Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Марксистская философия


Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х годах в Германии, и ее появление было обусловлено рядом обстоятельств:

1. Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества.

2. Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.

3. Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия - гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха.

Философская эволюция Маркса и Энгельса выразилась в переходе от идеализма к материализму и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов. Существенное влияние на формирование философских позиций Мракса и Энгельса оказали английская политическая экономия в лице А.Смита и Д.Рикардо и французский утопический социализм (А. де Сен-Симон и Ш.Фурье).

1844-1848 годы – весьма ответственный период в жизни Маркса и Энгельса. когда происходит их знакомство и выработка философских основ нового мировоззрения в процессе пересмотра философского наследия Гегеля и Фейербаха.

Главными положениями новой философии стали:

1. Органическое сочетание принципа материализма с диалектическим методом познания природы и общества, что нашло выражение в развитии диалектического и исторического материализма. Используя разработанный Гегелем диалектический метод мышления, Маркс и Энгельс применили его к анализу объективной действительности, утверждая, что субъективная диалектика (диалектика мышления) есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества.

2. Центральной категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины.

3. Совершенно новаторским в марксизме стало рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играло материальное бытие, имеющее в своей основе экономическую деятельность людей, порождающую социально-классовое деление общества. Тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания явился способом решения основного вопроса философии применительно к обществу. Это позволило преодолеть односторонность социального идеализма, господствовавшего в истории философской мысли до середины XIX в.

4. Распространение материалистического принципа в объяснении мира на понимание истории позволило увидеть внутренние социальные противоречия как источника развития общества. Исторический процесс предстал как поступательная смена общественно-экономических формаций и лежащих в их основе способов материального производства.

5. Гуманистическая направленность марксистской философии связана с поисками путей освобождения человека от социального отчуждения. Именно этой идеей проникнуты все совместные ранние работы Маркса и Энгельса, связанные с переосмыслением антропологического материализма Фейербаха.

Общие мировоззренческие установки вовсе не исключали особенностей философских взглядов каждого из основоположников марксизма. Так, Энгельс сосредоточил свое внимание на изучении проблем философии природы, в работах «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг» он дает философский анализ достижений естествознания в создании научной картины мира. Выдвинутые им принципы классификации форм движения материи и исследование процесса антропогенеза и социогенеза не потеряли свое значения для современной науки. Философские взгляды взгляды Маркса по сути своей антропоцентричны, так как его интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе. Этому посвящена его ранняя работа «Экономическо-философские рукописи 1844 года», впервые опубликованная в 1932 г., в которой он исследует условия отчуждения человека в обществе. В основе социального отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение человека в сфере экономике, связанное с возникновением частной собственности, что приводит к отчуждению человека от самого процесса труда и его продуктов, а также к отчуждению в сфере общения, к разрыву социальных связей. Процесс исторического развития рассматривается им как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе. Коммунизм как идеал общественного развития должен привести к ликвидации отчуждения и созданию условий для свободного и гармоничного развития человека. По сути дела создание основного труда его жизни «Капитала» было вызвано не просто интересом к анализу тенденций развития буржуазного экономического строя, но и поиском реальных условий освобождения человека от позорных последствий принудительного труда. Таким образом, в отличии от абстрактного гуманизма Фейербаха гуманизм Маркса опирается на глубокий анализ самой действительности.

Судьба учения Маркса и Энгельса весьма драматична, так как дальнейшее развитие марксизма как социально-политического и философского течения сопровождалось бесчисленными фальсификациями и односторонними интерпретациями. В этой связи можно говорть о многообразии версий марксизма в контексте разных эпох и особенностей национального восприятия его учения в разных странах. Так, применительно к России можно говорить о ленинской, плехановской, сталинской и других версиях марксизма.

Литература

Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е. Т. 42.

Маркс К. Капитал // Соч. Т.23.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Соч. Т.13.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Соч. Т. 3.

Энгельс Ф. Л. Фейербах и конец классической немецкой филосфии // Т. 21.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Соч. Т. 20.

Ленин В.И. Триисточника и три составных части марксизма //Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.23.

Гайда А.В., Любутин К.Н., Мошкин С.В. Марксизм Иосифа Сталина. Екатеринбург, 2001.

Вопросы для самопроверки

1. Как называется философское учение, основоположниками которого были Маркс и Энгельс?

2. Каковы социально-исторические предпосылки формирования марксизма?

3. Назовите естественнонаучные предпосылки формирования диалектико-материалистического метода марксизма.

4. Как вы поняли содержание понятий «объективная диалектика» и «субъективная диалектика»?

5. В чем состоит отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля?

6. Чем отличается материализм Маркса и Энгельса от антропологического материализма Фейербаха?

7. В чем суть материалистического понимания истории?

8. Какую роль играет способ производства в жизни общества?

9. Каково содержание понятия «общественно-экономическая формация?

10. Какое место в философии марксизма занимает категория «практики»?

Тесты

1. Кто из перечисленных философов использовал диалектический метод познания?

а) Л.Фейербах

б) К.Маркс,

в) Гегель

г) Ф.Ницше

2.Какое понятие является центральной категорией философии марксизма?

а) истина

б) общественное бытие

в) практика

г) взаимодействие

3. Кто из немецких мыслителей развивал учение об априорных формах познания?

а) Фихте

б) Шеллинг

в) Кант

г) Гегель

4. Что означает тезис: «Сознание не только отражает мир, но и творит его» (К. Маркс)?

а) сознание может создать мир из ничего;

б) человек благодаря сознанию может творить все, что ему вздумается;

в) благодаря сознанию человек создает мир и, опираясь на познанные законы, может изменять как природный, так и социальный мир, создавать такие предметы, которые до человека не существовали.