Учебные материалы для студентов

Конституционное право


Конституционное право



Конституционно-правовой статус Российской Федерации


Поскольку любое федеративное государство состоит из частей для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из возможностей, всегда имеющих объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает Конституция РФ, закрепляющая статус (правовое положение) Федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений.

Россия является многонациональным государством, поэтому наиболее естественной формой ее государственного устройства является федеративная.

Территория России делится на отдельные, самостоятельные (в пределах своей компетенции), равноправные субъекты РФ. Их 83 согласно Конституции РФ.

Принципы федеративного устройства РФ:

1) государственная целостность РФ;

2) единство системы органов государственной власти;

3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

4) равноправие и самоопределение народов в РФ.

Государственная целостность РФ предполагает такое государственное устройство, при котором:

1) обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ;

2) действует единое гражданство РФ;

3) устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – рубля;

4) гарантируется верховенство Конституции РФ и федеральных законов по отношению к нормативным актам субъектов Российской Федерации;

5) действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти;

6) государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе РФ; территория каждого из них является неотрывной частью территории России;

7) вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ;

8) отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.

Принцип единства системы органов государственной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов государственной власти означает следующее.

1. Органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган).

2. Существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Россия – многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих, обеспечивающих право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

Одним из основополагающих принципов федеративного устройства РФ является равноправие народов России (на территории РФ их насчитывается свыше 170).

РФ гарантирует права и свободы коренных и малочисленных народов России.

Принцип равноправия народов включает в себя их права на:

1) самоопределение;

2) использование земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности;

3) сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития;

4) получение поддержки со стороны РФ, в ведении которой находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития РФ.

Права народов России тесно связаны с правами каждого гражданина РФ:

1) на пользование родным языком;

2) на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

3) на исповедание любой религии;

4) на право быть защищенным от дискриминации по национальному признаку.

Самоопределение народов РФ предполагает право национальных меньшинств РФ образовывать национальные общины, но только в пределах России.

РФ является суверенным и целостным государством, выход из ее состава по волеизъявлению субъектов РФ не допускается ни в каком случае, поэтому, если народность России желает выйти из состава государства, это является незаконным и нарушает принцип территориальной целостности России.

Самоопределение может быть выражено в форме:

1) изменения статуса субъектов РФ (например, какой-либо субъект РФ может выделиться из состава другого субъекта РФ в порядке самоопределения народа России);

2) принятия в состав РФ иностранного государства или его части в качестве нового субъекта РФ;

3) образования в составе РФ нового субъекта Федерации.

Конституция РФ устанавливает особый правовой режим коренных малочисленных народов и национальных меньшинств России.

Коренные малочисленные народы РФ – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью не более 50 тыс. человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Их правовой статус в РФ определяется особой конституционной охраной народов России.

Коренным малочисленным народам России гарантируются права:

1) на замену военной службы альтернативной гражданской;

2) на сохранение и развитие своей самобытной культуры;

3) на территориальное общественное самоуправление;

4) на объединение в общины и иные общественные объединения;

5) на представительство в законодательных (представительных) органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления;

6) на судебную защиту в случае нарушения прав представителей малочисленных народов либо дискриминации, выразившейся в какой бы то ни было форме.

Коренным малочисленным народам России гарантируется право на социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционный образ жизни и хозяйствования. Это право обеспечивается деятельностью всех органов государственной власти РФ и субъектов РФ, на территории которых проживают представители конкретной народности.

Россия – это суверенное государство. Государственный суверенитет РФ – независимость и свобода многонационального народа России в определении своего политического, экономического, социального и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет РФ – естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

Предпосылкой образования суверенного государства является нация как историко-культурное объединение людей. Многонациональный народ России единственный носитель суверенитета и источник государственной власти. Государственный суверенитет РФ складывается из прав отдельных народов России, поэтому РФ гарантирует право каждого народа России на самоопределение в пределах территории РФ в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах, сохранение национальной культуры и истории, свободное развитие и использование родного языка и т.д.

Структурные элементы государственного суверенитета РФ:

1) самостоятельность и независимость государственной власти РФ;

2) верховенство государственной власти на всей территории РФ, включая территории ее отдельных субъектов;

3) территориальная целостность РФ.

Самостоятельность и независимость государственной власти РФ предполагает, что РФ самостоятельно определяет направления как внутренней, так и внешней политики.

Для обеспечения права государственной власти РФ на независимое определение политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества Конституцией РФ устанавливается:

1) полнота власти РФ при решении всех вопросов государственной и общественной жизни за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение субъектов РФ;

2) верховенство Конституции РФ и законов РФ на всей ее территории;

3) исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством РФ;

4) полномочное представительство РФ во внешних отношениях;

5) право РФ осуществлять свои полномочия во всех формах, предусмотренных законодательством.

Верховенство государственной власти РФ, установленное Конституцией РФ, есть верховенство федеральных государственных органов власти в регулировании внутренних отношений РФ с ее субъектами.

Таким образом, высшей юридической силой в РФ обладают: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы по отношению к законам субъектов РФ. Суверенитет РФ предполагает целостность и независимость территории Российской Федерации.

Территория РФ включает в себя территории отдельных административно-территориальных единиц, которые обладают определенной степенью государственности, – территории субъектов РФ. Однако территория РФ составляет единое целое и является неделимой.

Субъекты РФ не вправе выходить из состава РФ. Тем самым, изменяя ее границы, они наделяются правом устанавливать и изменять только административно-территориальные границы в пределах РФ.

Россия имеет собственную официальную государственную символику, определяющую ее суверенитет во взаимоотношениях с иностранными государствами (флаг, герб и гимн). Так, правовое положение Государственного флага установлено Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»16, где подробно описывается сам символ государства, – прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3, также порядок его использования в государственной жизни страны.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»17 Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Государственный гимн РФ представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Государственный гимн РФ может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Государственный гимн РФ должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом (Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»)18.

Государственный язык РФ – русский. Российская Федерация является многонациональным государством, поэтому Конституция РФ закрепляет право народов России на своей территории использовать и изучать в образовательных учреждениях, помимо русского, национальный язык, оформлять документы, помимо русского языка, и на языке соответствующего народа России. Такое право зафиксировано в Законе РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации»19. Правовой статус государственного языка в России, сфера его использования, защита и поддержка установлены Федеральным законом от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»20, но принятие этого Закона не разгрузило в достаточной степени пробелы конституционного законодательства России.

Республики в составе РФ могут устанавливать свои государственные языки в целях сохранения своих исторических традиций. РФ охраняет право народов РФ на использование и сохранение своих языков, поэтому в РФ недопустимы:

1) пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку;

2) создание препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков;

3) иные нарушения законодательства РФ, касающегося языков народов России.

В РФ действует ряд принципов сохранения языков народов России:

1) языки народов РФ являются национальным достоянием Российской Федерации;

2) языки народов РФ находятся под защитой государства;

3) государство на всей территории РФ способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.

Главным конституционным принципом сохранения языков народов России является их равноправие, т.е. все народы РФ вправе в равной степени обеспечивать сохранение и использование своего родного языка. Этот принцип обеспечивает равные права всех народов и отдельных их представителей на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Право на сохранение национального языка и всестороннее его развитие, свободу выбора и использования языка общения принадлежит всем народам РФ независимо от численности и их отдельным представителям независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, места проживания. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Гарантии защиты языков народов РФ:

1. Языки народов РФ пользуются защитой государства, т.е. органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ призваны гарантировать и обеспечивать социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов РФ.

2. Социальная защита языков обеспечивается проведением научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов РФ на всей территории России.

3. Экономическая защита языков включает в себя целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков народов РФ, а также проведение в этих целях льготной налоговой политики.

4. Юридическая защита языков – это обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства РФ о языках народов России.

РФ гарантирует гражданам РФ вне зависимости от знания национального языка осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав, т.е. на территории отдельных субъектов не могут устанавливаться ограничения в зависимости от знания или незнания языка, а нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону.