Учебные материалы для студентов Маркетинг |
МаркетингМаркетинговые стратегииПримерная структура целей организации Маркетинговые цели Краткосрочные (от 1 недели до 1 месяца или квартала): - объем продаж по месяцам (по группам товаров, клиентов); - количество привлекаемых клиентов за период по каждой категории; - цели по привлечению конкретных клиентов (по именам); -расширение объема продаж у старых клиентов; - планы продаж и показатели работы по сотрудникам.
Среднесрочные (от 1 месяца или квартала до 1года-3 лет): - прирост объема продаж по сравнению с предыдущим периодом (по группам товаров, клиентов); - доля рынка; - ассортимент; - структура клиентов; - планы продаж и показатели работы по подразделениям. Долгосрочные (от 3 лет до 15-25 лет): - объем продаж в год (по группам товаров, клиентов); - доля рынка; - ассортимент; - структура клиентов. Финансовые цели Краткосрочные (от 1 недели до 1 месяца или квартала): - прибыль за каждый месяц; - уровень постоянных и переменных расходов; - ликвидность товара. Среднесрочные (от 1 месяца или квартала до 1года-3 лет): - прирост объема прибыли по сравнению с предыдущим периодом; - уровень рентабельности; - ликвидность предприятия; - размер дивидендов; - размер и структура капитала. Долгосрочные (от 3 лет до 15-25 лет): - объем прибыли в год; - капитал и его структура; - уровень рентабельности; - ликвидность предприятия; - размер дивидендов. Организационные цели Краткосрочные (от 1 недели до 1 месяца или квартала): - выполнение сотрудниками должностных инструкций; - мотивация сотрудников; - повышение квалификации сотрудников; - заполнение структуры. Среднесрочные (от 1 месяца или квартала до 1года-3 лет): - функциональная схема; - состав работников; - профили требований; - мотивация; - повышение квалификации. Долгосрочные (от 3 лет до 15-25 лет): - макроструктура и ее изменения. Алгоритм стратегического планирования: 1. Постановка или корректировки целей 2. Анализ внешней среды: * - потребители * - поставщики * - каналы сбыта * - конкуренты * - экономические факторы 3. Анализ возможностей предприятия * - технологии * - персонал * - финансы * - сбыт * - управление и бизнес-процессы 4.Определение возможностей и угроз внешней среды 5. Выработка стратегии Стратегия роста Стратегия конкуренции Стратегия адаптации Маркетинговые стратегии 1. Виды стратегий роста 1.1. Стратегии, основанные на развитии товаров и рынков Рынок/Товар Один Несколько Один Концентрированный рост/сокращение Горизонтальная диверсификация (новые продукты, новая технология на том же рынке) Несколько Концентрическая диверсификация (новые продукты и рынки на общей технологической базе) Конгломеративная диверсификация (приобретение производств других отраслей) Варианты стратегии концентрированного роста: 1) Усиление позиций на рынке (тот же рынок с тем же продуктом). 2) Развитие рынка (новые сегменты рынка для того же продукта). 3) Развитие продукта (новые модификации продукта на том же рынке). Варианты стратегии концентрированного сокращения (ухода с рынка): 1) Ликвидация (уход с рынка, прекращение производства). 2) Сокращение объема (продажа части предприятия). 1.2. Стратегии, основанные на покупке (поглощении) предприятий): * Горизонтальная интеграция – поглощение конкурентов. * Прямая вертикальная интеграция – поглощение дилеров. * Обратная вертикальная интеграция – поглощение поставщиков. 2. Виды стратегий конкуренции * Ценовая конкуренция – конкурентные преимущества достигаются за счет более низкой, чем у конкурентов, цены. * Стратегия отличия – конкурентные преимущества достигаются за счет ряда потребительских свойств товара, отсутствующих у товаров конкурентов. * Концентрация на сегменте рынка (нишевая стратегия) – конкурентные преимущества достигаются за счет позиционирования товара для конкретной, очень узкой, группы потребителей. 3. Виды стратегий адаптации Опережающая – агрессивная стратегия очень быстрого роста, писк новых рыночных возможностей, постоянные нововведения, высокий риск. Оборонительная – сохранение позиций на рынке, удержание своей рыночной доли, возможное сокращение деятельности. Анализирующая – удержание своего рынка, умеренные нововведения и изменения. Реагирующая – отсутствие четкой стратегии, реагирование на возникающую ситуацию (так называемое «тушение пожаров»). Информация, необходимая для принятия стратегических решений 1. О рынке: - тип рынка; - сегментация; - емкость; - количество и состав конкурентов; - конъюнктура рынка. 2. О товаре: - качество товара по сравнению с товарами конкурентов; - определение потребительских свойств товара. 3. О конкуренции: - конкурирующие товары; - доля рынка конкурентов; - финансовое положение конкурентов; - стратегии конкурентов; - система маркетинга конкурентов. 4. О производстве и затратах: - составляющие себестоимости товара. 5. О выручке от продажи товаров и прибыли: - влияние объема производства на выручку от продажи и прибыль. 6. О потребителях: - требования потребителей к товару; - изучение реакции потребителей на товар; - поведенческие характеристики сегментов; - социально демографические показатели территории; - социально-экономические показатели территории. План маркетинга содержит следующие разделы: 1) Аннотация для руководства: - Цели подготовки плана маркетинга - Рекомендации по использованию плана маркетинга 2) Анализ текущей маркетинговой ситуации: - 2.1. Описание рынка (до уровня главных рыночных сегментов); - 2.2. Обзор продуктов/товаров, услуг (объемы продаж, цены, уровень рентабельности); - 2.3. Состояние жизненного цикла сектора; - 2.4. Описание конкуренции (информация по главным конкурентам относительно их стратегии, рыночной доли, цен, распределения и продвижения); - 2.5. Описание системы распределения (развитие главных каналов распределения и тенденции изменения сбыта). 3) Анализ опасностей и возможностей: - 3.1. Собственные слабые стороны и существующие (или достижимые) сильные стороны; - 3.2. Оценка потенциального вреда каждой опасности; - 3.3. Определение возможностей, т.е. привлекательных направлений маркетинговых усилий, на котором предприятие может получить преимущества над конкурентами 4) Цели маркетинга: - Увеличение доли рынка, поглощение, конкуренция и пр. 5) Стратегия маркетинга - 5.1. Оценка возможности влияния на стоимостную структуру рынка по сравнению с конкурентами; - 5.2. Ценовая политика; - 5.3. Возможности по продвижению. 6) Программа действий Подробное описание основных компонентов маркетинга. 7) Бюджет маркетинга Оценка затрат на маркетинг по каждому компоненту маркетинга. 8) Контроль Оценка доходов от сбыта в результате проведения маркетинговых мероприятий. 9) Оценка эффективности Определение эффективности маркетингового плана. Этапы планирования 1. Анализ существующего положения. 2. Постановка целей и задач. 3. Определение стратегии. 4. Подготовка плана конкретных мероприятий. 5. Оценка эффективности. 6. Корректировка. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |