Учебные материалы для студентов

Маркетинг


Маркетинг



Оценка конъюнктуры товарного рынка


Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Конъюнктуру товарных рынков составляют конъюнктурообразующие факторы (рис.6).

Все показатели конъюнктуры, благодаря которым количественно измеряется ее состояние, можно разделить на:

* показатели материального производства, характеризующие предложение товаров;

* показатели спроса на товары;

* показатели валютной и кредитно-денежной ситуации, характеризующие как предложение, так и спрос;

* цены.

Показатели материального производства включают в себя данные о промышленном производстве товаров, добыче полезных ископаемых, урожае сельскохозяйственных культур.

Наиболее важными расчетными показателями, характеризующими спрос на товары на национальном и мировом уровне, являются: емкость, доля и насыщенность рынка.

Емкость рынка (Ер) – это возможный объем спроса (продажи) на товар при данном уровне цен и в данном временном интервале. При расчете этого показателя допускают, что потребление товара равно его производству:

Ер = П + З + И + Ик – Э - Эк,

где П – производство; З – запасы; И – импорт; Э – экспорт;

Ик, Эк – косвенный импорт (экспорт) – поставки товара, используемого в других изделиях в качестве комплектующих узлов.

Доля рынка (Др) отражает удельный вес, долю продаж товара фирмы на рынке (в %) и рассчитывается как отношение объема реализации (экспорта при внешнеторговых операциях) к емкости рынка:

Др = * ? * 100%

Насыщенность рынка (Нр) – показатель, характеризующий перспективы изменения спроса (в %), определяется как отношение числа покупателей, которые уже приобрели товар, к общему количеству потребителей:

Нр = * 100%.

3.3. Значение и методы сегментирования рынка.

Моделирование покупательского поведения.

Выбор целевого сегмента и позиционирование товара