Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Философия



Философия



ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ


Изучение данной темы предусмотрено программой курса «Философия» и на доуниверситетской ступени образования. Поэтому мы акцентируем внимание на наиболее важных и недостаточно развернутых ранее аспектах этой проблемы.

Понятие «бытие» многими мыслителями было положено в основание философии. Оно имеет несколько значений.

Во-первых, данное понятие употребляется как синоним существующего. В этом смысле «бытие» - предельно общая абстракция, объединяющая по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, предметов, явлений, их свойств и состояний. Все это бесконечное многообразие можно условно классифицировать в следующие формы бытия:

1. Бытие вещей: а) природных; б) созданных человеком.

2. Бытие человека.

3. Бытие духовного: а) индивидуализированное духовное; б) объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

4. Бытие социального.

Во-вторых, термин «бытие» употребляется как тождественный термину «материя». Материя – это фундаментальное понятие материалистической философии. С признанием материальности мира связано существование материализма как философского направления. Для сторонников этого направления материя всегда первична и независима от сознания, но и в их учениях это понятие не оставалось неизменным. Оно развивалось вместе с развитием философии, частнонаучного знания и общественно-исторической практики. Можно выделить следующие этапы в развитии взглядов на материю:

I. Античный этап. В этот период складывается представление о материи как субстрате (от лат. substratum – подкладка, носитель, основание), первооснове вещей и явлений (вода, воздух, огонь, атомы и т.д.).

II. Этап Нового времени. На данном этапе преобладает точка зрения, согласно которой материя - это не отдельно взятая вещь или их совокупность, а все то, что обладает массой, весом, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью и другими свойствами. Материя полностью отождествляется с веществом.

III. Диалектико-материалистический этап. С позиций диалектико-материалистической философии материя - это понятие (категория) для обозначения объективной реальности, которая (объективная реальность) копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, но существует объективно, независимо от них.

С точки зрения диалектико-материалистической философии нельзя отождествлять философское понимание материи с естественнонаучными представлениями о ее видах, структурных уровнях и свойствах, изучение которых является прерогативой естественных наук.

Одним из весьма важных философских вопросов является вопрос о том, в каком состоянии находится мир. Эмпирические наблюдения и здравый смысл не оставляют сомнения в том, что весь мир находится в движении, изменении, развитии. Однако само движение понимается в философии по-разному. Объективный идеализм свойством движения наделяет лишь абсолютную идею, мировой дух, внематериальный мистический «мировой разум». Для субъективного идеализма движение – это смена ощущений, представлений, мыслей субъекта. Метафизический материализм признает объективный характер движения, но сводит его только к механическому движению (перемещению). Метафизический материализм допускает существование материи без движения или движения без материи.

Диалектический материализм понимает под движением всякое изменение вообще и рассматривает его как атрибут (от лат. attribute – придаю, наделяю) материи, ее необходимое, существенное, неотъемлемое свойство, способ бытия материи.

Положение диалектического материализма о движении как способе существования материи не означает отрицания покоя. Но что же понимается под покоем? Здесь можно выделить троякого рода факторы:

1. С механической точки зрения можно говорить о покое, когда то или иное тело не меняет своего пространственного положения, не перемещается относительно других тел. Лежащий камень, стоящая машина, сидящий человек и т.д. покоятся, не меняют своего пространственного положения.

2. С количественной точки зрения покой имеет место тогда, когда вещи, объекты, в том числе живые организмы, не меняют существенно своих количественных характеристик – не увеличиваются и не уменьшаются в своих размерах. Например, достигнув определенного предела, прекращают рост растения, животные, человек.

3. С точки зрения качества покой – это пребывание вещи, объекта, организма, системы и т.д. в данном качественном состоянии, т.е. фиксируется момент качественной устойчивости. Это является непременным условием дифференциации материи, благодаря чему мы отличаем одни вещи от других. Возможность такого относительного покоя тел, возможность временного состояния равновесия является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни.

Однако если движение абсолютно, ибо является способом существования материи, то покой только может быть относительным, ибо покой в одном отношении всегда связан с определенными изменениями в других отношениях. Диалектико-материалистическая философия также ставит проблему классификации форм движения материи. И сегодня сохраняют свое значение принципы классификации форм движения материи, сформулированные Ф. Энгельсом:

1) принцип неразрывности материи и движения;

2) принцип генетической связи, т.е. восхождения от низших форм к высшим;

3) принцип несводимости высших форм движения к низшим.

Исходя из этих принципов Ф. Энгельс выделял механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную формы движения. Существуют различные типы движения. Качественно необратимое, направленное изменение называется развитием. Следовательно, всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие.

Как и где совершается движение? Диалектико-материа-листическая философия утверждает, что движение совершается в пространстве и во времени. С позиций субъективного идеализма пространство и время существуют лишь в сознании людей. И. Кант полагал, что пространство и время – это априорные (от лат. a priori – предшествующий), врожденные представления человека, который выводит их из мышления и наделяет ими мир. Метафизический материализм отрывает пространство и время от материи, рассматривает пространство как абсолютную пустоту, существующую вне и независимо от материи, а время как «чистую» внематериальную длительность. С позиции диалектического материализма пространство и время – это объективные, не зависящие от сознания человека и человечества, формы существования материи, которые не существуют и не могут существовать в «чистом» виде, вне материальных объектов.

Пространство – это категория для обозначения порядка сосуществования, взаиморасположения тел, объектов, систем относительно друг друга, а также структуры и протяженности взаимодействующих материальных объектов.

Время – философская категория для обозначения длительности существования (бытия) тел, вещей, явлений, скорости развертывания процессов, их ритма, темпа, последовательности смены их существования.

Естественнонаучным доказательством неразрывной связи и взаимообусловленности материи, движения, пространства и времени являются теория относительности А. Эйнштейна и неевклидовы геометрии (Н. Лобачевского, Б. Римана). С возникновением общества возникает новая форма пространственно-временных отношений: социальное пространство и время. Они, развиваясь вместе с развитием общества, сами во многом определяют характер общественной жизни. «Я знаю, – писал С. Маршак, – время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его». Нельзя решать проблему пространства и времени без опоры на достижения не только современного естествознания, но и социальных, гуманитарных наук, которые раскрывают различные аспекты пространственно-временных представлений, их роли, места в человеческой жизни и деятельности.

Есть ли в неисчерпаемом в своем многообразии мире некое единство? С позиции идеализма единство мира в том, что он есть нечто производное от единого духовного начала (духа, разума, идеи).

Диалектико-материалистическая философия видит единство мира в его материальности, в том, что все существующие предметы, вещи, явления представляют собой различные виды и проявления движущейся материи, что кроме материи в ее бесконечном многообразии ничего нет. Материя является единственной объективной реальностью.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Атомисты; атрибут; бытие; вещество; движение; действительность; кризис в физике; материя; механицизм; мир; монизм; первоматерия; покой; поле; прогресс; пространство и время; развитие; реальность; революция в естествознании; регресс; субстанция; субстрат; физический идеализм; энергетизм.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

3.1. Что такое материя с позиций диалектико-материалистической философии?

3.2. Что такое движения с точки зрения диалектического материализма?

3.3. Что такое механицизм?

3.4. Что такое пространство и время с точки зрения И. Канта?

3.5. Что такое развитие?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какое из приведенных ниже понятий является более широким по содержанию: реальность, субъективная реальность, материя, общественное бытие?

2. Какое из приведенных ниже понятий является наиболее емким по содержанию: «физическое движение», «изменение», «развитие»?

3. Чем отличается философское понимание материи от естественнонаучных представлений о ней?

4. Чем отличается материальная реальность от реальности идеальной (духовной)?

5. В чем отличие материалистической реляционной концепции пространства и времени от субстанциальной?

6. Что такое развитие?

7. Всякое ли изменение можно назвать развитием?

8. Каковы основные направления развития?

9. В чем принципиальное отличие диалектико-материалистического понимания материи от метафизического?

10. Каково соотношение движения и покоя?







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen