Учебные материалы для студентов

Философия


Философия



ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ


Чтобы понять значение философии для общества и каждого человека в отдельности, необходимо выяснить, что она изучает, каков ее предмет, т.е. какова специфика философского знания, какое место она занимает в познании мира наряду с другими отраслями знания.

Итак, что такое философия? Остановимся на исходных философских понятиях и положениях. Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» – люблю и «софия» – мудрость и означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580 – 500 до н.э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27 – 347 до. н.э.).

Философия возникла в древности, в первых классовых обществах древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире - в древней Греции и древнем Риме. Теоретические источники философии различны. Это и религиозно-мифологические учения, и частицы обыденного, повседневного сознания, и элементы зарождающегося научного знания. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности отделение умственного труда от физического.

Предмет философии не оставался неизменным. Он изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была нерасчлененная система знаний, так называемая «натурфилософия», а первые философы были натурфилософами, т.е. и философами и естествоиспытателями одновременно.

По мере накопления знаний о мире происходил процесс их дифференциации (от франц. и от лат. – разность, различие, т.е. разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени), выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Процесс дифференциации наук - явление прогрессивное. Он соответствует и потребностям социальной практики, и потребностям развития самого научного познания. Надо сказать, что этот процесс продолжается и поныне. Появляются все новые и новые отрасли знаний, например космическая биология, космическая медицина. Однако всю историю науки пронизывает сложное, диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции. Процесс дифференциации наук не означал, что исчезли специфические проблемы, которыми занималась философия. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история философии. Философия как самостоятельная отрасль знания сформировалась из потребности выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из фундаментальной потребности самоопределения человека в мире.

Каков же предмет философии? Существует множество его определений. В самом общем плане предмет философии можно определить как «мир – человек» или как отношение человека – субъекта сознания – к миру, объекту, материи. Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.

Определяя предмет философии как «человек – мир», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя такие классические вопросы, как: какова природа мира? в каком состоянии он находится? имеются ли в нем общие связи и законы? познаваем ли этот мир? что есть человек? каково соотношение духовного и телесного начал в нем, социального и биологического, какова диалектика свободы и необходимости, объективных условий и субъективного фактора, личности и общества? в чем смысл жизни человека? и др.

Важно понять специфику философии как знания мировоззренческого и определить ее место среди других исторических типов мировоззрения (обыденно-практического, религиозно-мифологического).

Становясь самостоятельной системой знаний, по мере развития философия обрела свою внутреннюю композицию, свою структуру. Современная философия имеет следующую структуру: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, философия истории, история самой философии. Круг философских дисциплин может быть расширен. Но многообразная структура философского знания не отменяет его целостности.

Среди множества проблем, которые исследует философия, в качестве основного выделился вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе. Этот вопрос имеет глубокие жизненные основания. В существующем мире есть две группы явлений: материальные и идеальные. «Два мира властвуют от века, – писал А. Фет, – два равноправных бытия. Один объемлет человека, другой – душа и мысль моя». Будучи системой знаний о мире как о целом, философия выясняет, прежде всего, как соотносятся эти два класса явлений: материальные и идеальные, сознание и материя, дух и природа.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны: что первично (т.е. какова природа мира) и познаваем ли мир. (см. схему на стр. 12). В зависимости от решения его первой стороны сформировались два философских направления – материализм и идеализм. Эти направления развивались вместе с развитием философии, частнонаучного знания и общественно-исторической практики.

Основные исторические формы материализма:

1) наивный, стихийный материализм древних греков (Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур и др.);

2) механистический, метафизический материализм XVII – первой половины XIX века (Ф. Бэкон, П. Гольбах, К. Гельвеций, Л. Фейербах);

3) материализм русских демократов (В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов);

4) диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Основные виды идеализма: объективный (Платон, Гегель и др.), субъективный (Дж. Беркли, Д. Юм и др.).

Взгляд, согласно которому основой мира признается одно, единое начало, получил название монизм ( от греч. monos – единый). Монизм может быть как материалистическим, так и идеалистическим. Взгляд, согласно которому основой мира признается не одно, а сразу два начала, полностью автономных и равноправных, называется дуализм (от лат. dualis – двойственный). Одним из наиболее крупных представителей дуалистических взглядов был Р. Декарт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю).

Вторая сторона основного вопроса философии: познаваем ли мир? Ее понимание зависит от понимания природы мира, т.е. решения вопроса о том, что первично. Вопросам познания мира посвящена тема 5.

Философию интересует не только природа мира, но и состояние, в котором он находится. Этот вопрос раскрывается в учении об основных философских методах (см. тему 6).

Взаимоотношение философии и конкретно-научного знания носило противоречивый характер. Развитие практики, науки, в том числе самого философского знания, позволило самоопределиться философии в системе научного знания. Каждая конкретная наука исследует качественно определенную систему закономерностей, присущих лишь определенной сфере научного знания. Философия вырабатывает общий взгляд на мир, исследует его наиболее общие начала и принципы. Система общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире не есть просто конструкция ума. Эта система знаний разрабатывается, выводится из самого мира с помощью конкретных (специальных) наук. Без опоры на конкретные науки, на практику философия может превратиться в абстрактные умозрительные схемы. Применительно к конкретным (частным) наукам философия является всеобщим методом и методологией познания.

К сожалению, не изжиты попытки противопоставления философии и конкретных наук, проявлениями которого являются сциентизм и антисциентизм. Сам термин в переводе с латинского (scientia) означает науку, знания. Но в качестве образца науки сциентизм рассматривает естественные, так называемые точные науки. Крайней формой сциентизма является признание естественнонаучного знания как единственно научного и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как якобы лишенной познавательного смысла и значения. Антисциентизм - мировоззренческая позиция, утверждающая ограниченность возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в крайних случаях рассматривающая науку как силу, враждебную подлинной сущности человека. Философию антисциентизм противопоставляет науке, которая якобы носит утилитарный характер и не способна подняться до понимания подлинных проблем бытия мира и человека.

Выступая системой самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, различных форм отношения человека к миру, философия выполняет следующие социальные функции: мировоззренческую, гносеологическую, методологическую, ценностно-ориентационную, эвристическую, критическую, прогностическую.

Многообразие философских школ и направлений не означает, что между ними нет ничего общего. Все они по-своему стремятся решить одни и те же проблемы бытия и познания. В каждом из них так или иначе отражается та или иная сторона материальной и духовной деятельности человека, его отношение как к внешнему миру, так и его познанию. Поэтому неверно представлять историю философии как историю борьбы различных философских школ и направлений. Это история их взаимовлияния и взаимообогащения. По замечанию одного из видных представителей русской философии II половины XIX – I трети XX века А.И. Введенского, «чуткость к чужим учениям – наилучший залог успешного развития философии. Это общий закон развития философии».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Аксиология; анимизм; антропоморфизм; глосса; дуализм; идеализм; магия; материализм; мировоззрение; мифология; объект; основной вопрос философии; пантеизм; первичность; субъект; фетишизм; философия; философствование; ценности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.1. Что является предметом философии?

1.2. Какой вопрос приобрел статус основного вопроса философии?

1.3. Что такое мировоззрение?

1.4. Кто из мыслителей первым употребил термин «философия»?

1.5. Что такое объективный идеализм?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В какой форме человек осознавал окружающий мир и свою собственную жизнь до возникновения философии?

2. Почему вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе приобрел значение (статус) основного вопроса философии?

3. Каковы основные формы материализма?

4. Кто из русских философов определял философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе»?

5. Представители какого направления определяли вещь, предмет как совокупность ощущений субъекта?

6. Что такое монизм?

7. Что такое дуализм?

8. В чем единство объективного и субъективного идеализма?

9. В чем отличие философского мировоззрения от других его исторических типов (религиозно-мифологического и обыденно-практического)?

10. Каковы основные социальные функции философии?