Учебные материалы для студентов

Деловая этика


Деловая этика



Основные вопросы


1.5. Каковы основные черты современного специалиста?

профессионализм и образованность;

культурность (общая и профессиональная), образованность, способность к творческому мышлению, интеллигентность;

патриотизм, вера в свои силы, энергичность в решении проблем;

1.6. Что такое этика?

теория морали, законов ее развития, принципов и норм поведения людей;

наука о законах семейной жизни людей;

многообразие представлений людей о бизнесе;

1.7. Чем отличается мораль от нравственности?

мораль возникла исторически раньше нравственности;

различие чисто терминологическое, суть одна;

мораль включает главные теоретические представления о категориях долга, чести и т.д., а нравственность – это практическое следование им в жизни людей;

1.8. Какие объективные факторы повышают роль этической составляющей профессионально-деловой культуры специалиста?

задачи углубления экономических реформ, устранения технократизма с пути их решения;

осознание людьми необходимости усиления борьбы с инфляцией;

необходимость выравнивания уровней экономического развития различных регионов России;

2.5. От каких факторов зависит становление этикета?

только от уровня экономического развития страны;

от всей системы регулирования отношений между людьми, включая нормы морали, права, общественное мнение;

от типа политического режима в государстве;

2.6. Какова сущность профессионального, делового этикета?

она в "кодексе чести" данного профессионала;

его ядро – в осознании профессионалом законов рыночной экономики;

в знании основ этики как теории морали;

2.7. Какие структурные элементы этики деловых отношений вы знаете?

современный уровень образования специалиста, его растущий профессионализм;

высокая степень общей и политической культуры делового человека;

правила и нормы делового мышления и поведения, пронизанные категориями морали и права и регулируемые последними;

2.8. Какими тремя основными ценностями характеризуется этика деловых отношений на Западе?

прагматизм, эгоизм, корыстолюбие;

профессионализм, порядочность в делах и преуспевание в них;

политический расчет, высокое самомнение, пренебрежение интересами страны;

2.9. В чем суть заслуг Петра Первого, Елизаветы и Екатерины Великой в утверждении норм этикета в нашей стране?

Петр Первый впервые поставил проблему этикета на общенациональный уровень, а императрицы Елизавета и Екатерина Великая увязали его нормы с национальной культурой России;

они задумались над важностью внедрения этикета, но остановились на полпути;

нормы этикета они считали актуальными, но только в высших сферах власти;

3.5. Чем отличается от этики прибыли этика социальной ответственности?

этика ответственности лишь маскирует антигуманную суть этики прибыли, не меняя последней;

этика ответственности формирует у бизнесменов высокие гражданско-патриотические чувства, что помогает решению проблем борьбы с бедностью в стране;

этика ответственности призвана заставить предпринимателей своевременно платить налоги;

3.6. Какие нравственные принципы присущи современным деловым людям?

комплекс неполноценности, боязнь оправданного риска, психология проигравшего, рабская агрессивность, нетерпимость, повышенная конфликтность и т.д.;

они обладают всеми основными элементами "кодекса чести" предпринимателей;

альтруизм, желание идти на деловые компромиссы, взаимопонимание, доверие к партнерам и конкурентам;

3.7. Чему могут поучиться – в аспекте этики деловых отношений – российские бизнесмены начала XXI века у наших предпринимателей дооктябрьского (1917 г.) периода?

ничего позитивного в деловом опыте первых поколений российских бизнесменов не было;

они могут научиться умению учитывать как чужие, так и собственные ошибки в бизнесе;

верность деловому слову, стремление к этике социальной ответственности – особенно нравственное меценатство и благотворительность;

3.8. Что такое "покерный" доход к деловым отношениям?

его суть – в стремлении рассчитать на несколько "ходов" вперед свои бизнес-акции;

стремление вводить партнеров по бизнесу в заблуждение, говорить полуправду;

рассмотрение партнеров как честных сотрудников по типу партнеров в карточной игре;

4.9. Каковы основные составляющие достижения успеха на деловых переговорах при непосредственном общении?

наступательная агрессивность, нежелание идти на компромиссы;

рациональность, продуманность поведения, понимание партнера, обучение (в том числе стремление к консультациям в трудные моменты переговорного процесса), достоверность с обеих сторон;

безволие, покорность, попытки контракт минимальной тратой сил;

4.10. Какие особенности отличают стиль веления деловых переговоров американцами, англичанами, французами, шведами, японцами, китайцами?

это стремление руководствоваться "кодексом чести" бизнесмена, идти на оправданный риск, быть в меру открытыми к российским бизнесменам и требование к последним быть открытыми со своей стороны и т.д.

стилевых особенностей нет, важно акцентировать собственные достоинства и Запад пойдет на уступки;

особенности есть, но они не существенны;

4.11. Что необходимо иметь ввиду, при проведении международных телефонных деловых переговоров?

как и при непосредственном деловом общении оказывать растущее давление на партнеров;

важно акцентировать свои главные задачи и обсуждать их, а партнер должен считаться с ними;

всестороннее обсуждение как повестки дня предстоящих телепереговоров, так и их итогов; максимально лаконичное и уважительное изложение своей позиции и прогнозирование собственных вопросов на ответы партнера-абонента;

4.12. Каково содержание визитных карточек (с учетом специфики бизнесменов различных стран)?

они для всех стандартны, специфики нет;

в южные страны Европы важно брать с собой побольше этих карточек. Если их не хватило, извинитесь и пообещайте прислать. Во Франции на своей визитке вы должны указать ВУЗ, который закончили, в Италии вы должны использовать накопленный вашим предшественником каталог "визиток" для завязывания полезных деловых связей;

в принципе "визитки" не главное, поскольку есть переводчики, которые представляют гостей хозяевам не хуже данных документов;

4.13. Какие особенности этики вручения подарков, проведения деловых приемов, званных ужинов – с участием зарубежных предпринимателей – вы знаете?

в Европе принято дарить календари, записные книжки, авторучки, зажигалки, на Рождество – алкогольные напитки. В Германии подарки не принято преподносить ни гостям, ни хозяевам. В Испании и Италии на деловых приемах и званных обедах-ужинах целесообразно отвлечься на вопросы культуры, спорта, в Англии – погоды, семейной жизни, во Франции о делах говорят в самом конце делового обеда;

принципиальной роли имеющее место особенности не имеют, важно на месте разобраться в деловой ситуации;

хотя в "чужой монастырь" со своим "уставом" не ходят, процессы глобализации ведут к сближению всего того, что именуется "атмосферой переговоров";

4.14. Как принято одеваться в международном деловом лице?

важно соблюдать климатические и национальные традиции в одежде, предпочитая удобный для работы, не вызывающе-крикливый костюм;

необходимо стремиться к максимально модной одежде, чтобы не выглядеть "провинциалом";

международных деловых стандартов одежды для деловых людей нет;

4.15. Каковы основные требования к деловой переписке?

главное – четко изложить свою позицию, а всякого рода "любезности" – при личной деловой встрече;

важно скурпулезно следовать знанию структуры делового письма и всей технологии его оформления;

этих требований очень много, поэтому, чтобы не ошибиться в выжных мелочах, лучше позвонит по телефону деловому партнеру;

4.16. Что такое "умение наблюдать" и, в этой связи, каково место системы жестикуляций в структуре невербального общения?

это умение, не всегда бросая взгляд на делового собеседника, понять его состояние и выстроить свою позицию. Жесты при этом могут быть произвольными;

постоянный взгляд собеседника может означать его попытку оказать психологическое давление на нашего бизнесмена. Этой же цели служат и многие жесты его делового партнера;

оно включает способность видеть главное в действиях людей, обнаружить мотивы их делового поведения, а наблюдение за мимикой и жестами помогает выявить степень эффективности вашего воздействия на собеседника, причины его возможного несогласия с вами;

5.10. Что такое деловой разговор?

это, по Талейрану, умение дипломата (здесь – делового собеседника) скрыть свои подлинные мысли;

он, прежде всего, устный речевой контакт, позволяющий воздействовать на собеседника с помощью большой системы жестов, средств мимики и т.д.;

это ни к чему не обязывающий обмен второстепенной деловой информацией, в ходе которого собеседники стремятся "расколоть" потенциального партнера по бизнесу;

5.11. В чем суть основных требований к деловому разговору?

она - в правильности речи, отказа от жаргонных слов, штампов и канцеляризмов, терминов-синонимов в одном выступлении и т.д.;

важно максимально быстро и точно, не усложняя речь "мудрыми понятиями", изложить свою позицию и того же добиваться от партнеров;

желательно в иностранной аудитории говорить на ее родном языке, даже если свободно вы им не владеете не вполне;

5.12. Каковы основополагающие принципы риторики?

они в умении красиво сказать, не раскрыв суть своей деловой позиции преждевременно;

эти принципы состоят в ориентации на выступление на "бумаге", через микрофон, с большим объемом "смешного" материала, хотя тема выступления и серьезная;

брать слово только при уверенности в необходимости этого акта. Если опираетесь на "бумагу", читайте так, словно говорите с собеседником, строго отбирайте факты, говорите выразительно, избегайте книжного стиля, меняйте ритм речи, ее темп, избегайте менторских ноток и т.д.;

5.13. Какие нормы речевого этикета вы знаете?

основные: говорить громко, энергично жестикулируя, помня, прежде всего, о своей задаче, а не об интересе аудитории;

среди них – обращение на "вы", этика приветствий (мужчиной – женщины, старшего – младшим по возрасту и должности), учитывать расстояние в момент общения между собеседниками и т.д.;

главное – соблюдение в ходе речевого общения служебной субординации, право руководителя жестко упрекнуть подчиненного за деловой промах, высказывать свое "высшее" мнение при всех и раньше всех;

6.5. Какие этико-психологические трудности делового общения унаследованы из советской деловой культуры?

это психологическая инерция, психологический механизм торможения, включающие многие конкретные составляющие;

советская деловая культура наработала только позитивные ценности, которые надо воспринять по достоинству;

главные из них: стремление увязывать интересы партии и народа, хотя и в фальшиво-лицемерной форме. Поскольку сейчас нет единственной руководящей партии, то и трудностей, перешедших из прежней деловой культуры нет;

6.6. Охарактеризуйте основные социально-психологические типы делового общения и определите, какой из них является наиболее позитивным?

каждый из указанных типов по-своему своеобразен, а главный позитивный – функциональный, позволяющий удачно "подступиться" к руководителю;

действительно, все шесть основных рассмотренных типов специфичны, но только активно-положительный тип может рассматриваться как наиболее адекватный "кодексу чести" бизнесмена;

неправомерно отождествлять данные типы делового общения, в каждом есть нечто позитивное и негативное;

6.7. Каковы главные этико-психологические приемы делового поведения?

не забывайте энергично вести психологическое наступление на делового партнера, а, тем более, на конкурента по бизнесу;

следует занимать осторожно-занимательную позицию в деловом общении, не торопясь "раскрываться", хотя это может грозить срывом контактов;

максимально используйте психологическую выдержку и спокойствие, концентрируйте внимание на мотивах поведения и интересах партнера, не переходите "меру официальности" в деловых контактах;

6.8. Что такое психологический такт и каковы его важнейшие составляющие?

это важный прием психологического воздействия на собеседника, включающий чувство меры и границу во взаимоотношениях, речевую адаптацию к различным людям, индивидуализацию общения и т.д.;

он – умение "держать паузу" в деловой беседе, чтобы вынудить конкурента изложить максимум конфиденциальной информации;

это способность в "последний момент" переговорного (договорного) процесса выложить "на стол" сенсационный психологический аргумент в защиту своей позиции;

6.9. Какие этико-психологические особенности необходимо иметь в виду при проведении деловых совещаний?

они в ориентации на энергичное руководство вступлениями коллег, с немедленной оценкой каждого;

важно пригласить на совещание специалистов разного возраста, уровня компетентности, чтобы получилась эффективная "мозговая атака" на проблему. Все это – при минимальном стремлении дать оценку выступлениям по "горячим следам";

оптимальный вариант – позволить всем желающим в словесной манере обменяться мнениями, не прибегая к развернутой дискуссии и имея на руках заранее подготовленный вариант резолюции совещания.

Вопросы для самопроверки

1.1. Что такое деловая культура?

1.2. Какие качества специалиста формирует Гарвардская Школа бизнеса?

1.3. Что такое нравственная культура?

1.4. Кто является автором термина "этика"?

2.1. Что такое этикет?

2.2. В чем видел суть "духа капитализма" М.Вебер?

2.3. Какие факторы сформировали западную этику деловых отношений?

2.4. Что такое "кодекс чести" бизнесмена?

3.1. Что такое этика прибыли?

3.2. Какая страна является родиной этики прибыли?

3.3. Что такое этика социальной ответственности?

3.4. Какое качество бизнесмена гарантирует ему 50%-ное достижение делового успеха на мировом рынке?

4.1. В какой стране Запада не поощряются подарки в деловом отношении?

4.2. Каким должен быть деловой костюм?

4.3. Что такое деловой протокол?

4.4. Полезно ли "неформальное" общение в бизнесе?

4.5. Бизнесмены какой страны предпочитают длительные деловые переговоры?

4.6. Что предполагает прием "ухода" на деловых переговорах?

4.7. Что такое визитная карточка?

4.8. Обязательно ли, беседуя с деловым партнером, смотреть на него?

5.1. Чем отличается устная деловая речь от письменной?

5.2. Каковы главные недостатки разговорной деловой речи?

5.3. Что такое разговорные слова-"профессионализмы"?

5.4. Чем характеризуется точная деловая речь?

5.5. Что такое речевая избыточность?

5.6. Что такое риторика?

5.7. Каковы основные элементы техники речи?

5.8. Желательно ли обращение на "ты" в деловой обстановке?

5.9. Каков оптимальный "объем пространства общения"?

6.1. Что означает для бизнесмена быть "значительным"?

6.2. Что такое бюрократия?

6.3. Чем характеризуется комплекс "чинопочитания"?

6.4. Чем отличается руководитель-альтруист?