Учебные материалы для студентов

Конституционное право


Конституционное право



Организация местного самоуправления в России


Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены в ст. 130–133 Конституции РФ и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января 2006 г., а отдельные его положения – с 1 января 2008 г.)46.

Местное самоуправление – это самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Элементы местного самоуправления:

1) главный субъект местного самоуправления – население, которому предоставлены права: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; участвовать в местном референдуме; обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина; определять структуру органов местного самоуправления; выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления; защищать право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке;

2) компетенция и пределы осуществления местного самоуправления ограничиваются вопросами местного значения, к ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (жилищное строительство и распределение жилья, муниципальное здравоохранение и образование, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и др.), отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ;

3) муниципальное образование обладает правом собственности на муниципальное имущество.

Структура органов местного самоуправления:

1) выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (представительные органы местного самоуправления);

2) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава муниципального образования, исполнительные органы местного самоуправления).

Органы местного самоуправления независимы от федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных Конституцией РФ к их ведению. К таким вопросам относятся:

1) управление муниципальной собственностью;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) установление местных налогов и сборов;

4) охрана общественного порядка;

5) иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления не вправе выполнять полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ и ее субъектов.

Компетенция законодательных (представительных) и исполнительных органов, а также главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

По соглашению между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ или субъектов РФ часть полномочий органов государственной власти может быть передана органам местного самоуправления. В этом случае им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства на реализацию соответствующих федеральных программ и программ субъектов РФ.

Вопросы для самоконтроля и самопроверки

1. Каково распределение полномочий между законодательной властью и исполнительной властью субъектов РФ?

2. Очертите пределы правотворчества законодательной власти субъектов РФ.

3. В чем, по вашему мнению, отличие между понятиями «законодательный орган власти субъекта РФ» и «представительный орган власти субъекта РФ»?

4. Охарактеризуйте состав и структуру законодательства субъекта РФ (на примере Вашего субъекта Федерации).

5. Охарактеризуйте компетенцию Уставного суда Вашей области (республики).

6. Сформулируйте предложения по совершенствованию системы органов государственной власти своего субъекта Федерации.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты и судебная практика

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ 06.10.2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: ФЗ от 06.10.1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области (Москва, 12 января 1996 г.) // Российская газета. 1996. 1 февр.

Устав (Основной закон) Свердловской области // Ведомости Свердл. Обл. Думы. 1995. Вып. 5.

О внесении изменений в Областной закон «О правовых актах в Свердловской области»: ОЗ от 14.07.2005 г. // Областная газета. 2005. 15 июня.

Об Уставном суде Свердловской области: ОЗ от 06.05.1997 г. // Собрание Законодательства Свердловской области. 1997. № 5. Ст. 930.

О статусе депутатов Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской Области: ОЗ от 12.07.1996 г. // Областная газета. 1996. 19 июля.

Регламент Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области / Утв. постановлением Свердл. Обл. Думы от 28.06.2005 г. // Областная газета. 2005. 20 июля.

Устав Муниципального образования «город Екатеринбург» от 30.06.2005 г. // Вечерний Екатеринбург. 2005. 16 июля.

Учебно-методическая литература

Дудко И.Г. К вопросу о «правовой системе» субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9.

Козбаленко В.А. Правовое обеспечение правового статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. № 1.

Сергеев А.А. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления («Круглый стол») // Государство и право. 2004. № 3.

Тадевосян Э.В. К вопросу о характере государственной власти субъекта Федерации // Государство и право. 2002. № 3.

Уваров А.А. О государственных полномочиях в компетенции органов местного самоуправления // Государство и право. 2002. № 10.

Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии // Государство и право. 2003. № 7.

Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. 2002. № 5.