Учебные материалы для студентов

Конституционное право


Конституционное право



Избирательный процесс в Российской Федерации


Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) составление списков избирателей;

3) образование избирательных округов и избирательных участков;

4) создание избирательных комиссий;

5) выдвижение кандидатов и их регистрация;

6) предвыборная агитация;

7) голосование;

8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральным Собранием, Государственной Думой; представительного органа субъекта РФ – главой субъекта РФ, высшего должностного лица – представительным органом этого субъекта РФ. Днем голосования всегда является воскресенье. В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки. Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия. Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией. После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию (например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т.п.).

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 00.00 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8.00 до 20.00 по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение трех недель со дня выборов.

Назначение выборов – это деятельность уполномоченных органов по определению дня голосования. Право назначать выборы принадлежит различным органам в зависимости от избираемого органа и его уровня:

1) выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ;

2) день выборов Президента РФ назначается Федеральным Собранием РФ;

3) выборы высшего должностного лица в субъектах РФ назначает соответствующий законодательный (представительный) орган;

4) глава субъекта РФ назначает выборы представительного органа государственной власти субъекта РФ.

Решение о назначении выборов принимается не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо. Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня прекращения полномочий. Если выборы не будут назначены в указанные сроки уполномоченным на то органом или должностным лицом, то выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. Например, в этом случае выборы органов и должностных лиц федерального уровня назначаются Центральной избирательной комиссией, в выборы органов и должностных лиц субъектов РФ – избирательной комиссией этого субъекта РФ.

После назначения дня голосования для проведения выборов на территории РФ образуются:

1) единый федеральный избирательный округ;

2) 225 одномандатных избирательных округов;

3) избирательные участки.

Федеральный избирательный округ охватывает всю территорию РФ. По этому округу избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками. Одномандатные округа образуются на основании представленных в Центральную избирательную комиссию РФ исполнительными органами власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных по отдельным областям. Одномандатные избирательные округа образуются в соответствии с требованиями:

1) примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 15%;

2) в пределах территории субъекта РФ не образуются одномандатные избирательные округа из территорий, не граничащих между собой;

3) не образуются одномандатные избирательные округа из территорий двух и более субъектов РФ;

4) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее 1 одномандатного избирательного округа.

Схему одномандатных округов утверждает Государственная Дума по представлению Центральной избирательной комиссии РФ. Избирательные участки образуются на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования. При этом соблюдаются следующие требования:

1) на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3 000 избирателей;

2) пересечение границ избирательных округов границами участков не допускается.

Избирательные комиссии – это коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Система избирательных комиссий:

1) Центральная избирательная комиссия РФ;

2) избирательные комиссии субъектов РФ;

3) окружные избирательные комиссии;

4) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

5) участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) является постоянно действующей.

Состав Центральной избирательной комиссии обновляется каждые четыре года с избранием Государственной Думы нового созыва. Она включает в себя 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, 5 – Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных субъектами РФ, 5 – Президентом РФ.

Избирательные комиссии субъектов РФ формируются Центральной избирательной комиссией РФ.

Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 8–14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.

Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии формируются соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией. Число ее членов пропорционально числу избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

В состав каждой избирательной комиссии, помимо иных членов, входят председатель и члены комиссии с правом совещательного голоса, на которых возлагаются контрольные функции за деятельностью соответствующей комиссии и порядком проведения выборов.

Центральная избирательная комиссия РФ является высшей в системе избирательных комиссий и осуществляет руководство над деятельностью всех избирательных комиссий. Избирательная комиссия субъекта РФ подчиняется только Центральной и обеспечивает деятельность всех избирательных комиссий на территории субъекта РФ. Окружная избирательная комиссия координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы на решения и действия территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, принимает по жалобам мотивированные решения, а также разрешает все организационные вопросы на местах. Она действует до дня официального опубликования решения о назначении новых выборов. Центральная избирательная комиссия, а также комиссии субъектов РФ и окружные осуществляют свои полномочия постоянно в течение четырех лет. Территориальные и участковые избирательные комиссии (срок полномочий истекает через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов) осуществляют полномочия по непосредственной работе с избирателями на соответствующей территории.

Выдвижение кандидатов на выборах может происходить в порядке:

1) самовыдвижения;

2) выдвижения кандидатов политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам;

3) выдвижения федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком.

Самовыдвижение. Выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу может каждый гражданин РФ, достигший возраста пассивного избирательного права. Самовыдвижение возможно только по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру по одномандатному округу, не может быть выдвинут политической партией, избирательным блоком. Для самовыдвижения гражданин РФ направляет в окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении и протокол о сборе подписей в поддержку своего выдвижения. Федеральными законами устанавливаются случаи, когда представление кандидатом протокола о сборе подписей не обязательно.

В уведомлении обязательно указываются:

1) фамилия, имя, отчество кандидата;

2) дата рождения;

3) адрес места жительства.

Выдвижение кандидатов политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата. Кандидатами по одномандатным округам от политических партий и избирательных блоков могут быть не только члены этой партии, но и лица, не являющиеся членами данной политической партии либо других политических партий, вошедших в избирательный блок. Решение съезда политической партии, избирательного блока о выдвижении кандидатов оформляется протоколом, к которому должен прилагаться список выдвинутых кандидатов по одномандатным округам с указанием, какой кандидат баллотируется по округу.

Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

Решение съезда политической партии, избирательного блока о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом, к которому прилагается федеральный список кандидатов, выдвигаемых этой партией, блоком. Этот протокол вместе со списком кандидатов подается в избирательную комиссию. В федеральный список кандидатов могут входить кандидаты, выдвигаемые той же политической партией, тем же избирательным блоком по одномандатным избирательным округам. В федеральном списке кандидатов не должно указываться одно и то же лицо более одного раза. Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией, избирательным блоком по федеральному избирательному округу, не может превышать 270 человек. Списки кандидатов и иные избирательные документы политических партий, избирательных блоков представляются в Центральную избирательную комиссию РФ не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

Регистрация кандидатов, избирательных списков на выборах в Государственную Думу или на должность Президента РФ – самостоятельная стадия избирательного процесса в РФ.

Для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока представляет в Центральную избирательную комиссию (окружную избирательную комиссию – кандидат по одномандатному округу) следующие документы:

1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, политической партии;

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах;

3) сведения об изменениях в данных о кандидате или политической партии, представленных ранее в избирательную комиссию;

4) первый финансовый отчет кандидата, политической партии.

Эти документы представляются в Центральную избирательную комиссию РФ (в окружную избирательную комиссию – кандидат по одномандатному округу) не ранее чем за 75 дней и непозднее чем за 45 дней до дня голосования до 18.00 по местному времени.

Вышеперечисленные регистрации кандидат или политическая партия могут не собирать подписи в поддержку своего выдвижения и не представлять в избирательную комиссию собранные подписи, но в этом случае регистрация кандидата, федерального списка кандидатов производится на основании избирательного залога. Избирательный залог – денежные средства, внесенные кандидатом на специальный счет избирательной комиссии субъекта РФ либо политической партией (избирательным блоком) на специальный счет Центральной избирательной комиссии РФ. Все сведения, поступившие в соответствующие избирательные комиссии от кандидатов или политических партий, должны быть проверены избирательными комиссиями на достоверность. После проведения проверки Центральная (окружная) избирательная комиссия РФ регистрирует кандидата, политическую партию или блок в качестве участвующих в выборах.

Статус зарегистрированных кандидатов характеризуется:

1) равенством кандидатов;

2) правом на государственные гарантии по участию в выборах. Кандидатам, зарегистрированным по одномандатному избирательному округу и получившим по результатам голосования не менее 3% голосов избирателей, возмещаются транспортные расходы в размере стоимости проездных билетов на городском, а также пригородном и междугородном железнодорожном транспорте общего пользования в пределах территории соответствующего округа, кроме оплаты перелета самолетом, если кандидат проживает и работает в той местности, где нет такого транспорта. Кандидат в течение срока, необходимого для участия в выборах, не может быть уволен с работы, со службы по инициативе работодателя, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации. Зарегистрированный кандидат со дня регистрации и до объявления общих результатов выборов не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию без согласия Генерального прокурора РФ.

Информирование избирателей и предвыборная агитация в совокупности составляют информационное обеспечение выборов. Информационное обеспечение выборов способствует осознанному волеизъявлению избирателей и принципу гласности выборов. Информирование избирателей включает в себя сведения о месте, времени, дне голосования, предварительных итогах голосования и т.п. В эти сведения не входит информация о кандидатах, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших списки кандидатов, так как данные о кандидатах предоставляются самими кандидатами в рамках предвыборной агитации.

Информирование осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица.

Сведения о выборах, поступающие в средства массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными и не должны нарушать равенство кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

Информирование граждан о подготовке выборов в Государственную Думу или на должность Президента РФ может включать в себя информацию о результатах опросов общественного мнения.

В период проведения избирательной кампании кандидаты, политические партии и избирательные блоки вправе проводить предвыборную агитацию. Предвыборная агитация включает

в себя:

1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), либо против всех федеральных списков кандидатов;

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, за какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам) (ст. 55 Федерального закона РФ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Кандидаты, политические партии и избирательные блоки, участвующие в выборах, вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации.

Агитация проводится:

1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

2) посредством проведения массовых мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) иными не запрещенными законом методами.

Предвыборную агитацию могут проводить сами кандидаты, члены политической партии или избирательного блока, а также лица, привлекаемые ими, за исключением лиц, привлечение которых запрещено. Например, не допускается использование в предвыборной агитации несовершеннолетних, должностных лиц, Вооруженных Сил РФ и др. Предвыборная агитация проводится со дня выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов и прекращается в 00.00 часов по местному времени за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день предвыборная агитация запрещается.

Финансирование выборов в РФ осуществляется из средств бюджета соответствующего уровня:

1) в федеральные выборные органы – из средств федерального бюджета;

2) в выборные органы субъектов РФ – из средств бюджета субъекта РФ.

Средства на проведение выборов федеральных органов власти и должностных лиц поступают в Центральную избирательную комиссию РФ, которая распределяет эти средства между всеми избирательными округами в соответствии со схемой избирательных округов. Сумма средств, поступающих из бюджетов на финансирование выборов, рассчитывается исходя из отчета Центральной избирательной комиссии РФ о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов с учетом изменения минимального размера оплаты труда. Средствами, поступившими из федерального (или субъектов РФ) бюджета в окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии, распоряжаются председатели соответствующих комиссий. Они же представляют отчеты о расходовании этих средств. Общий объем денежных средств, обеспечивающих выборы в государственные органы власти, включает в себя избирательные фонды кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

Избирательные фонды включают в себя денежные средства:

1) принадлежащие собственно кандидату (не могут превышать 50% предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда);

2) выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, политическими партиями, входящими в выдвинувший его избирательный блок (они не могут превышать 50% предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата);

3) добровольные пожертвования граждан (не более 5% предельной суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата) и юридических лиц (не более 50% той же суммы).

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 млн рублей.

Избирательные фонды кандидатов обеспечивают проведение предвыборной агитации и иные действия кандидата по участию в выборах. Политической партии предоставляются средства федерального бюджета на участие в выборах, если:

1) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией либо избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах депутатов Государственной Думы, получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

2) по результатам выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых политической партией либо избирательным блоком (при условии, что выдвинутый список кандидатов получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании);

3) зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ, выдвинутый политической партией или избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах Президента РФ, получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. 5 ст. 33 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»28).

Голосование на выборах в Государственную Думу РФ или Президента РФ всегда осуществляется с 8.00 до 20.00 по местному времени в день проведения выборов.

О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования. Голосование проводится тайно в специально оборудованных кабинах для тайного голосования. Избиратель голосует лично, никто не может присутствовать в помещении для голосования одновременно с избирателем. Не допускается принуждение кого бы то ни было голосовать за того или иного кандидата, а также угрозы в любой форме за выражение мнения гражданина. Каждому избирателю для голосования, выдается избирательный бюллетень, в котором указаны фамилии и сведения о зарегистрированных Центральной избирательной комиссией РФ кандидатах. В нем избиратель ставит напротив фамилии одного кандидата отметку. Избиратели голосуют в тех избирательных участках, где они внесены в списки избирателей. Если гражданин не может в день выборов проголосовать на своем избирательном участке, он может получить открепительное удостоверение у избирательной комиссии, в списках которой он зарегистрирован, и проголосовать на ближайшем избирательном участке, где будет находиться в день голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется с 20.00 по местному времени в день голосования участковыми избирательными комиссиями.

Далее определение результатов выборов осуществляется путем суммирования голосов в поступивших протоколах об итогах голосования соответственно:

1) территориальными избирательными комиссиями;

2) окружными избирательными комиссиями;

3) Центральной избирательной комиссией РФ. Каждая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, который подписывается членами комиссии с правом решающего голоса и направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

Протоколы об итогах голосования предоставляются для ознакомления:

1) избирателям;

2) зарегистрированным кандидатам;

3) их доверенным лицам;

4) уполномоченным представителям зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков;

5) наблюдателям РФ и иностранным (международным) наблюдателям;

6) представителям средств массовой информации.

В результате подсчета голосов по общефедеральному избирательному округу Центральная избирательная комиссия РФ составляет протокол о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу и не позднее чем через две недели после дня голосования объявляет в средствах массовой информации окончательные общие результаты выборов. Общие результаты выборов и данные о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов, должны быть официально опубликованы в течение трех недель со дня голосования.

В результате подсчета голосов избирателей, принявших участие в выборах, Центральная избирательная комиссия РФ может признать выборы по федеральному избирательному округу (либо по иному избирательному округу) несостоявшимися. Это возможно в следующих случаях:

1) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, т. е. ни один список кандидатов не был допущен к распределению депутатских мандатов;

2) если все Федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60% и менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Недействительными результаты выборов по федеральному избирательному округу признаются:

1) в случае, если допущенные при голосовании или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

2) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25% от общего числа избирателей включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда (в случае нарушения избирательных прав граждан либо процедуры выборов).

Окружные (территориальные, участковые) избирательные комиссии могут признать выборы по соответствующему избирательному округу несостоявшимися, если;

1) в выборах приняло участие менее 25% от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

2) число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Окружные (территориальные, участковые) избирательные комиссии признают выборы недействительными:

1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) по решению суда (выносится немедленно по обращению гражданина в случае обнаружения нарушения его избирательных прав).

По одномандатному избирательному округу выборы признаются недействительными Центральной избирательной комиссией РФ в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, определении результатов выборов нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Во всех этих случаях избирательные комиссии определяют число избирателей, принявших участие в голосовании по соответствующему избирательному округу, по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.