Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ


На ступени довузовской подготовки достаточно подробно изучалась тема «Великие философы мира». Поэтому наша задача - кратко обобщить ранее изученный материал, выделив лишь современные подходы в трактовке основных этапов развития философии и наиболее общие характеристики этих этапов, не акцентируя внимания на персоналиях. Учитывая то обстоятельство, что в рамках данного пособия невозможно достойно представить все этапы развития философии, авторы ограничились задачей подчеркнуть лишь те аспекты развития философской мысли, которые помогут студенту при решении тестовых заданий и вопросов для самопроверки.

Нельзя постичь философию вне изучения истории философии. История философии связывает предшествующие идеи с настоящими, она приобщает нас к наследию выдающихся умов человечества. Как и всякая теория познания, эта научная дисциплина выясняет закономерности развития самой философии, условий и факторов ее определяющих и в итоге тоже отвечает на вопрос: «Что такое философия»?

Философия насчитывает свыше 25 веков своего развития и может быть представлена, по мнению современных исследователей, как:

1) древняя – философия Древнего Востока (Индия, Китай); Греции и Рима; Средневековья и Возрождения;

2) новая;

3) новейшая.

Деление истории философии на периоды подразумевает своеобразный способ философствования, характерный для того или иного периода (эпохи). Историческая эпоха накладывает глубокий отпечаток на саму личность философа, на понимание им своей роли в обществе, на приверженность тем или иным идеалам и ценностям. Исторический тип философствования объединяет не единомышленников, а современников, т.е. философов разных взглядов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры.

Каждая крупная историческая эпоха знает свой исторический тип философствования и свой характерный тип философа. Что касается типов философствования, то сегодня в литературе существуют различные подходы к их классификации. Одни исследователи выделяют следующие типы:

а) созерцательный (высшие ценности – безмятежность, спокойствие духа, спокойное созерцание вечной истины) – характерный для античности;

б) умозрительный (близкий к созерцательному) – ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение, сверхчувственное созерцание), характерный для поздней античности, средневековья, русского религиозного ренессанса (конца XIX - начала XX века);

в) деятельный тип философствования – социально-преобразовательный, становление которого связывается с философией марксизма;

г) новейший, социально-экологический тип философствования (учение В.И. Вернадского о ноосфере, еще – ранее идеи Н.Ф. Федорова о сознательной регуляции человеком природы), теоретические заключения «Римского клуба»), для которого характерно то, что идея сохранения мира, цивилизации становится важнейшей жизненной задачей всех и каждого.

Другие философы, в том числе представители Уральской школы, выделяют в качестве основных типов философствования, доминирующих в те или иные эпохи, космоцентризм (натурализм), теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм. Так, например, спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм). Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phusis) - природа. Человек трактовался как часть мира, природы, космоса, своего рода микрокосм.

В этот период высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. Наиболее крупные мыслители: Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит (самое известное его высказывание: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку»), Демокрит, Сократ («Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю»), Платон («Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, дар хорошо говорить, дар хорошо поступать»), Аристотель («Мудрость – это та наука, которая желательна для нее самой и для познания, а не та, которая желательна ради извлекаемой для нее пользы») и др.

В средние века основной формой философствования становится теоцентризм. Утверждается идея о том, что природа и человек – это творения Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог – человек – природа», «вера и знание», «предназначение человека», «надежда и упование».

В средние века познание, система мышления, логика развивались как схоластика (от лат. shola – школа). Схоластика – официальная школьная философия, основной особенностью которой была оторванная от реальной жизни игра словами и понятиями, а основной задачей – доказательство бытия бога и обоснование догм священного писания. Среди схоластов (с XI в.) возник спор реалистов номиналистов о природе общих понятий. Суть спора была в том, как идет наше познание: от вещей к понятиям, или, наоборот, от понятий – к вещам. Наиболее крупные мыслители этого периода: Августин Блаженный, Авиценна, П. Абелляр, Ф. Аквинский, Д. Скот, У. Оккам и др.

В эпоху Возрождения совершается переход от теоцентризма к антропоцентризму, т.е. центр внимания от Бога перемещается к человеку. В этот период возрождаются идеалы античности, получают распространение и развиваются идеи гуманизма и прежде всего идея о самоценности земной жизни человека, учение о целостности индивидуального духовно-телесного существования человека и его органической связи со Вселенной.

Мыслители этого периода провозглашали свободу человека, человеческой личности, выступали против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение, счастье и удовлетворение земных потребностей. Человек провозглашался не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Для взглядов и сочинений мыслителей этого времени характерна антисхоластическая направленность, создание новой пантеистической картины мира (отождествление бога с природой). В эпоху Возрождения жили и творили такие выдающиеся мыслители как М. Сервет, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, М. Монтень («Для человека, который не знает науки о добре, любая другая наука бесполезна»), авторы впечатляющих утопических теорий Т. Мор («Утопия»), Т. Кампанелла («Город солнца») и др.

На базе итальянского Возрождения возникла философия Нового времени, начало которой – XVII век. Родоначальником философии Нового времени явился Ф. Бэкон, автор «Нового Органона» и знаменитой фразы «Знание – сила». Ф. Бэкон считал, что новая наука и философия должны обладать новым методом мышления, свободным от недостатков («идолов»). Таких идолов четыре: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы рынка», «идолы театра». Ф. Бэкон родоначальник эмпиризма Нового времени. Он признает двоякую истину – научную и религиозную. Философию зачинателя эмпиризма и материализма Нового времени продолжали и систематизировали Т. Гоббс, Дж. Локк. Идеалистический вариант эмпиризма представлен в философии английского епископа Дж. Беркли («Существовать – значит быть воспринимаемым»). Более последовательным субъективным идеалистом был Д. Юм. Родоначальником рационализма Нового времени является Р. Декарт, считавший единственной прочной, достоверной истиной формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». Философами – рационалистами были также Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Для философии марксизма характерен социоцентризм. Основная особенность, отличающая его от предшествующих философских течений, заключается в том, что он утверждает принцип деятельности, общественно-исторической практики. В практике человек творит себя и свою историю, практика – источник и цель познания, критерий истины. В марксистской философии анализ материальной и экономической деятельности человечества является ключом к пониманию человека и истории. Способ философствования – результат многогранности отношений человека к миру, а также различных целей исследования, в котором раскрывается реальность человеческого бытия в том или ином модусе. Сегодня ни один из названных способов философствования не может претендовать на истину в последней инстанции. Поэтому современная философия стремится к синтезу. Каждый способ порождает частично-истинные концепции бытия человека в мире, которые ограничивают и дополняют друг друга на пути к абсолютной истине. Мир философии полифоничен.

Основными направлениями новейшей философии являются прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи и др.), неопозитивизм (М. Шлик, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Х. Рейхенбах и др.), экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю и др.), неотомизм (Ж. Маритен, Жильсон, Сертиланж и др.).

Русская философия XX века представлена такими именами, как Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов (религиозный экзистенциализм; проблема свободы; свобода и творчество как формула человеческого существования), П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков (софиология), Н.О. Лосский (интуитивизм),. С.Н. Трубецкой, П.Н. Савицкий (евразийство), К.Э Циолковский, В.И. Вернад-ский, А.Л. Чижевский (русский космизм) и многими другими учеными.

В заключение подчеркнем, что понятие «исторический тип философствования» вводится для того, чтобы выразить исторически изменчивый характер самого процесса, акта философского творчества, его обусловленность объективными факторами духовного производства вообще. Многообразие же взглядов не уводит человека от истины, а, напротив, приближает к ней, так как позволяет каждому самостоятельно сделать выбор своей собственной позиции, сопоставить его с опытом предшественников.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Абсолютная идея; агностицизм; антропоморфизм; гностицизм; дедукция; деизм; западничество; индукция; иррационализм; интуитивизм; креациотизм; либидо; откровение; патристика; позитивизм; прагматизм; почвеничество; рационализм; свобода; софисты; стоицизм; схоластика; славянофильство; соборность; теология; теоцентризм; теосфера; трансцендентное; тектология; фатализм.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

2.1. Кому из мыслителей античности принадлежит мысль о том, что мудрость приносит три плода: а) дар хорошо мыслить; б) дар хорошо говорить; в) дар хорошо поступать?

2.2. Кто из древних мыслителей считал, что начало мудрости – это сознание человеком того, что он ничего не знает?

2.3. Кто является автором следующего утверждения: «Мудрость – это та наука, которая желательна для нее самой и для познания, а не та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы»?

2.4. Кто из мыслителей Нового времени высказал формулу: «Знание – сила»?

2.5. Кто из мыслителей философии Нового времени явился автором учения о четырех идолах, которые осаждают умы людей?

2.6. Какая идея из перечисленных ниже принадлежит Н. Федорову?

2.7. Какая формула человеческого существования принадлежит Н. Бердяеву?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что изучает история философии?

2. Выделите основные типы философствования?

3. Кто из философов относится к эпохе античности?

4. Кому из мыслителей античности принадлежит мысль: «Мудрый знает все, хотя не знает каждого в отдельности»?

5. Какая проблема была центральной в средневековой философии?

6. Какому философскому направлению Средневековья принадлежит идея о двух знаниях: сверхъестественном, даваемом в откровении, и естественном, даваемом разумом?

7. Каковы основные черты философии Возрождения?

8. Кто явился родоначальником рационализма Нового времени?