Учебные материалы для студентов

Конституционное право


Конституционное право



Общие принципы организации органов государственной власти субъектов РФ


Принципы организации системы органов государственной власти в субъектах РФ:

1) государственная и территориальная целостность РФ, т.е. субъекты РФ не вправе формировать органы власти, не установленные Конституцией РФ и иными федеральными законами; недопустимо установление каких-либо иных границ между отдельными субъектами РФ, нежели административно-территориальные, и недопустимо установление субъектами РФ пограничных знаков, таможни и таможенных пошлин;

2) суверенитет РФ распространяется на всю территорию РФ, т.е. РФ осуществляет свои исключительные полномочия в любом субъекте РФ и во всех субъектах одновременно в равной мере, никакой орган власти не вправе ограничивать суверенитет РФ;

3) верховенство Конституции РФ, т.е. при формировании органов государственной власти в субъектах РФ и установлении их компетенции необходимо соблюдать положения Конституции РФ, касающиеся соответствующих органов. Также данный принцип означает, что все акты, принимаемые органами власти субъектов РФ, должны соответствовать Конституции РФ и не должны касаться вопросов, не входящих в компетенцию соответствующего органа власти;

4) единство системы государственной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, т.е. в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему государственной власти РФ; таким образом, компетенции этих органов аналогичны друг другу, но ограничиваются территориальными пределами соответствующего субъекта РФ и предметами ведения, зафиксированными в Конституции РФ;

5) разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, т.е. принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную должен соблюдаться не только в отношении высших федеральных органов государственной власти, но и в регионах при формировании соответствующих органов;

6) разграничение предметов ведения РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, т.е. федеральным органам власти предоставлено право по соглашению с органами власти субъектов РФ передавать последним часть своих полномочий. В свою очередь, органы власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами власти вправе передавать им свои полномочия, таким образом осуществляя корреспонденцию полномочий внутри единой системы государственной власти РФ. Существует ряд полномочий, которые не могут быть переданы, исключены или иным образом перераспределены между различными уровнями власти: предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ;

7) невмешательство органов государственной власти субъектов РФ в компетенцию органов государственной власти РФ, т.е. несмотря на единство системы государственных органов власти, ни федеральные органы власти, ни органы власти субъектов РФ не вправе осуществлять полномочия вне пределов своей компетенции, установленной Конституцией РФ, законами или договорами о разграничении предметов ведения между этими органами.

Также конституционные принципы деятельности органов государственной власти установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»45.