Учебные материалы для студентов

Маркетинг


Маркетинг



РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ВОПРОСОВ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Семинарские занятия

Тема 1. Сущность маркетинга, его цели, принципы, функции, методы

1. Маркетинг как результат эволюции рыночной коммерческой деятельности, цели, задачи и принципы маркетинга.

2. Основные категории маркетинга.

3. Функции и методы маркетинговой деятельности.

4. Отличие маркетинга от обычной производственно-сбытовой деятельности. Функции предприятия, действующего на принципах маркетинга.

Тема 2. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация

1. Цели, сущность и задачи маркетинговых исследований.

2. Требования к маркетинговой информации, источники и способы получения данных.

3. Программа и основные этапы маркетингового исследования.

4. Анкетный опрос – важнейший метод получения информации. Приемы и средства анкетирования.

Тема 3. Маркетинговая среда

1. Понятие и основные факторы внешней среды предприятия.

2. Методы и способы адаптации предприятия к условиям внешней среды.

3. Внутренняя среда предприятия. Взаимосвязь факторов внутренней среды и их использования в маркетинге.

Тема 4. Анализ и прогнозирование рыночных возможностей

1. Понятие рынка, его характеристики и виды.

2. Факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей.

3. Модель покупательского поведения. Отличие маркетинга на рынке предприятий от потребительского маркетинга.

4. Методы прогнозирования рынков.

Тема 5. Сегментирование рынка и позиционирование товара

1. Сущность и основные принципы сегментирования рынка.

2. Стратегии выбора целевых сегментов рынка.

3. Сущность и принципы позиционирования товара.

Тема 6. Товар и товарная политика

1. Товар, его свойства и виды классификаций.

2. Товарная политика, ее сущность и составные элементы.

3. Конкурентоспособность товара, методы ее оценки и факторы повышения.

Тема 7. Распространение и сбыт товаров

1. Каналы распространения товаров и стратегия их выбора.

2. Способы товародвижения, их преимущества и недостатки.

3. Методы реализации товаров.

Тема 8. Стимулирование спроса и сбыта товаров

1. Задачи, функции и значение рекламы в стимулировании спроса и сбыта товара.

2. Основные виды рекламной деятельности.

3. Некоммерческие методы стимулирования спроса и сбыта. Деятельность «паблик рилайшнз», ее сущность и основные приемы.

4. Методы стимулирования сбыта товаров.

Тема 9. Цена и ценовая политика

1. Взаимосвязь спроса и цен на продукцию.

2. Ценовая и неценовая конкуренция.

3. Основные этапы разработки ценовой стратегии предприятия.

4. Ценовая политика и приспособление цен к внутренним и внешним факторам.

Тема 10. Планирование и контроль маркетинга на предприятии

1. План маркетинга, его элементы и порядок составления.

2. Методы разработки бюджета маркетинга.

3. Объекты маркетингового контроля и процесс его осуществления.

Тема 11. Организация маркетинговой деятельности на предприятии

1. Факторы, влияющие на построение организационных структур маркетинга.

2. Варианты построения организационных структур маркетинга по различным признакам.

3. Связи службы маркетинга с функциональными подразделениями предприятия.

Тема 12. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности

1. Сущность маркетинга во внешнеэкономической деятельности, его особенности.

2. Товар и экспортная товарная политика.

3. Цена и ценовая политика в экспортном маркетинге.

Тема 13. Некоммерческий маркетинг

1. Организации, занимающиеся некоммерческим маркетингом. Процессы обмена в некоммерческом маркетинге.

2. Политмаркетинг. Эго – маркетинг.

Тема 14. Маркетинг банковской и страховой деятельности

1. Банковский маркетинг.

2. Маркетинг страховой деятельности.

Тема 15. Маркетинг на рынке ценных бумаг

1. Требования к маркетинговым стратегиям на рынке ценных бумаг.

2. Особенности сегментации на рынке ценных бумаг и отдельных видов маркетинговых стратегий.

Тема 16. Маркетинг на рынках интеллектуального продукта

1. Интеллектуальная и промышленная собственность: сущность, задачи. Рынок интеллектуальных продуктов.

2. Подготовка, оформление и исполнение лицензионных соглашений.

3. Маркетинговые действия на рынке «ноу-хау»: особенности коммерциализации.

Тема 17. Маркетинг на рынке информационных технологий

1. Информация как предмет коммерческого распространения. Технология и индустрия коммерческого распространения информации.

2. Стратегии информационного маркетинга.

Практические занятия

Тема 1. Разработка анкет для сбора первичных данных рыночного исследования.

Тема 2. Составление функциональных карт для сегментирования рынка по параметрам продукции.

Тема 3. Составление листов оценки конкурентоспособности предприятий для сегментирования рынка по основным конкурентам.

Тема 4. Разработка рекламы.