Учебные материалы для студентов

Маркетинг


Маркетинг



Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе


Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов знаний основ маркетинга, использование которых позволит оценить роль и место маркетинга в управлении качеством, а также среди других дисциплин.

Маркетинг является теоретической и практической системой, направленной на разработку и производство новых товаров и услуг, с учетом анализа рыночной ситуации, выявления и изменения потребностей людей с целью получения максимальной прибыли путем удовлетворения их потребностей.

В результате изучения дисциплины студенты должны освоить систему основных понятий и терминов маркетинга, в том числе применительно к управлению качеством, ознакомиться с существующими концепциями, методиками проведения маркетинговых исследований, навыками поиска источников маркетинговой информации, анализа полученной информации, проведения SWOT-анализа, диагностики товарного портфеля, оценки стратегических альтернатив, составления плана маркетинга и применения инструментов маркетинга.

Для закрепления знаний по лекционной части дисциплины предусматривается проведение практических занятий, направленных на приобретение практических навыков и умений в применении технологий маркетингового анализа в оценке кейсов, сегментации потребителей, позиционировании продукта, формировании оптимальных планов маркетинга и прочих навыков, необходимых будущим специалистам в их дальнейшей деятельности.

Изучение дисциплины «Маркетинг в управлении качеством» базируется на материале курсов «Высшая математика», «Теория вероятности», «Экономическая теория», «Менеджмент», «Статистика».

Тема 1. Сущность маркетинга

Определение маркетинга, его сущность. Принцип маркетинга. Функции маркетинга. Основные концепции маркетинга, эволюция концепций маркетинга. Качественные изменения в организационном развитии с точки зрения маркетинга и управления качеством. Ориентация на потребителя по ИСО 9000-:2000.

Тема 2. Маркетинговая информация

Маркетинговая матрица. Стратегический маркетинг, оперативный маркетинг. Источники маркетинговой информации. Определитель макроэкономической среды. Глобальный спрос и потенциальный рынок. Этапы жизненного цикла продукта (услуги).

Тема 3. Маркетинговые исследования

Виды маркетинговых исследований. Процесс маркетинговых исследований. Определение методов сбора данных. Количественные и качественные исследования. Составление анкет. Типы вопросов.

Тема 4. Сегментация рынка

Промышленный и потребительский маркетинг. Рынок В2В. Сегментация промышленного и потребительского рынка. Критерии сегментации. Типы потребителей на современном рынке. SWOT-анализ. Диагностика товарного портфеля. Портфельные стратегии. Позиционирование.

Тема 5. Маркетинговые стратегии

Стратегическое планирование. Структура целей организации. Виды маркетинговых стратегий. Информация, необходимая для принятия стратегических решений. Сущность и содержание плана маркетинга. Этапы планирования.

Тема 6. Комплекс маркетинга

Инструменты маркетинга. Товар. Разработка нового товара. Оценка конкурентоспособности товара. Позиционирование товара. Цена. Процесс ценообразования в зависимости от жизненного цикла товара. Ценовое стимулирование. Оценка эффективности принятых решений по цене. Распределение. Выбор варианта. Продвижение. Комплекс маркетинговых коммуникаций.