Учебные материалы для студентов

Маркетинг


Маркетинг



Принципы, функции, методы маркетинга


Взаимосвязь целей, принципов, функций и методов маркетинга. Системный характер маркетинговой деятельности.

Основные принципы маркетинга. Ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей. Активное приспособление к рынку, требованиям покупателей. Целенаправленное воздействие на рынок. Целевое управление процессом: «Научные разработки, производство, реализация, сервис». Комплексный и программно-целевой подходы к достижению целей и задач маркетинга. Ориентация стратегии маркетинга на перспективу с конкретными задачами по завоеванию рынка, расширению объема продаж, по выходу на рынок с новой, особенно высокотехнологичной продукцией.

Функции маркетинга, их сущность и многообразие, комплексный характер выполнения. Четыре комплексных функции маркетинга: аналитическая, производственная, сбытовая, управления и контроля. Разработка маркетинговых решений. Аналитическая функция маркетинга: изучение рынка, изучение потребителей, изучение фирменной структуры, изучение товара и товарной структуры, анализ внутренней среды предприятия.

Производственная функция маркетинга: организация производства новых товаров, разработка новых технологий, организация материально-технологического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. Сбытовая функция маркетинга: организация системы товародвижения и сервиса, организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта, проведение целенаправленной товарной и ценовой политики. Функция управления и контроля: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии, информационное обеспечение управления маркетингом, организация системы коммуникаций на предприятии, организация контроля маркетинга на основе обратных связей и ситуационного анализа.

Методы маркетинга как способы осуществления целевой ориентации и комплексности маркетинговой деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность методов и функций маркетинга. Выбор методов маркетинговой деятельности.

Маркетинг, ориентированный на продукт, изделие или услугу. Его особенности и условия применения. Риск нововведений, факторы снижения риска. Менеджмент риска инноваций. Маркетинг, ориентированный на потребителя. Изучение потребителей рынка: проблемы, возможные подходы к решению: абсолютные и относительные потребности, «ложные» и «истинные» потребности. Значение маркетинговых исследований.

Интегрированный маркетинг: значение и сущность. Формирование воздействия на потребителей для создания новых нужд и потребностей. Изменение парадигмы организации маркетинговой деятельности.

Маркетинг открытых систем. Факторы его возникновения. Разнообразие продукции и услуг, универсификация производственного потенциала и организационной структуры предприятия как эффективные способы успешной маркетинговой деятельности. Сущность стратегических альянсов, перспективы их развития.

Классификация методов маркетинговой деятельности по признаку состояния спроса. Значение изучения спроса для реализации маркетинговых целей. Характеристика задач и применяемых методов конверсионного, стимулирующего, развивающего, поддерживающего, противодействующего маркетинга, синхромаркетинга, ремаркетинга и демаркетинга.