Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



Духовная жизнь общества


Обозначенная многоаспектная тема частично изучалась вами в среднем учебном заведении. Однако, как правило, оставались «в тени» ее исходные понятия, такие, как «дух», «душа», «духовность». Ранее они употреблялись преимущественно в религиозно-идеалистической литературе, а в 90-е годы XX века приобрели в нашей стране боле широкий и глубокий смысл. Что касается религиозных трактовок отмеченных понятий, то они специально излагаются, в частности, в работе Д.В. Пивоварова «Дух, душа и смысл жизни человека (философия религии)».

Обращаясь к дорелигиозным (античным) представлениям о духе, необходимо подчеркнуть, что он рассматривался как свободное деятельное начало космоса (мироздания) и отдельных вещей мира. Позднее он стал характеризоваться как нечто вездесущее, бесплотное, изменчивое. Душа понималась как тесно связанная с конкретным телом, ограниченная и несовершенная, сотворенная духом, который, в отличие от нее, вечен и не сотворен изначально. Из сказанного следует, что духовность есть присущее человеку постоянное стремление к духу – добру, истине, справедливости, красоте, свободе, совершенствованию души. Значит, бездуховность – стремление человека ограничить способности души деятельностью по «обслуживанию» ее материально-телесной формы, оболочки. Главное в духовности – способность (и желание) человека соотносить собственные жизненные помыслы и реальные действия с основополагающими нравственно-эстетическими ценностями, формировать свои идеалы и ценности, ориентируя их на обретение совести как выражения своего нравственного «Я». Технократически реализованные в первой половине 90-х годов экономические действия российского руководства привели к заметному снижению значения подлинных духовных ценностей досоветского периода. Бездуховность получила в нашей стране широкое распространение, но в последние годы появились симптомы осознания масштабов грозящей стране духовной катастрофы.

Духовность неотделима от духовных потребностей личности и общества – в глубоком познании мира и себя, в нравственно-эстетическом совершенствовании. Данные потребности предполагают необходимость духовной деятельности и духовного же производства. Последнее – это не только создание новых духовных «технологий», но и сохранение ранее накопленных духовных ценностей и их совершенствование. Ослабление внимания общества к духовному производству неминуемо ведет, как подтверждает новейший российский опыт, к нарастанию трудностей в деле реформирования экономики и других сфер.

Духовное производство – ядро духовной стороны общества, общественного сознания, проявляющегося в многообразии общественно выработанных концепций, теорий, идей, а также чувств, настроений, традиций, привычек, которые отражают общественное бытие в целом а также отдельные его сферы и побуждают людей к определенной социальной деятельности. Оно не существует в отрыве от индивидуального и группового (классового) сознания, а воплощает в своем содержании те вышеперечисленные компоненты, которые в определенной степени влияют на основную массу людей данного общества. Индивидуальное сознание любого взрослого человека обязательно включает в свою орбиту какую-то «толику» сознания общественного. Помимо последней, к нему следует относить своеобразно специфические черты, обусловленные характером, воспитанием, национальной принадлежностью, регионом проживания человека и т.д. Социально-групповое сознание несет на себе печать своеобразия, детерминированную родом профессиональной деятельности и общественным статусом соответствующей категории самодеятельного населения. Находясь под влиянием общественного сознания, социально активные индивиды и группы привносят определенный вклад в его сокровищницу. Правомерно фиксировать и наличие сознания общества, выступающего суммой сознаний всех индивидов, социальных и этносоциальных групп соответствующего общества. Общественное же сознание не является такого рода совокупностью, поскольку, как отмечалось, не включает индивидуально-своеобразные и специфически-групповые компоненты.

Содержание общественного сознания в целом обусловлено состоянием материально-экономических аспектов общественного бытия, хотя не выступает его зеркальным отражением. Более того, такие области общественного сознания, как искусство, мораль, религия, обладают значительной относительной самостоятельностью по отношению к общественному бытию. В то же время экономическое, правовое, политическое сознание наиболее непосредственно отражает общественное бытие.

Общественное сознание современной России, в отличие от советского общественного сознания, характеризуется многообразием несводимых к общему знаменателю концепций и идей – либеральных, социал-демократических, коммунистических, религиозных, национальных и т.д. Это в целом позитивный идеологический плюрализм (от лат. pluralus – множественный), обогащающий групповое и индивидуальное сознание. Однако существует опасность роста влияния идеологических течений националистического, религиозно-фундаменталистского и даже фашистского толка. Государство призвано энергично противопоставить силу закона носителям такого рода взглядов.

Общественное сознание обладает достаточно сложной структурой. Выше уже рассмотрен субъектный принцип его структурирования, в соответствии с которым оно делится на индивидуальное, групповое. Существуют еще два подхода: гносеологический и онтологический. В рамках первого общественное сознание дифференциируется в зависимости от глубины отражения общественного бытия его компонентами. Исходя из этого, различается теоретическое и обыденное (обыденно-эмпи-ическое) общественное сознание. При втором подходе критерием структурирования выступают роль компонента общественного сознания в социальной жизни и сфера ее отражения. В данном случае речь идет о реально распространенных в обществе формах общественного сознания, в которых обыденный и теоретический уровни находятся в неразрывном единстве.

Рассмотрим суть отмеченных уровней. Сферу теоретического составляют более или менее концептуально, системно выраженные идеи, претендующие на сущностное постижение явлений мира и бытия человека. Большую роль в формировании данного уровня играет наука, но это не означает, что лишь ученые причастны к его формированию. В определенной степени потенциал теоретического уровня пополняется близкими к научным теориям, проверенными практикой идеями творчески работающих специалистов. Данный уровень реально функционирует в виде общественной идеологии. Термин «идеология», рожденный Францией эпохи Наполеона, ввели в философскую литературу К. Маркс и Ф. Энгельс. Идеологию они считали ложным отражением жизни общества господствующими (реакционными) классами, маскирующими с ее помощью свои интересы. В XX веке появилась масса трактовок идеологии. Одной из наиболее фундаментальных является понимание ее сути как долговременной программы, сверхзадачи, общества, синтезирующей главные пути и способы его демократического совершенствования. Важно в этой связи отметить актуальность поиска российской общественностью (и властью) общенациональной (общероссийской) идеи. Учитывая многообразие наций и народностей, религиозных конфессий в России, общество не должно сводить ее к «русской (славянской)» идее, идее православия. Общероссийской идеей может быть идея «здравого смысла», вбирающая в себя лучшие крупицы исторического опыта досоветской России, СССР, зарубежных стран.

Обыденный уровень общественного сознания выступает совокупностью чувств, настроений, традиций, привычек, складывающихся у больших масс людей в процессе повседневно-практической деятельности, не основанной на научных теориях. Указанные элементы не существуют в системной связи, формируются преимущественно стихийно, нередко включая предрассудки, суеверия, выражаясь разговорным, фольклорным, жаргонным, национально-особенным языком.

В социальной практике обыденное сознание представлено в виде общественной, групповой и индивидуальной психологии, которую правомерно именовать массовым сознанием, так как его формируют все более или менее взрослые граждане, в том числе на семейно-бытовом уровне. В то же время, как отмечалось выше, в общественной психологии присутствует эмпирический опыт. Он носит характер опытно-практического знания и связан с профессионально-трудовой деятельностью людей, отражая ее особенности и ориентируя людей на оценку общественного бытия с позиций указанной деятельности. Но в целом профессионально-практические особенности общественной психологии не поднимают ее на уровень научно-теоретического постижения мира и человека. Очевидно, что общественная психология России в последние годы претерпела определенные изменения. Многообразие форм собственности, политический и идеологический плюрализм, размывание прежних идеалов – все это привело к распространению ориентаций на индивидуальную предприимчивость, антииждевенчество, но одновременно усилило разгул коррупции, безнравственности. Нецивилизованный выход в рыночную экономику вызвал у части людей ностальгию по общественной собственности. Только принципиальная корректировка реформ – в направлении человека труда – может ограничить рост негативных тенденций в сфере психологии.

Рассмотренные уровни общественного сознания не отделены друг от друга. Разделить их можно, только мысленно, в рамках гносеологического подхода,. На практике они взаимодействуют, взаимопроникают. Очень важно, чтобы демократическая идеология способствовала вымыванию негативных, антигуманных черт психологии.

Характеризуя общественное сознание с позиции онтологического подхода, мы структурируем его по формам или видам, различая экономическое, экологическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, атеистическое сознание.

Экономическое сознание на теоретическом уровне включает, прежде всего, системно оформленные и теоретически выраженные концепции и идеи, претендующие на глубокое познание существа региональной, национальной и международной экономики. Составляющая данный уровень экономическая идеология в основном складывается в процессе деятельности профессионалов-экономистов, но и наиболее творчески относящиеся к работе практики-хозяйственники, выдвигая оригинальные экономические идеи, обогащают его. Экономических идеологий в обществе столько, сколько в нем форм, способов хозяйствования. Наибольший плюрализм присущ современному экономическому мышлению, особенно рыночного типа. В России конца XX века, наряду с рыночными, распространены различные нерыночные, а также смешанные программы, предполагающие неодинаковую степень госрегулирования рынка.

Обыденным уровнем экономического сознания является, прежде всего, экономическая психология – многообразие чувств, настроений, привычек, традиций, формирующихся в ходе производственно-экономической деятельности и оказывающих на нее обратное влияние. Формируясь всеми субъектами этой деятельности, данная психология выступает массовым сознанием, не способным вскрыть законы экономики, но мощно воздействующим на складывание того или иного макроклимата в сфере экономики и обществе в целом. В нашей стране после 1991 г. экономическая психология обогатилась, в частности, чувствами собственника, но и отяготилась бациллами терпимости к мошенничеству, рэкету, преступности в целом. В семейно-бытовом аспекте обыденное сознание данного вида проявляет себя в виде оценки состояния экономики под углом зрения семейного бюджета, соотносимого с уровнем цен на товары и услуги. Экономическое сознание – важная предпосылка формирования экономической культуры, представляющей собой предметно-практическое действие людей в сфере и по поводу экономики, основанное на единстве отмеченных уровней. Такого рода культура многих граждан России, несущая на себе печать советского тоталитарно-мифологического экономического сознания, не содействует динамическому оздоровлению экономики, что, естественно, тормозит демократическое обновление ее самой.

С экономическим взаимодействует экологическое (от греч. oikos – природная ниша, среда обитания человечества) сознание. Оно выступает, во-первых, теоретическим осмыслением многообразных представлений о природе, ее месте и роли в жизни общества. Ныне сутью теоретического экологического сознания является социальная экология как наука о коэволюционном (взаимообусловленном, в определенной мере гармоничном) взаимодействии общества и природы – «двух глав одного романа, между которыми нет пропасти» (Герцен). На ранних этапах истории доминировал коэволюционно-присваивающий тип этого взаимодействия, не причинявшего заметного ущерба природе. С началом мануфактурно-промышленной революции нарастает противоречие между обществом и природой. В экономически развитых государствах данное противоречие несколько смягчилось на основе демонстрируемого в них «ноосферного» подхода настоянного на идеях «экологического гуманизма». Суть последнего состоит в осознании того, что высоконравственное отношение к природе есть, в конечном счете, такого же рода отношение к человеку. Экологическая и экономическая идеологии ныне все более сближаются в силу все большей актуальности экономических проблем природопользования.

Не менее значима в современных условиях и экологическая психология. От характера обыденного экологического сознания во многом зависят перспективы недопущения не только экологической катастрофы, но и дегуманизации «экологии духа». Экологически значимые чувства формируются прежде всего под влиянием производственно-экономической деятельности людей. Но немалую роль в этом процессе играет и семейно-бытовое воспитание. Оба фактора «работают» на формирование определенной экологической культуры как практического отношения людей к природопользованию и охране природы. Экологическое сознание все теснее смыкается с сознанием политическим, поскольку практическая реализация принципов социальной экологии – на уровне перспективного коэволюционно-информа-ционного типа взаимодействия общества и природы – может состояться под руководством тех политических элит, которые вооружены идеями эколомического гуманизма и ноосферы в целом.

Нарастающую роль в жизни современного общества играет правовое (юридическое) сознание, отражающее общественные и индивидуально-личностные взаимоотношения людей в категориях права, а также чувств, настроений, основанных на оценке социальных явлений и поступков людей через призму законности, незаконности, справедливости, несправедливости и т.д. Теоретический уровень правосознания формируют юристы-профессионалы, обосновывающие необходимость тех или иных юридических норм (законов), фиксирующих основные экономические и политические реальности общества. После распада СССР в нашей стране теоретическое правосознание все заметнее наполняется общечеловечески-гуманистическим содержанием. Однако процесс законотворчества тормозится, в частности, недостаточным числом высококвалифицированных юристов в Федеральном Собрании страны.

После декабря 1991 г. трансформировался и обыденный уровень правосознания. Вместе с тем, правовая психология нуждается в более энергичном внедрении в ее арсенал чувства правовой ответственности как государственных чиновников, так и граждан в целом за свои общественно значимые действия. Юридическая безответственность серьезно тормозит подъем правовой культуры – практического проявления демократической «правопослушности» людей, утверждения правовых основ гражданского общества в целом.

Значительной спецификой характеризуется моральное сознание, которое в известной степени было объектом изучения в среднем специальном учреждении при рассмотрении феномена морали. Напомним, что моральное сознание является оценочной формой отражения, выстроенной на базе таких нравственных категорий, как добро, зло, совесть, справедливость, счастье и т.д. В отличие от права мораль выступает внутренним законом личности.

Как форма общественного сознания моральное сознание также идеологично и психологично. В теоретическом плане оно представляет собой совокупность идеалов, принципов, норм, идей о должном, личном, общественном, исследуемых этикой. С точки зрения обыденного «среза» данное сознание включает моральные чувства, представления о моральном и аморальном, не контролируемые теорией морали. Если в СССР моральное сознание общества стремилось оправдать тоталитарный режим с точки зрения его «наивысшей справедливости, прогрессивности», что способствовало определенному нравственному сплочению общества, то после распада указанного режима начавшийся глубокий финансово-экономический кризис, обусловленный в немалой степени технократическим вариантом реформирования, привел к заметному моральному кризису значительных слоев общества. Только устранение из практики федеральной и местных властных элит технократических рычагов может остановить нравственную деградацию личности и общества и, напротив, стимулировать прогресс культуры миллионов людей.

В доуниверситетский период обучения важным элементом программы гуманитарной подготовки являлось изучение искусства. Оно рассматривалось в плане как возникновения, так и роли его в обществе, состоящей прежде всего в содействии социализации и индивидуализации личности, утверждении гуманистических основ ее жизни. Ядром искусства выступает художественное сознание, отражающее систему общественных и индивидуально-личностных взаимоотношений людей в категориях прекрасного – безобразного, возвышенного – низменного и т.д. Теоретический уровень данного сознания – эстетика как теория искусства, развиваемая профессионалами в этой области.

Художественная психология выражает отношение рядовых людей к проблеме красоты мира и человека. Она неразрывна с их художественной культурой, призванной «спасти мир». Отмеченная выше – применительно к морали и нравственной культуре – тенденция в 90-е годы была характерна и для искусства и художественного сознания (такого же рода культуры) многих россиян. В сфере искусства эта негативная тенденция была отягощена естественным уходом из жизни большого числа признанных мастеров культуры, ее «вестернизацией» (т.е. ориентацией на западные культурные ценности) и почти нулевым финансированием. И все же традиционный запас духовности, унаследованный от прошлого, позволяет части российских граждан противостоять вакханалии бездуховности и переходить в художественное «контрнаступление».

Не менее серьезное внимание на раннем этапе обучения уделялось проблеме «человек – религия». Как системное явление религия включает соответствующее сознание, учреждение (церковь, мечеть, синагога и т.д.), арсенал обрядов (культ). Что касается религиозного сознания, то его высший уровень вряд ли обоснованно именовать теоретическим, но идеологическим он, без сомнения, является. Нередко религиозную идеологию обвиняют в «удвоении» ее сторонниками мира. Но при этом зачастую упускается из виду, что современная наука не может убедительно отвергнуть идею творения мира, что церковь огромное внимание уделяет тому, чтобы способствовать формированию богоподобного (высоконравственного) человека на Земле.

Религиозная психология как обыденный уровень данного сознания объединяет соответствующие чувства и настроения людей, нуждающихся в духовном утешении, поддержке, особенно в условиях такого переломного общественного времени, как в нашей стране. Религиозное сознание останется в духовном арсенале человечества, по-видимому, до тех пор, пока из жизни человечества не уйдут те социальные язвы, которые вынуждают его часть обращаться за духовной поддержкой к Всевышнему – будь он «рассеян» в мировом пространстве или пребывает в самих людях, в их душах как внутренний источник добра, истины, справедливости и красоты.

Следует отметить в заключение, что на базе не только экономической (см. выше), но и других форм общественного сознания, складываются соответствующие разновидности культур – от экологической до религиозно-атеистической. Они, как и экономическая культура, представляют собой проявление в реально-практической жизни людей указанных видов идеологий и психологий. Особое значение в современных условиях приобрела экологическая культура, которая для специалистов в области экономики является важной составляющей их профессионального облика. Это касается и их нравственной культуры: социальноориентированная экономика не может быть сформирована аморально-технократически мыслящими и действующими профессионалами.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Атеистическое сознание; дух; духовность; идеологический плюрализм; индивидуальное сознание; массовое сознание; моральное сознание; общественная идеология; общественная психология; обыденное сознание; политическое сознание; правовое сознание; религиозное сознание; экологическое сознание; экономическая культура; экономическое сознание; эстетическое (художественное) сознание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

7.6.1. Что включает в себя общественное сознание?

7.6.2. В виде чего предстает общественное сознание на основе гносеологического подхода к его структурированию?

7.6.3. Что такое экономическая культура?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Целесообразно ли сводить духовность личности к ее духовным потребностям?

2. Каковы основные различия советского и постсоветского общественного сознания?

3. Правомерно ли теоретический уровень общественного сознания именовать всецело научным, а обыденный - ненаучным?

4. Является ли экономическая идеология массовым сознанием?

5. Включает ли правовая культура правовые отношения между людьми?

6. Что такое этика?