Учебные материалы для студентов

Конституционное право


Конституционное право



Общие понятия о разделении властей и единстве системы органов государственной власти


Государственная власть в Российской Федерации осуществляется (ст. 10 Конституции РФ) (следует подчеркнуть: одна власть, а не три власти) на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Принципы функционирования, действия системы органов государственной власти РФ:

1) разделение властей;

2) единство органов государственной власти.

В РФ выделяются ветви власти:

1) законодательная (Федеральное Собрание РФ);

2) исполнительная (Правительство РФ);

3) судебная (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и т.д.).

Президент РФ является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но его полномочия наиболее близки к исполнительной. Глава государства в РФ является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согласительных и принудительных мер Федеральное Собрание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству РФ; в свою очередь, Федеральное Собрание вправе отрешить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ, не отвечает интересам России и является преступной.

Разделение властей означает разграничение органов власти по сферам их компетенции, но существует в условиях единой системы органов власти и при наличии взаимодействия этих органов, взаимного контроля, сдержек и противовесов. Поэтому можно выделить черты разделения властей:

1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ;

2) наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей.

Взаимодействие властей:

1) законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей;

2) исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в Парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т.д., влияя тем самым на законодательную и судебную власть;

3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания не действующими в силу их несоответствия Конституции РФ или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами государственной власти.

Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции, но не может вмешиваться в деятельность иной власти, т.е. не вправе нарушать самостоятельность и независимость других органов власти.

Единство государственной власти выражается в единстве природы власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, так как только он является единственным носителем государственной власти в РФ. Единство органов государственной власти также предполагает, что их компетенция, порядок формирования, формы взаимного контроля и взаимодействия установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами. Компетенция, порядок формирования и т.п. установлены для всех уровней власти – федерального и субъектов РФ.