Учебные материалы для студентов

Конституционное право


Конституционное право



Политические права и свободы


Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) или право доступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32), а также права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32). Но такие права, как право на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ч. 2. ст. 31), создание политических партий или организаций имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве.

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Критериями выделения служат участие в управлении государством, взаимодействие с государственной властью.

В Российской Федерации право на мирные собрания и публичные манифестации принадлежит только гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения. Конституция РФ в ст. 31 закрепляет право на мирные собрания без оружия и проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований. Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности. По существу, это право тесно связано со свободой слова и выражением своего мнения.

Проведение публичных мероприятий установлено Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Этот нормативный акт конкретизировал правовой статус публичных мероприятий. Под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; под собранием понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Закон также выделяет более активные формы публичных мероприятий как:

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин РФ, достигший 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия имеет право:

проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, собрания – в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ;

уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в РФ.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 ч и заканчиваться позднее 23 ч текущего дня по местному времени.

Право избирать и быть избранными стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т.е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, в также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены. Право избирать и быть избранными (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству. Гарантии этого права установлены во многих так называемых избирательных законах.

Право участвовать в отправлении правосудия призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно представляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи и быть присяжным заседателем. Назначение на должность судьи осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных ст. 119 Конституции РФ, – достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Гарантия этого права установлена Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»8, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»9, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»10 и др.

Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные.

Обращения граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением. Будучи одной из форм участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан способствуют усилению контроля населения за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Незаконные действия государственных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке, который установлен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»11. Закон предоставляет гражданам право обжаловать действия (решения), нарушающие их права и свободы, непосредственно в суд или в вышестоящий административный орган. Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпывается правом избирать в органы государственной и муниципальной власти, причем должностные лица, в адрес которых подана жалоба, обязаны рассмотреть ее и дать ответ в течение месяца.