объясняла природу как момент овеществления Абсолютного духа. Гегель представлял мировой дух как свободную активность субстанции, выражающей себя в системе логических категорий. Он писал: «Дух не есть нечто пребывающее в покое, а скорее, наоборот, есть нечто абсолютно беспокойное, чистая деятельность... . Сущность духа есть поэтому с формальной стороны – свобода... Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от некоего другого, отношение к самому себе. Дух есть Само-для-себя-сущее, имеющее себя своим предметом, осуществленное понятие»93. Экзистенциализм, ставящий в центр своих построений личность человека, среди признаков духа выделяет следующие: разум, чувство долга, совесть, милосердие, добролюбие, справедливость, любовь, сердечность, чувство стыда, раскаянье и др. Н.А.Бердяев писал: «Дух на Земле... выразим не в объективных структурах, а в свободе, справедливости, любви, творчестве, интуитивном познании, не в объективности, а в экзистенциальной субъективности»2. Дух имеет многие признаки, в том числе и такие, которые рациональным путем нельзя уловить, так как он раскрывается в субъекте, а не в объекте. «Дух есть иное, высшее качество существования, чем существование душевное и телесное. Но душа и тело могут вступать в иной, высший порядок духовного существования... . Дух личен и раскрывается в личности, но он наполняет личность сверхличным содержанием. Дух есть божественный элемент в человеке»3. Итак, мы видим, что душа связана с конкретным телом, будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая душа), дух же принципиально свободен от конкретных воплощений и вездесущ; душа сохраняет проект и внутреннюю форму своего тела, лишь иногда (согласно некоторым учениям) на короткое время покидает свою обитель. Дух же всегда беспокоен, изменчив, мало где задерживается и творит все новые и новые свои определения; душа несовершенна и ограничена, дух же совершенен и неограничен; душа творится духом, дух же вечен и несотворен. Вместе с тем душа и дух имеют общие черты. Коль душа творится духом, то она имеет общую с ним природу. Души имеют разряды, низшие и высшие формы. И дух мыслится как пирамида душ, господствующих и подчиненных, которая сотворена Абсолютным духом, Богом. В философской энциклопедии дается следующее определение духа: «Дух – совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания»94. Сегодня вновь возрос интерес к пониманию души и духа в первоначальном широком смысле. «Оплодотворение души духом» и постоянная тяга к духу (совершенствованию, беспредельности, свободе, предельным целостностям) есть не что иное, как духовность. «Духовность есть процесс полного адекватного, правильного и гармоничного развития духовных способностей человека»95. Духовность – это сложное, многогранное, богатое понятие. Прежде оно использовалось в религиозной и идеалистически ориентированной философии. Но в последние годы это понятие стало широко употребляться в концепциях «духовного возрождения России» и в исследовании процессов духовного производства, духовной культуры и ее видов и т.п. Однако его определение и по сей день остается неоднозначным, дискуссионным. Бездуховность – это отрыв души от тела, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию ее телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы96. Такие представления о «душе», «духе», «духовности» были распространены в философско-религиозной мысли, вплоть до ХХ века. Позитивистская, а вслед за нею марксистская философия (от О.Канта через Ф.Энгельса к В.И.Ленину) свела понятие души к понятию сознания, субъективному образу объективного мира. Советский атеизм, искоренял попытки построения позитивных концепций душевности и духовности человека и зачастую ограничивался только рассуждениями о порождении психики и сознания социальной формой движения материи и нейродинамическими процессами головного мозга. Понятие духовности многогранно. Нас интересует прежде всего понимание духовности в культурно-антропологическом контексте. Это понятие употребляется при характеристике внутреннего субъективного мира человека. Мир человека характеризуется разумом, рациональностью. Но духовность невозможно свести к рациональному освоению мира человека. Мир человека нельзя ограничить и чувственно-волевой стороной. Хотя вне этого духовность как качество человека невозможно. В культурно-антропологическом контексте акцент делается на ценности, мотивирующие поведение человека, его внутреннюю жизнь, на основе которых, прежде всего, решаются смысложизненные проблемы в системе «вечных вопросов человеческого бытия». Кто я? Зачем пришел в этот мир? Какое место занимаю в нем? На основании каких ценностей строю жизнь? Все эти вопросы имеют общечеловеческую основу, но в каждую эпоху человек открывает и решает их заново, по-своему. На пути их решения осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовности. Главным является не просто обретение знаний, а их смысл и цель. Духовность – это показатель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов. Это обретение «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. Это способность человека соотносить свои действия и ценности с нравственными и эстетическими категориями. Духовность как бы определяет качество и направленность человеческого бытия. Но проблема духовности – это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира и отношение к нему, это выход за рамки узкоэмпирического бытия, это «преодоление себя вчерашнего» в процессе обновления и совершенствования. Это «восхождение» личности к своим идеалам, ценностям и реализация их в своем жизненном пути. Следовательно, это проблема жизнетворчества1. Это обретение совести как внутренней основы самоопределения личности. Совесть – это категория нравственности, она и является определителем духовной культуры личности, задающей меру и способ реализации сущностных сил человека. Духовность всегда связана с гуманистическими идеалами. В ней опытом жизни решается кантовский вопрос: чем для меня является другой человек – целью или средством? Стержнем духовности является вера, надежда, любовь, мудрость жизни. Сегодня же разрушена духовная аура, зло, насилие берут верх. Эксплуатация инстинктов секса, агрессии, силы в средствах массовой информации, искусстве перешла все границы. Наблюдается деструкция человеческого образа, особенно образа женщины, которая всегда выступала хранительницей дома, семьи. Сегодня все чаще пропагандируется модель «путаны», «вакхической женщины», а не мадонны. Деньги, вещи, власть становятся сегодня ведущими ценностями. Истинное богатство личности померкло, затерялось в информационном потоке. Среди молодежи зачастую действует групповая мораль, без опоры на духовность. Все это ведет к кризису человечности в человеке. Разумность приравнивается к утилитаризму, прагматизму. Гипертрофировано выпячивается сфера стихийного, иррационального. Зачастую эти явления рядятся в «научные» и «духовные» термины. Итак, духовность в философском понимании включает в себя три начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Смысл жизни – в осуществлении Добра. Творить добро в подлинном его значении может только знающий Истину. Эстетическое же расположение духа – условие всякого творчества, осуществляемого по законам Красоты. Здесь рождаются духовные потребности, здесь развертывается производство идей, а также их потребление. Первым структурным элементом в духовной жизни выступают потребности. Духовные потребности – это нужда людей и общества в целом создать и осваивать духовные ценности, потребность в духовном совершенствовании, в образовании, воспитании в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира, в вере. Философы определяют духовные потребности как определенное психологическое состояние человека, побуждающее его к созданию и освоению духовных ценностей. В отличие от материальных потребностей, духовные потребности не даны генетически, не даны от рождения, они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей в том, что они носят принципиально неограниченный характер: предела роста для них не существует, единственным ограничителем роста духовных потребностей является объем накопленных человеком духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении. Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства. Духовное производство вырастает из материального производства. Вы уже знаете, что в первобытном обществе духовная деятельность была вплетена в практическую деятельность. Но с разделением труда образуется слой людей, для которых духовная деятельность становится главной. Духовное производство (так же как и материальное) предполагает создание продукции, ее распространение и потребление. Но все эти моменты в духовном производстве имеют свою специфику. Создание обычно осуществляется профессионалами-художниками, музыкантами, учеными, идеологами. Их труд носит творческий характер, требует особого таланта, дара, вдохновения. Существует также и право собственности на духовное производство, но собственность на духовное производство отличается от собственности на материальное производство. И хотя владелец духовного производства (например, писатель) передает свою вещь (книгу), вещь остается его собственностью. Теряется лишь материальная оболочка. Но содержание, освоенное им, остается в его собственности. Идеями могут владеть и пользоваться многие. Поэтому частная собственность на духовный продукт не согласуется с природной. Предметы материального производства могут изготавливаться серийно. Предметы же духовного производства уникальны. Но они могут распространяться путем тиражирования. А тиражирование – это уже материальное производство. Владение благами не совпадает с потреблением. Материальными благами можно владеть, но не потреблять их. Духовные ценности нельзя накапливать «про запас». Владеть ими – значит потреблять. Владение и потребление в духовном производстве совпадают. Материальные блага в процессе потребления уничтожаются. Потребление духовного производства не уничтожает их. Более того, духовный продукт тем дольше сохраняет свою ценность, чем больше его потребляют. Шедевры искусства, научные истины, общечеловеческие принципы нравственности сохраняются вечно. Среди духовного производства следует выделить духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни. Эту деятельность часто называют «производством новых технологий». Но это не только производство чего-то нового, но и совершенствование старого, сохранение в нем всего ценного. В духовном производстве особое место занимает производство общественного мнения. Этот процесс может приобретать идеологический характер, поскольку сам распространитель (учитель, лектор, журналист и т.д.) симпатизирует взглядам той или иной политической партии, тем или иным философскими взглядам, религиозному или атеистическому мировосприятию. В структуру духовной жизни общества входит общественное сознание как совокупный продукт духовного производства. Под общественным сознанием понимается духовная сторона жизни общества, связанная с субъективными представлениями людей об их общественном бытии. Этому феномену посвящены третий и четвертый параграфы темы. К структурным компонентам духовной жизни относится культура. Культура – это единство духовной и духовно-практической деятельности, идеи, замысла и его воплощения. Этим культура отличается от сознания. В культуре существуют лишь опредмеченные (воплощенные) идеи. Самая гениальная мысль в голове субъекта, если она не опредмечена, умрет вместе с ним, не оставив никакого следа в культуре. В культуре проявляется бессмертие сознания, поэтому можно сказать, что культура является самосознанием эпохи. Культура – явление сложное и многоплановое, приобретающее в современном мире все большее значение. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |