Учебные материалы для студентов

Маркетинг


Маркетинг



Основные методы сбора данных для проведения маркетинговых исследований


Информация для проведения маркетинговых исследований состоит из Первичных данных: наблюдение, опросы, экспериментальные исследования и Вторичных данных: кабинетные исследования.

Основные методы сбора данных:

1. Наблюдение – представляет метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.

Цели:

* источник информации для построения гипотез;

* проверка данных, полученных другими методами;

* получение дополнительных сведения об исследуемом объекте.

2. Фокус-группа – метод основан на формировании группы исследуемых, исходя из принципа однородности состава ее участников (по возрасту, виду деятельности, семейному положению, полу и пр.). Оптимальный размер – от 8 до 12 человек. Результаты фокус-группы являются основанием для проведения количественных исследований, например опроса.

Цели:

* генерация идей;

* изучение разговорного словаря потенциальных потребителей;

* ознакомление с запросами потребителей, их восприятием, мотивами покупок, их отношением к изучаемому продукту, марке, методам продвижения;

* изучение эмоциональной и поведенческой реакции на определенные виды рекламного воздействия.

3. Интервью – метод заключается в последовательном задании квалифицированным интервьюером респонденту группы вопросов по определенной проблеме.

Цели:

* сбор информации;

* изучение поведения потребителей.

4. Опросы – метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от респондентов, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было бы с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или какой-то его части.

Цели:

* определение уровня знаний потребителя, их отношения к продукту, предпочтений и покупательского поведения.

5. Ритейл-аудит – посещение мест продаж и фиксации представленных в продаже товаров в листе посещений.

Цели:

* определение представленных в продаже товаров;

* сбор информации о компаниях и предлагаемых ими товарах.

6. Панель – выборочная совокупность респондентов, подвергаемых постоянным исследованиям, причем предмет исследованя остается постоянным. Членами панели могут быть отдельные потребители, семьи, организации, эксперты.

Цели:

* сравнение результатов опросов;

* установление закономерностей и тенденций изучаемых явлений.

7. Эксперимент – сбор первичной информации за счет формирования однотипных групп, выдачи им различных заданий и сравнения различий реакции в группах. Бывают лабораторные и полевые эксперименты.

Цели:

* определение потенциального объема продаж нового продукта;

* определение эффективности применения отдельных элементов комплекса маркетинга.