Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Практика как гносеологический феномен, ее виды и роль в процессе познания


Спор о возможности познания мира, по замечанию К. Маркса, схоластичен, несостоятелен, бесплоден, если он остается только в области теории. Доказать несостоятельность агностицизма таким способом невозможно. Такой спор должен решаться практикой, понимаемой как общественно-историческая практика. Существенным достижением марксизма в теории познания было введение понятия «общественно-историческая практика».

Следует отметить, что в обыденной жизни термин «практика» трактуется довольно широко. Он используется для обозначения самых различных видов человеческого опыта. Например, говорят о практике педагога, воспитателя, врача, юриста, о литературной, учебной, производственной практике и других ее видах. В философии понятие «практика» используется различными философскими школами и направлениями1. Так, представители метафизического материализма (среди них и наши соотечественники, такие как Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский) под практикой понимали деятельность отдельного человека как биологического организма, а не как общественную практику. Представители прагматизма (от греч. pragma- дело) одного из направлений западной философии (Г. Пирс – амер. философ, математик 1839-1914 гг.; У. Джемс – амер. философ, психолог 1842-1910 гг., Джон Дьюи – амер. философ 1859-1952 гг.) трактовали практику достаточно широко, как любую человеческую деятельность (трудовую, религиозную, сновидения, воображение, гипноз, галлюцинации и др.) с выставлением на первый план духовной деятельности.

Диалектический материализм решает вопрос о сущности понятия практика следующим образом. Всякая деятельность человека включает в себя и материальную и духовную стороны. Все действия людей проходят через их голову, через сознание. Но можно ли на этом основании не видеть разницы между материальной и духовной деятельностью? Материальная и духовная деятельность неравноправны. Откуда берутся цели34, которые человек ставит перед собой, а затем уже начинает действовать? Постановка цели – это ничто иное, как осознание потребностей, которые возникают независимо от сознания людей. Но когда цель поставлена, то достичь результата человек может только в процессе деятельности, требующей затраты сил, энергии, материальных ресурсов и средств. Какие бы детальные планы мы не строили в своем сознании, сами по себе они только в духовной деятельности не могут быть реализованы. Идеи сами по себе ничего не производят, для осуществления идей требуются действия (К. Маркс). Кроме того, по замечанию К. Марса, человечество ставит перед собою цели только тогда, когда имеются материальные условия осуществления этих целей, или эти условия находятся в процессе становления.

Мы можем говорить об относительной самостоятельности духовной стороны человеческой деятельности. В мышлении, особенно научном могут появляться такие теории, которые прямого значения для материальной деятельности в данный момент не имеют. Но, во-первых, они (теории), как правило, появляются при решении непосредственно практических задач, а во-вторых, со временем сами включаются в практику.

Таким образом, хотя материальная и духовная деятельность тесно взаимосвязаны, диалектический материализм выделяет материальную деятельность как основу духовных процессов и называет ее практикой.

Следовательно, практика – это осознанная, целенаправленная, материальная (предметно-чувственная) деятельность, имеющая общественно-значимый характер и направленная на изменение (преобразование) как природной, так и социальной реальности. Поэтому практика как гносеологический феномен – это не любая предметно-чувственная деятельность, а только имеющая общественно-значимый характер. В процессе практики человек создает новую реальность, новые условия своего существования, которые не даны ему природой.

Важнейшими характеристиками практики (как гносеологического феномена) являются: осознанность, целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем, общественно-значимый характер.

Итак, практика – это активное взаимодействие человека с материальными системами. Но деятельность присуща и роботу. Ее объектом и результатом тоже являются материальные системы. Например, в Японии создан робот-спасатель по имени «Дракон». Он может переворачивать камни до тонны весом. У него клешни, которыми он захватывает глыбы. Но управляет им человек (Радио России. 11 января 2004 г. 20.00 ч.). Но в деятельности робота отсутствует целеполагание, здесь есть лишь целеисполнение. Робот не продуцирует цели, планы, проекты. Поэтому его деятельность нельзя назвать практикой.

Нет практики и в животном мире, хотя животные тоже взаимодействуют с материальными системами, изменяя или уничтожая их. Практика неотделима от человека, его осознанной, целенаправленной деятельности. В отличие от духовной деятельности, непосредственно не сталкивающейся с материальным сопротивлением объекта, практическое взаимодействие субъекта с объектом представляет собой именно преодоление сопротивления этого материального объекта.

Наконец, важнейший признак практики – преобразование (изменение) материальных систем (ликвидация, разрушение материальной системы или, наоборот, ее развитие, совершенствование, создание новой и т.д.).

Основные виды практики:

1. Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;

2. Социально-преобразующая деятельность, направленная на изменение общественного бытия, существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, стачки, забастовки, войны, социальные реформы, преобразование тех или иных социальных структур и др.);

3. Управленческая и организационная деятельность в сфере общественных отношений;

4. Экспериментальная и научно-изыскательская деятельность (опыт, наблюдение, географические, геологические, астрономические и другие открытия). Например, физика давно имеет деление на теоретическую и экспериментальную. Последняя проходит, как правило, в лабораториях и имеет ярко выраженный практический характер. Наблюдение до недавнего времени являлось единственным видом практики в такой науке, как астрономия (сейчас спутники, космические аппараты, станции и др.);

5. Семейно-бытовая практика;

6. Эстетически-преобразующая деятельность (архитектура, ваяние);

Какова роль практики в процессе познания?

1. Практика есть источник и основа познания. В качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением. Мы познаем мир лишь постольку, поскольку воздействуем на него. То, что находится вне границ нашей практики, недоступно и нашему познанию.

2. Практика является движущей силой познания. Уже появление тех или иных отраслей знания (наук) было обусловлено практическими потребностями. Математика, геометрия, астрономия, география, медицина, риторика, логика и т.д. обязаны своим появлением именно практике (напр., в Древнем Египте в первую очередь потребности измерения земельных площадей вызвали к жизни такую отрасль знания, как геометрия, а потребности земледелия и мореплавания – астрономию и др.). В этом плане можно согласиться с К. Марксом, который замечал, что «техническая потребность» «двигает науку больше, чем десяток университетов».

3. Практика дает науке и орудия познания. Мы ничего бы не знали о небесных телах без телескопа, о клеточном строении живых организмов - без микроскопа. Изучение элементарных частиц невозможно было без камеры Вильсона. Сегодня – это целые лабораторно-экспериментальные комплексы, космические станции, космические аппараты.

4. Практика, в конечном счете, является и «целью познания», так как все приобретенные знания снова служат целям практики, расширяя ее границы. Особенно возрастет роль науки на современном этапе развития общества, как в развитии производства, так и в решении социальных задач (создание принципиально новых технологий, повышение производительности труда, освоение недр земли, океана, космоса, охрана окружающей среды, преобразование социальных отношений и др.).

5. Наконец, практика является и критериям истинности знаний.