Учебные материалы для студентов

Маркетинг


Маркетинг



Цель, задачи, принципы и функции маркетинга


Маркетинг выступает как концепция рыночного управления фирмой, ориентированная на запросы потребителей для достижения определенных целей.

Основная цель маркетинга – обеспечение максимального объема сбыта продукции и получение достаточной прибыли путем максимального удовлетворения запросов потребителей.

Для достижения главной цели выдвигаются промежуточные цели:

* удовлетворение требований потребителей;

* достижение превосходства над конкурентами;

* завоевание или расширение доли рынка;

* обеспечение роста продаж (прибыли).

Важнейшей задачей маркетинга является обеспечение максимально возможной стабильности в деятельности фирмы, планомерности ее развития и достижение поставленных целей. Для выполнения задачи необходимо: своевременное и полное обеспечение информацией о рынке, конкурентах, запросах потребителей и т.д.; создание товара, максимально соответствующего запросам рынка и возможностям фирмы, установление оптимальной цены, а также разработка эффективных каналов сбыта и методов продвижения.

Социально-экономический смысл маркетинга заключается в достижении следующих результатов:

1) создание конкурентоспособного товара;

2) успешное продвижение товаров – товар должен быть своевременно доведен до покупателя, которому он предназначен;

3) удовлетворение потребностей покупателей;

4) ускорение отдачи инвестиций;

5) прибыльность производства и реализации товаров;

6) забота о людях и окружающей среде.

Основной девиз маркетинга: «Производить не то, что можешь, а то, чего требует рынок, а также формировать новые потребности».

Принципы маркетинга – это базовые основы маркетинговой деятельности, вытекающие из законов и закономерностей развития мировой экономики, мирового и регионального рынков.

Принципами маркетинга являются:

1. Нацеленность каждого участника на достижение конечного результата.

2. Комплексный подход к увязке целей с ресурсами и возможностями фирмы.

3. Разработка эффективной товарной политики, т.е. создание и производство определенных товаров.

4. Постоянный поиск новых методов повышения эффективности использования ресурсов фирмы, поощрение творческой инициативы работников, создание корпоративной культуры.

5. Поиск способов адаптации фирмы к постоянно меняющимся условиям внешней среды с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей.

Исходя из того, что маркетинг является рыночной концепцией управления и сбыта, выделяют следующие его функции и подфункции:

Аналитическая функция

1. Изучение рынка как такового.

2. Изучение потребителей.

3. Изучение конкурентов.

4. Изучение товара.

5. Анализ внешней и внутренней среды.

Производственная функция

1. Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.

2. Организация обеспечения производства материальными ресурсами.

3. Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

Сбытовая функция (функция продаж)

1. Организация системы товародвижения.

2. Организация сервиса.

3. Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС).

4. Проведение целенаправленной товарной политики.

5. Проведение целенаправленной ценовой политики.

Функция управления и контроля

1. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии.

2. Информационное обеспечение управления маркетингом.

3. Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии).

4. Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

Вопросы для самопроверки к главе 1

1. Как звали человека, полностью осознавшего центральную функцию маркетинга на предприятии?

2. Перечислите основные элементы комплекса маркетинга.

3. С какого года используется маркетинг в нашей стране?

4. Является ли маркетинг наукой? Если да, то какой?

5. Что являлось основным объектом внимания маркетинга на первом этапе его развития?

6. Как начали трактовать маркетинг на втором этапе его эволюции?

7. Что является главным в маркетинге?

8. Какова основная цель маркетинга?

9. К какой функции относится изучение конкурентов?

Контрольные вопросы к главе 1

1. Какие причины способствовали обособлению маркетинга в самостоятельную теорию и практику?

2. Перечислите факторы, приведшие к превращению маркетинга в доктрину современного бизнеса, его философию.

3. Назовите наиболее важные особенности современного маркетинга.

4. Что, на Ваш взгляд, общего во всех определениях маркетинга?

5. Что такое запрос?

6. При какой рыночной ситуации целесообразно применение концепции совершенствования производства?

7. Сформулируйте современную концепцию маркетинга.

8. Назовите принципы маркетинга.

9. В чем заключается социально-экономический смысл маркетинга?

10. Перечислите подфункции сбытовой функции маркетинга.

11. К какой функции относится планирование маркетинга?