Учебные материалы для студентов

Маркетинг


Маркетинг



Понятие и сущность товара в системе маркетинга


В экономической теории под товаром понимается продукт труда, произведенный для продажи. С позиции маркетинга наиболее важна в товаре его потребительская стоимость. Здесь товар рассматривается как средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность, т.е. с точки зрения маркетинга, товар – это сложное многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские (способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет).

Рассматривая товар, следует помнить, что потребитель приобретает не столько сам товар, сколько те блага, которые ему может предоставить этот товар.

Товаром могут быть физические объекты, выполненные работы, идеи, услуги, т.е. все, что можно продать, купить или обменять.

Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных как непосредственно с самим товаром, так и с его «окружением» – сопутствующими услугами (рис. 12).

Классификация товаров

Существует множество принципов классификации товаров. Основными являются следующие.

По степени долговечности:

товары длительного пользования (холодильники, автомобили);

товары кратковременного пользования (пиво, шампунь).

По назначению (конечному использованию):

потребительские товары, или товары массового спроса (газеты, журналы, одежда, обувь);

товары производственного назначения (станки, оборудование).

Наиболее важные принципы классификации товаров потребительского назначения:

По покупательскому спросу:

товары повседневного спроса;

товары предварительного выбора;

товары особого спроса;

товары пассивного спроса.

Товары производственного назначения делятся на:

материалы и детали (сырье, полуфабрикаты, детали);

капитальное имущество и инструмент.

По темпам роста рыночного спроса:

товары, выходящие на рынок впервые («трудные дети»);

товары повышающегося спроса («звезды»);

товары, приносящие большую прибыль («дойные коровы»);

товары понижающегося спроса («изгоняемые собаки»).

Помимо перечисленных видов классификации, товары разделяют на:

стандартизированные;

дифференцированные;

взаимозаменяемые или альтернативные;

взаимодополняющие.

При классификации товара выделяют следующие его параметры:

собственно товара (материал, вес, цвет, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция, наличие дефектов);

рыночные (цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортировки, привлекательность);

потребления (прочность, простота ухода, срок замены).