Учебные материалы для студентов

Маркетинг


Маркетинг



Концепции управления маркетингом


Концепция маркетинга – это система взглядов на движущие силы, направления и перспективы развития маркетинга.

Концепция маркетинга определяет стратегию фирмы в отношении разработки, производства, продажи и продвижения своих товаров.

Развитие концепции маркетинга обусловлено рядом факторов:

1) усложнением процессов разработки, производства и потребления товаров;

2) усилением конкуренции;

3) ускорением темпов социально-экономического развития и НТП;

4) возрастанием влияния внешних условий на деятельность фирмы.

Необходимость использования маркетинга в деятельности предприятий обусловлена развитием рынка. При этом условия диктует потребитель, выдвигая свои требования к продукту (его цене, качеству, характеристикам, условиям продажи, срокам поставки и т.д.).

Управление маркетингом может осуществляться с позиций пяти разных подходов, на основе которых организации ведут свою маркетинговую деятельность.

Концепция совершенствования производства заключается в утверждении того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение данной концепции целесообразно в двух случаях: 1) когда спрос на товар превышает предложение (в этом случае необходимо увеличить производство) и 2) когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить (в этом случае требуется повышение производительности).

Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители будут благосклонны к товарам, имеющим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики. Следовательно, организация должна постоянно работать над совершенствованием товара.

Концепция интенсификации коммерческих усилий основана на том, что потребители не будут покупать товары организации в достаточном количестве, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования продаж.

Концепция маркетинга построена на том, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Суть данной концепции может быть определена следующими выражениями: «Производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете произвести» или «Любите клиента, а не товар».

Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Данная концепция требует сбалансирования трех факторов: получение прибыли фирмой, удовлетворение покупательских потребностей и соблюдение интересов общества. Концепция социально-этичного маркетинга порождена такими факторами, как: ухудшение качества окружающей среды; истощение природных ресурсов; стремительный прирост населения; всемирная инфляция; запущенное состояние сферы социальных услуг.