Учебные материалы для студентов Конституционное право |
Конституционное правоПонятие и виды референдумовРеферендум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ. Референдум РФ – голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании. Референдумы делятся: 1) в зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: конституционный; обыкновенный; 2) в зависимости от времени проведения: превентивный (до законодательный); утверждающий (после законодательный).
3) по порядку проведения: обязательные; факультативные. 4) в зависимости от территории: всероссийский (проводится по вопросам обще федерального значения на основании решения Президента РФ); референдум субъекта РФ (проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); местный (проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления). Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции РФ). Порядок проведения Всероссийского референдума устанавливается Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»29. Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти: 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Например, в ст. 19 Устава Тюменской области (принят областной Думой 15 июня 1995 г., подписан 30 июня 1995 г., регистрационный № 6)30 установлено, что проекты областных законов по наиболее важным вопросам общественной жизни населения области могут быть вынесены на областной референдум. Решение о проведении областного референдума принимается: по полномочиям, отнесенным к ведению области: Тюменской областной Думой; Губернатором Тюменской области. Решения о проведении референдума вышеперечисленными органами принимаются по их собственной инициативе либо по инициативе не менее 2% от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме Тюменской области, по вопросам совместной компетенции: совместными решениями Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа; совместным решением губернаторов области и автономных округов. Решения вышеперечисленными органами принимаются по их собственной инициативе и по инициативе не менее 2% от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме Тюменской области. Порядок проведения областного референдума по вопросам совместного ведения согласуется с органами государственной власти автономных округов и регулируется областным законом. Законы или решения, принятые на референдуме, действуют на всей территории области. Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения. Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ. Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»). Референдум РФ – это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим федеральным конституционным и федеральным законам и иным вопросам государственного значения. Референдум РФ проводится только по вопросам общегосударственного значения: 1) изменение статуса субъектов РФ; 2) досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а равно проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы, досрочное формирование Совета Федерации либо отсрочка этих выборов; 3) принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств государства; 4) введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты; 5) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистия и помилование. Вопросы, вынесенные на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Особенностью Всероссийского референдума является то, что он проводится на всей территории РФ. В нем принимают участие все граждане РФ независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ. Всероссийский референдум РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов. Он проводится по инициативе: 1) не менее 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них; 2) Конституционного Собрания. Инициатива референдума не может быть подана в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов, а также в период избирательной кампании, проводимой по поводу выборов в федеральные органы власти (Государственную Думу Федерального Собрания РФ), либо если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ. Не допускается проведение Всероссийского референдума в случае введения военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ на весь период такого положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Принципы проведения Всероссийского референдума: 1) всеобщность; 2) равенство права всех граждан РФ на участие в референдуме; 3) прямое волеизъявление граждан; 4) тайное голосование на референдуме тайное. Право принимать участие в референдуме РФ принадлежит всем гражданам РФ. Никто не может быть лишен этого права. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет. Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина. Вопросы для самоконтроля и самопроверки 1. Сформулируйте принципы избирательного права и приведите примеры. 2. Раскройте соотношение понятий: выборы, избирательный процесс, избирательная кампания, голосование. 3. Для каких лиц запрещена или ограничена агитационная деятельность? 4. Каков порядок проведения выборов и референдума? В чем их сходство и различия? 5. Обладают ли иностранные граждане избирательным правом на территории РФ? 6. Какие обстоятельства исключают проведение всероссийских референдумов? 7. Почему необходимо четко определять и закреплять этапы проведения референдумов? Библиографический список Нормативно-правовые акты и судебная практика О референдуме РФ: ФКЗ от 10.10.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 1213. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 18.05.2005 г. // Российская газета. 2005. 24 мая. О выборах Президента Российской Федерации: ФЗ от 10.01.2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 г. // Российская газета. 2002. 15 июня, 28 сент. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 05.08.2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: ФЗ от 26. 11.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497. Избирательный кодекс Свердловской области // Собрание законодательства Свердловской обл. 1997. № 12. Учебно-методическая литература Белоновский В.Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве: историческая практика и современность. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. М.: Формула права, 2005. Выдрин И.В. Институт общественных наблюдателей за выборами органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 6. Давыдов Б.В. Анализ федеральной и региональной избирательных систем Российской Федерации. М.: МАКС Пресс, 2004. Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова Р.Р. Избирательный процесс и электорально-правовая культура: учеб.-практ. пособие. М.: Норма, 2005. Дубровина Е.П., Зотова З.М. Партии и выборы: опыт избирательных кампаний 2003–2004 гг. М.: РЦОИТ, 2005. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / отв. ред. А.В. Иванченко. М., 1998. Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура // Правоведение. 1999. № 3. Петров А.А. Основы избирательного права и избирательного процесса в решениях Конституционного Суда Российской Федерации / Избирательная комиссия Иркутской области, Восточно-Сибирский филиал Российской академии правосудия. Иркутск, 2004. Селивончик А.В. Особенности конституционно-правового регулирования деятельности политических партий как субъектов частного и публичного права // Современное право. 2005. № 3. Халиков А. Первоначальные действия при расследовании фальсификации избирательных документов // Законность. 2005. № 4. Чиркин В.И. О новом порядке выборов в Государственную Думу России (неофициальная законодательная инициатива) // Право и политика. 2005. № 1. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |