Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Культура


Рассмотрение духовной жизни общества завершается философской характеристикой культуры, частично изученной вами на предшествующем этапе обучения. Термин «культура» вошел в философскую литературу во второй половине XVIII веке, первоначально охватывая своим содержанием целенаправленное воздействие человека на природную среду, а также воспитание личности. Позднее он характеризовал все многообразие достижений цивилизации – как материальных, так и духовных. К культуре материальной следует относить средства производства, технику, технологию и условия труда, профессиональные качества и умения работников, материальную базу духовной культуры (теле-, киноаппаратуру и т.д.). Динамизм исторической эволюции материальной культуры несомненен. В целом он имеет прогрессивное значение для общества, однако практическое воплощение некоторых технико-технологических инноваций способно нести отрицательные последствия для человечества (Хиросима и Нагасаки, Чернобыль и др.).

Духовная культура – процесс производства, сохранения, распределения и потребления духовных ценностей, необходимых людям для полноценной жизни. Реально она проявляет себя прежде всего в уровне интеллигентности людей, их образовательной подготовке, развитии искусства, языка. Историческое развитие материальной и духовной культуры взаимосвязано: высокая степень духовности стимулирует совершенствование материальной культуры, а успех в развитии последней создает фундамент, на котором прогрессирует культура духовная.

В ходе исторической эволюции культуры сложились следующие закономерности:

а) преемственная связь различных этапов данной эволюции, придающая относительную самостоятельность, в первую очередь духовной культуре – в отношении экономической сферы общества;

б) взаимовлияние национальных культур, способствующее усилению блока общечеловеческих культурных ценностей.

В нашей стране в 90-е годы на процесс выхода культуры из ее тоталитарного состояния заметное деформирующее влияние оказали технократические «реформаторские» действия. Государственное финансирование учреждений культуры прекратилось почти полностью. Заметно ослабло среднее звено кадрового состава деятелей духовной культуры, идущее на смену старшему. Негативную роль сыграло обвальное проникновение, особенно на телевидение, не вполне доброкачественных – с нравственной и эстетической точек зрения – «образцов» западной культуры. Подъем духовной культуры крайне важен для перспектив реформирования экономики.

Дело в том, что специалист в сфере экономики XXI века – это человек, не только знакомый с новейшими технологиями, умеющий пользоваться базами и банками данных, обобщающими мировой опыт. Он, прежде всего, творческая личность, обладающая навыками исследователя, способного находить и выделять важные принципы функционирования, оценивать масштабы и свойства созданных финансово экономических систем, представлять их в виде моделей и грамотно использовать весь арсенал новейших методов и средств, позволяющих проверять и уточнять правильность выбранных расчетных схем, материалов и технологий.

Но в не меньшей степени это – интеллигентный человек с нормальной психикой, уважающий себя и общество, дорожащий всей системой общечеловеческих духовно-нравственных, культурных ценностей, отвергающий причинение злонамеренного ущерба другим людям и природе, осознающий, что «туго набитый мозг – опасная вещь, если сочетается с пустым сердцем» (А.И. Райкин).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Духовная культура; интеллигентность; культура; культурность; материальная культура; образованность; творческая личность.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

7.7.1. Что такое культура?

7.7.2. Что такое духовная культура?

7.7.3. Какова важнейшая характеристика профессионала рубежа столетий?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Является ли культура синонимом духовной жизни общества?

2. Ограничивается ли материальная культура экономической сферой деятельности людей?

3. Что такое «массовая культура»?

4. Какую роль играет духовная культура в формировании современного специалиста?

5. Каковы основные трудности в развитии российской духовной культуры рубежа столетий?