Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Философия



Философия



Семья как социальная общность и сфера бытия человека


То, что мы видим так мало

удачных браков, как раз и свиде-

тельствует о ценности и важности

брака.

М.Монтень

Общественные науки рассматривают семью в нескольких измерениях - как социальную общность, социальный институт, малую кровно-родственную группу и элемент социальной структуры общества. Семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. По благополучию семьи обычно судят и о благополучии общества в целом. Если обратиться к истории, то видно, что процветали, как правило, те общества, где уделялось большое внимание семье, семейным отношениям. Как утверждал Конфуций, «нравственный принцип начинается в отношениях между мужем и женой, но пронизывает всю Вселенную и завершается лишь в глубинах ее»92.

В настоящее время семья переживает проблемы, характерные для всего индустриально развитого мира. Многие утверждают, что семья перестала выполнять свои социальные функции, в первую очередь, воспитательные. Другие говорят о кризисе нравственности, интенсивном распаде семей. Третьи связывают кризисные явления с духовным вырождением.

Давайте попытаемся разобраться, что такое семья и как она связана с развитием общества.

Семья - это социальная общность, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Брак - это сугубо половое по характеру отношение между мужчиной и женщиной. Круг функций брака значительно уже, чем семьи, - это удовлетворение любовных чувств и продолжение рода. В семье же функций гораздо больше, но об этом ниже. Правила, устои, обычаи семьи и брака отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества.

При подходе к анализу семьи и брака необходимо учитывать различные трактовки семьи в истории общественной мысли. Теоцентризм считает семью продуктом неисторического развития: семья - это продукт Бога, великое таинство. Натурализм чаще всего биологизирует семью, считает ее чисто биологической единицей, т.е. независимой от социальных отношений. Социоцентристская позиция выражается в том, что семья - категория историческая, в ней закономерно переплетаются естественно-биологические отношения с социальными. Социальные же имеют преобладающее значение. Семья - чрезвычайно деятельная сфера реализации различных потребностей человека, здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются.

Семья как социальная общность реализует свое бытие через определенные виды отношений, в том числе социально-биологические, хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, психологические отношения.

Когда же и в силу каких причин возникает семья?

Семья возникла в эпоху первобытного общества и прошла длинный путь исторического развития.

Большинство ученых вслед за Л.Морганом и Ф.Энгельсом считают, что семья в своем развитии проходит следующие этапы: промискуитет (беспорядочные половые отношения); групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях; парная семья - постоянный, легко расторжимый союз одного мужчины и одной женщины; моногамия - прочный союз одного мужчины и одной женщины.

Однако, по мнению ряда современных исследователей (В.М.Бахта, Н.А. Бутинова, Г.П.Григорьева, В.И.Колосницина), промискуитета вообще не существовало и его нет даже у наших ближайших родственников - обезьян, а групповой брак не был господствующей формой. Семья, по их мнению, изначально присуща человеку, так что его можно назвать не только «человеком разумным», но и «человеком семейным».

Моногамия возникает в результате разложения родового строя и появления частной собственности. Она возникает в связи с потребностью в сохранении, приумножении и передаче по наследству собственности. Вмешательство экономики в интимные отношения между полами кардинально повлияло на саму сущность брачного союза. Родившийся ребенок чаще всего рассматривался не как венец супружеской любви, а как наследник собственности. Итак, союз Купидона (крылатого бога любви) и Меркурия (бога торговли) говорит о том, что исторические корни семьи лежат в экономике, а побеги ее - в духовной сфере. Связь материи и духа в семье нерасторжима, но соотношение их меняется.

Каждая эпоха вносила в этот союз свое. Конечно, во все времена бывали браки по расчету, но товарный характер любви никогда ранее не проявлялся так наглядно, как в современном буржуазном обществе. Это торжество брака по расчету, безжалостно сводящего на почве денежных соображений молодых и старых, красивых и безобразных, равнодушных и страстных, можно проследить во всех капиталистических странах.

За годы советской власти произошло определенное огосударствление семейных отношений. Семья была излишне идеологизирована и политизирована. Она лишалась своей автономии. Порой развод, супружеская измена, аборты ставились на одну доску с противоправным поведением. Интимный мир человека безжалостно разрушался, теряя свою неприкосновенность. Феномен отчуждения проникал и в семью.

В развитии семейно-брачных отношений можно выделить различные исторические типы семьи.

Патриархальная семья характеризуется зависимостью женщины от мужчины, а детей от родителей. Само слово «патриархальная» говорит о том, что главой такой семьи является старейший в роду мужчина, старик-отец - единоличный собственник всего семейного достояния, в том числе и приданого жены. Мать семейства всегда остается на вторых ролях, ее власть основана на господстве мужа. Овдовев, она продвигается не вверх, а вниз по лестнице семейной иерархии, попадая в подчинение к старшему сыну. Ось родители-дети характеризуется абсолютной родительской властью, до брака дети бесправны. В патриархальной семье воспитывается уважение к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписываться в «вертикально» организованную общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представлений о должном. Больше патриархальных семей сохранилось в сельской местности, где их доля составляет около трети.

Детоцентристская семья. В такой семье объединяющим стержнем являются дети. Здесь уже существует предбрачный ритуал ухаживания, женитьба осуществляется по взаимной договоренности. Родители стараются дать максимум своим детям (лучшее образование, материальные и духовные блага). Часто даже на одного ребенка тратится половину бюджета семьи. Это, конечно, шаг вперед по сравнению с патриархальной семьей.

Супружеская семья – определяется супружеством как свойством, т.е. личностным взаимодействием брачных партнеров. В такой семье налицо культурный сдвиг - возвышение ценностей личности, интимности. Происходит расширение избирательности, ответственности, самоконтроля. Ось родители-дети характеризуется созданием условий для всестороннего развития личности, раскрытия всех ее сущностных сил.Это диалог равных. Воспитательное воздействие здесь «горизонтальное». Итогом такого воспитания является освоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности уверенности в себе, эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу.

Социальная сущность семьи как особого социального института и одновременно социальной общности находит свое проявление в следующих функциях:

Репродуктивная функция семьи - это воспроизводство в детях численности родителей. Для того, чтобы через тридцать лет количество людей не уменьшалось, необходимо, чтобы каждая семья имела двух, а желательно трех детей. Однако сегодня семьи ориентируются чаще всего на одного или двух детей. Это приводит к неблагоприятным последствиям: депопуляции нации; старению населения, а значит, старению трудовых ресурсов; упрощению кровно-родственной структуры; росту одиночества; трудностям социализации и т.д.

Воспитательная функция семьи - самая важная и ответственная. Именно в семье формируется наш характер и личность, дети наследуют не только гены своих родителей, но и отношение к жизни, их способы и методы справляться с трудностями, их модель общения с людьми. От родителей дети наследуют гражданские, нравственные, эстетические и другие ценности, которые впоследствии станут для них ориентирами в жизни.

Хозяйственно-бытовая функция охватывает ведение домашнего хозяйства, управление бюджетом семьи, решает проблему распределения хозяйственных обязанностей. Она включает в себя и структуру семейной власти. В семье ребенок учится разумному потреблению различных материальных и духовных благ.

Функция сексуального регулирования выражается в приобщении к нормам супружеской верности, в ограничениях, запретах и предписаниях. Благодаря этому формируется определенный тип сексуальной культуры, которая не просто запрещает или разрешает те или иные проявления сексуальности, она определяет социальную, этическую и эстетическую ценность отношений между близкими людьми.

Психологическая функция, выражается в эмоциональном удовлетворении в процессе общения и взаимной заботе друг о друге.

От того, насколько успешно семья осуществляет эти функции, зависит и решение демографических проблем, и формирование личности, и нравственное здоровье общества, и личное счастье людей.

Семья является главным носителем базисных отношений общества, поэтому кризисная ситуация общества сегодня затрагивает и семейно-брачные отношения. Между семьей как субъектом общественных отношений и остальным обществом возникают противоречия:

1) между общественной потребностью в воспроизводстве населения и решением демографических проблем в рамках отдельной семьи;

2) между материальными и духовными потребностями людей и сложностью, и невозможностью их удовлетворения из-за кризисного развития экономики;

3) между интересами предприятий и интересами работников (отцов, матерей). Социальные программы сегодня идут с трудом, а иногда и откладываются до лучших времен;

4) комплекс противоречий в решении женского труда. Прежде всего, это противоречие между конституционным равноправием мужчины и женщины и их реальным неравноправием.

Сегодня в семейно-брачных отношениях проявлятся целый ряд тенденций, в том числе: омоложение сексуального дебюта и повышение возраста вступления в брак и рождения детей; уменьшение количества детейе за счет более раннего завершения репродуктивной практики и возможности планирования; эмансипация женщин; нуклеаризация – дробление сложных многопоколенных семей; рост числа гражданских браков.

Сложность и противоречивость современных процессов развития семейных отношений требует целостного, научного подхода при решении многих проблем.







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen