Учебные материалы для студентов Философия |
ФилософияОбщественное производство и трудДля формирования представлений об общественном производстве, его содержании и сущности важно уяснить место и роль труда в этом процессе. В чем суть вопроса? Когда исследователи сводили общественное производство только к производству материальных благ, то в качестве трудовой признавалось только деятельность их непосредственных производителей (труд раба, крестьянина, рабочего и т.д.). Но из поля зрения выпадало множество других форм трудовой деятельности, имеющих отношение к общественному процессу производства и выделяемых по самым разным основаниям (напр., материальный, духовный, физический, умственный, научный, хозяйственно-организационный, административно-хозяйственный, ратный, семейный труд и др.).
С конца 70-х– начала 80-х годов XX века появились работы, посвященные духовному труду и духовному производству (Плетников Ю.К., Толстых В.И., Чесноков Д.И. и др.). Позднее эти вопросы стали интенсивно разрабатываться. Но что такое труд? Какова его сущность? В наиболее общей форме труд определяется как такая осмысленная деятельность людей, которая направлена на создание необходимых для них материальных и нематериальных продуктов и услуг. Однако, общепринятого определения труда все-таки не существует. Существуют десятки определений. Учитывая это обстоятельство, отметим лишь наиболее существенные признаки труда, признаваемые большинством исследователей. Во-первых, осмыслено-рациональный характер трудовой деятельности. Прежде чем приступить к определенному труду, человек всегда выстраивает какую-то субъективную модель предстоящей ему работы: формирует ее цель, определяет пути и средства достижения цели, взвешивает соотносимые масштабы затрат и результатов, возможные помехи, степень риска и т.д. Во-вторых, носителем трудовой деятельности – ее «субъектом» - может быть только человек, причем человек общественный, т.е. наделенный в ходе социализации соответствующими знаниями, социальным опытом и технологиями. Поэтому труд, даже сугубо индивидуальный – всегда общественен по своему характеру. В-третьих, трудовая деятельность всегда созидательна, т.е. приводит к каким-то выраженным результатам, отвечающим поставленным целям – разнообразным «продуктам труда». В-четвертых, трудовая деятельность всегда утилитарна, связана с какой-то полезностью, важностью, необходимостью получаемого результата для человека. Но это вовсе не значит, что всякая утилитарная деятельность есть труд. Не всякая утилитарность имеет трудовую природу. Например, криминальная деятельность «при всей своей» технологичности вряд ли может быть отнесена к трудовой. Трудовая деятельность всегда не только лично – полезна, но и общественно значима1. В-пятых, трудовая деятельность не ограничена, вопреки широко распространенному мнению, только сферой материально-производственной деятельности (о чем уже шла речь выше). В свете сказанного, можно обратиться к определению труда, данному К. Марксом в первом томе «Капитала». По Марксу труд это «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой…Это вечное, естественное условие человеческой жизни81»… Представляется, что это определение требует дальнейшего философского осмысления. Скорее всего, в нем речь идет о многообразной, совокупной трудовой деятельности человека, обеспечивающей взаимодействие человека с природой, т.е. его производство и воспроизводство в природе, а не только о материальном труде. И все же отметим, что вопрос о том, какую деятельность считать трудовой, и сегодня остается открытым82. В качестве рабочего определения можно взять то, которое дано в учебной литературе профессором А.Г. Спиркиным: «Труд – это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества…. Это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми в экономической и духовной сферах жизни общества83». В современной социально-философской литературе выделяются следующие виды труда: 1. материальный труд, все многообразие которого сводится в два больших подвида материального труда: - производственные виды материального труда: промышленный, сельскохозяйственный, строительный; - непроизводственные виды материального труда: конструктивный, экспериментальный, медицинский, домашний (т.е. по бытовому самообслуживанию), любительский (досуговый) и другие; 2. духовный труд, обслуживающий человека и общество разнообразными духовными продуктами, средствами и условиями жизни (художественная, теоретическая деятельность, учеба, преподавание, священнослужение, шоу-бизнес и т.д.); 3. организаторский труд с его многочисленными видовыми подразделениями – предпринимательством, менеджментом, посредничеством, государственным управлением, самоуправлением. Конечные продукты труда – согласованность коллективных действий и управленческие решения – предполагают особо высокую общественную ответственность по итогам деятельности. Сегодня особенно очевидна роль этого вида трудовой деятельности. Но именно эта трудовая деятельность как раз часто и не воспринимается общественным сознанием в качестве труда. 4. Общественно организованная трудовая деятельность по всестороннему обслуживанию населения. В условиях индустриального общества вместе со снижением роли домашнего труда по бытовому самообслуживанию непрерывно растет общественная значимость т.н. «услуг» (труд работника общественного питания, продавца, работника химчистки, прачечного комбината, парикмахера и т.д.). 5. «Ратный» труд, деятельность по поддержанию общественного порядка, судебная деятельность и др. Необходимо также разводить понятия «общественное производство» и «труд». Почему? Хотя бы потому, что конечным результатом труда является созданное человеком средство удовлетворения его потребности (вещи, предметы, услуги, духовные образования и т.д.), а результатом общественного производства является сам человек (либо его телесное здоровье, либо какая-то способность, либо его сознание и др.). Производство включает в себя все органически связанные элементы производственного процесса: непосредственно производство (создание) распределение, обмен, и потребление продуктов, средств и условий. Без потребления акт общественного производства не завершен. Конечным результатом любого общественного производства является потребление произведенного, т.е. превращение средства удовлетворения потребности во благо. Например, постановка режиссером спектакля – это результат, продукт его труда. А продуктом духовного производства будет то духовное состояние человека (эмоциональное, морально-психологическое, интеллектуально-волевое и т.д.), которое формируется, возникает у него в процессе просмотра спектакля. Аналогично художник. Картина, написанная художником, - это результат его труда. Производство же не завершается только созданием картины. Оно предполагает ее «потребление». В целом, общественное производство представляет собой многообразие типов, видов, родов, разновидностей трудовой деятельности, осуществляемых на основе общественного разделения труда, определенных форм собственности, в рамках определенных исторических типов социальной организации, т.е. общества. Итак, можно сделать вывод, что глубокой разработки самой категории «общественное производство» практически нет, но сами реалии общественного производства являются предметом эмпирических и теоретических исследований различных научных направлений: индустриальной социологии, экономической социологии, философии экономики и других. Так, английский социолог Рой Бхаскар, исследующий вопросы методологии социального познания, считает, что «точный предмет социологии – это отношения производства (разных родов)» (выделено Н.Л.). Сегодня интерес к пониманию производства как общественного производства, как процесса совместной жизнедеятельности людей и производства человека, как результата этого процесса заметно возрос. Об этом свидетельствует нарастающее количество публикаций, в которых подчеркивается методологическая значимость концепции общественного производства К. Маркса. Некоторые исследователи полагают, что это даже не концепция, а метатеория, созданная Марксом. Сейчас возникают новые подходы к изучению общественного производства в частности экономики, институциональное и сетевое направление в исследовании современного рыночного производства и формирование конкретных рыночных ситуаций субъектами рыночного производства. С этими подходами можно ознакомиться в сборнике статей84. Завершая лекцию, можно сделать следующий акцент. Философские ориентиры в теме: «Общественное производство» приобретают особую актуальность и значимость в свете глобальных проблем современности (экологические, продовольственные, бедности, прав человека и др.) и способов их решения. Можно выделить два аспекта глобализации: во-первых, глобализация как синоним глобальных (мировых, планетарных) проблем; во-вторых, глобализация как способ решения этих проблем в планетарном масштабе. В настоящее время выделяются два направления решения этих проблем. Первое - это разработка моделей устойчивого развития человечества в планетарном масштабе. Второе – реалии формирования глобальных производств, т.е. организация в планетарном масштабе определенных отраслей производства. Это направление сегодня находит освещение в специальной научной отечественной и зарубежной литературе. В частности, в «Российском журнале» №3 за 2004 год опубликован материал о роли американских транснациональных компаний в процессе глобализации производства в определенных областях. Речь идет не просто о рыночных отношениях, а непосредственно о производстве, организации его отраслей в планетарных масштабах (глобальные системы производства). Для России – это проблемы диверсификации производственного комплекса страны. Как следует из доклада Министерства экономического развития, опубликованного в Российском экономическом журнале №2 2004 г., для России актуальной, злободневной является разработка идеологии государственной политики, нацеленной на разрешение проблемы: либо развитие и модернизация добывающих и перерабатывающих отраслей производства и тем самым превращение России в сырьевой придаток высокоразвитых стран, либо – модернизация и развитие высокоэффективных, технологичных и наукоемких производств и выход в разряд передовых85. Литература Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2003. – 506 с. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Азрилияна А.Н. М.: Институт новой экономики, 1999. Бородин Е.Г. Общественное производство как предмет философского исследования. М., 1989. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Мир как хозяйство. М.: Наука, 1990. Ч I. Ветошкин А.П. Философия: Учеб. пособие . Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004. – 370 с. Даль В. Толковый словарь. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000.– 358 с. Ковалева А.М. Диалектика способа производства общественной жизни. М.: Мысль, 1982 Лебедев А.Д. Духовное производство: сущность и функции. Казань, 1991 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. В 2-х ч. Ч I. – М.: Политиздат, 1980. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988. – 789 с. Производство как общественный процесс. М., 1986 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубова Е.Б. Современный экономический словарь. ИНФРА-М, 1997. – 460 с. Философский словарь: Пер. с нем. / Под ред. Г. Шишкоффа. – М.: Республика, 2003. – 575 с. Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. – М.: «Российская политическая энциклопедия» РОСПЭН, 2002. – 487 с. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое общественное производство? 2. Назовите основные структурные элементы общественного производства. 3. Являются ли синонимами понятия «общественное производство» и «материальное производство»? 4. Что Вы понимаете под духовным производством? 5. Можно ли отождествлять понятия: «материальное производство» и «труд»? 6. Какова взаимосвязь материального и духовного производства? 7. Почему неправомерно отождествлять понятия «производство материальных условий и средств» и «производство материальных благ»? 8. Каковы особенности общественного производства в современном постиндустриальном мире? 9. Каково место процесса воспроизводства человека как социального существа в системе общественного производства? Тестовые задания 1. Являются ли синонимами: «духовное производство» и «духовный труд»? а) да, так как их результатом является создание духовного продукта (средства) для удовлетворения духовных потребностей людей; б) нет, так как духовное производство предполагает не только создание духовного продукта, но и его потребление и его конечным результатом является формирование субъективных, духовных качеств человека. 2. Что такое общественное производство: а) совместный труд; б) создание необходимых людям материальных условий и средств; в) производство идей, взглядов, представлений; г) взаимосвязанный, взаимообуславливающий друг друга процесс создания необходимых людям материальных и духовных условий и средств, а также производство самого человека. 3. Производство человека – это; а) порождение человека; б) процесс его воспитания, образования; в) процесс формирования человека как телесно-духовного, социального, культурного субъекта исторической деятельности. 4. Что такое духовное производство? а) просвещение масс; б) развитие науки; в) формировапние внутренних, духовных, субъективных качеств человека; г) развитие искусства. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |