Учебные материалы для студентов

Экономика предприятия


Экономика предприятия



Предложение


Спросу противостоит предложение производителей товаров и услуг — количество товаров (услуг), предлагаемых к продаже на рынке по конкретной цене в известный период времени.

Объем товарного предложения включает в себя товары, находящиеся в оптовой и розничной торговле, а также товары в пути.

Основной источник предложения на внутреннем рынке — сфера производства национальной экономики. Совокупное товарное предложение — это поступление по импорту и товарные запасы.

Объем предложения на рынке зависит от следующих факторов:

динамика цен на реализуемые товары;

себестоимость производства;

количество товаропроизводителей и др.

При прочих равных условиях объем предложения определяется законом предложения, согласно которому товарное предложение увеличивается при росте цены и снижается при падении цены.

Графически соотношение количества товаров на рынке и складывающихся цен отражает кривая предложения (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Кривая предложения

Влияние увеличения цены на объем предложения измеряют коэффициентом эластичности предложения — процентное отношение изменения объема предложения к увеличению цены.

Рыночной экономике присуща тенденция устанавливать определенное соответствие между спросом и предложением, называемое рыночным равновесием. Основу рыночного равновесия составляет равновесная цена, при которой количество товара, находящегося на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос.

Точка равновесия спроса и предложения (Р) находится на пересечении кривых (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Равновесие спроса и предложения

При цене Х количество находящегося на рынке товара соответствует предъявляемому на него спросу (У). При изменении параметров, определяющих местонахождение и форму кривых на графике, устанавливается новая точка равновесия спроса и предложения.

Конъюнктура рынка

Конъюнктура рынка — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на определенный момент времени, а также совокупность причин, обусловивших ее состояние.

Рыночная ситуация характеризуется:

соотношением спроса и предложения;

емкостью рынка;*

уровнем цен;

темпами инфляции;

устойчивыми и нарождающимися тенденциями функционирования рынка;

степенью конкуренции;

состоянием товарных запасов и другими показателями.

* Возможный объем реализации товаров на рынке при определенных условиях за известный промежуток времени.

Определяющее влияние на рыночную конъюнктуру оказывают:

тенденции развития национальной экономики;

финансовая, кредитная, налоговая и таможенная политика государства;

эффективность внешней политики государства и состояние внешнеэкономических связей;

демографическая ситуация в стране или регионе.

Составная часть конъюнктуры рынка — конъюнктура торговли, которая отражает состояние торговли как отрасли в определенный момент времени. Показателями конъюнктуры торговли являются:

скорость оборота товаров;

обеспеченность предприятий товарными ресурсами;

соотношение между динамикой цен на товары и динамикой спроса;

тенденции изменения материально-технической базы сферы обращения;

доходность торговых предприятий;

степень коммерческого риска;

динамика численности занятых в отрасли.

Основные показатели современного состояния потребительского рынка

В условиях экономической нестабильности в стране, реформирования отношений собственности и ряда других макроэкономических факторов, определяющих параметры функционирования национального хозяйства, ситуация на потребительском рынке значительно изменилась.

К особенностям состояния рынка переходного периода можно отнести:

в области предложения —

• устойчивую тенденцию спада товарного производства в отечественной промышленности и сельском хозяйстве, усиленную структурным характером процесса;

• сокращение поступления товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ;

• незначительный объем закупок по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств;

• заметный недостаток предложения дешевых товаров массового спроса, прежде всего товаров первой необходимости и детских товаров;

• снижение качества товаров, в том числе импортных; появление на рынке множества фальсифицированных товаров;

• относительную насыщенность рынка потребительских товаров;

в области спроса —

• снижение платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения;

• резкую дифференциацию спроса как по объему, так и по структуре по группам населения, имеющим различный среднедушевой доход.*

* Перераспределение спроса в сторону товаров первой необходимости для основной массы населения с одновременным появлением слоя населения с высокими и сверхвысокими доходами, предъявляющего спрос на дорогостоящие качественные товары.

Анализ диспропорций, возникших в процессе развития потребительского рынка, выявил их прямую связь с процессом экономических реформ. С одной стороны, количество товаров, вовлеченных в рыночный оборот, резко увеличилось; с другой стороны, покупатели и производители (продавцы) стали самостоятельно решать вопросы закупок и поставок.

Определяющее значение при формировании цен на товары имеют не столько потребительские качества товаров и общественно необходимые затраты на их производство, сколько условия приобретения и доставки товаров на рынок продавцами.

Таким образом, насыщение и стабилизация положения на рынке стали во многом определяться действиями оптовых посредников, их количеством и организационно-экономическими условиями деятельности.

Специфической чертой современного этапа переходного периода является наличие так называемого неорганизованного рынка (в том числе и "челночного бизнеса"). О его важной роли в формировании товарного предложения свидетельствует тот факт, что в 1994 г. оборот от неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 82 400 млрд. руб., или 38,6% от общего объема розничного товарооборота во всех каналах реализации.* Более того, за 1991—1994 гг. сложилась, как видно на рис. 2.4, устойчивая тенденция его роста.

* См.: Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. — М.,1995. — С.108.

Рис. 2.4. Динамика доли неорганизованной продажи товаров в общем объеме розничного товарооборота, %

В 1995 г. в сфере обращения на самостоятельном балансе числилось 85,1 тыс. различных торговых предприятий и 8,9 тыс. предприятий общественного питания. Среднесписочная численность работников составляла соответственно 2545 и 387 тыс. человек. В негосударственном секторе было занято 83% от общего числа торговых предприятий, в том числе в розничной торговле — 84%, в общественном питании — 75%.

Процесс приватизации государственной собственности в отраслях народного хозяйства получил наибольшее развитие в сфере обращения — в 1995 г. лишь 13% розничного товарооборота приходилось на предприятия государственной торговли. Темпы расширения негосударственного сектора в торговле приведены на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Распределение розничного товарооборота по формам собственности, %

Особенности переходного периода нашли отражение в динамике основных показателей, характеризующих изменение состояния товарного рынка за последние годы. Одним из важнейших показателей является розничный товарооборот

Данные таблицы свидетельствуют об устойчивой тенденции падения уровня жизни населения в 1991—1995 гг. — индекс физического объема розничного товарооборота в 1995 г. снизился по сравнению с 1991 г. на 11 пунктов. Из рассматриваемых пяти лет самым трудным оказался 1992 г., что нашло отражение в структуре потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Это единственный год, когда затраты на продукты питания достигли своего пика — 55% от общих расходов.

Важным показателем состояния потребительского рынка является коэффициент насыщенности розничной торговли, который рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации товар был в продаже, к общему числу обследуемых городов* (рис. 2.6).

* Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. — М.,1995. — С. 112.

Рис. 2.6. Коэффициент насыщенности розничной торговли (включая рынок), %

Приведенные данные свидетельствуют о высоких темпах насыщения рынка. Если, по данным экспертов, в 1992 г. продовольственные товары отсутствовали в каждом втором из 130 обследуемых городов, то спустя всего 2 года — лишь в 15 городах. Наличие непродовольственных товаров на рынке 92% обследованных городов в 1995 г. по сравнению с данными 1992 г. (70%) позволяет, кажется, сделать вывод, что эта рыночная ниша на данный момент практически заполнена. Однако детальное изучение вопроса показывает сохранение напряженности в обеспечении населения основными товарами (табл. 2.2).

Из таблицы следует, что население еще имеет проблемы в приобретении говядины, яиц, а также ряда промышленных товаров первой необходимости.

Отмечается нарастающее усиление зависимости потребительского рынка от импортных товаров, что проявляется в снижении в общем объеме реализации доли товаров, производимых в России (табл. 2.3).

В 1995 г. в общем объеме товарных ресурсов поступление по импорту составило 54%. Поскольку оплата импортных поставок происходит в значительной степени за счет доходов от реализации за рубежом минеральных продуктов, металлов, драгоценных камней и изделий из них, а экономическое состояние этих отраслей имеет тенденцию к сокращению объемов добычи и переработки, то решение проблемы расширения отечественного производства товаров народного потребления имеет первостепенное значение.

За 1991—1995 гг. качество питания населения заметно ухудшилось. Сократилось потребление таких важных в жизнедеятельности человека продуктов, как рыба, яйца, молоко, фрукты — соответственно на 35,7, 16,6, 28,5 и 14,3%.

Низкий платежеспособный спрос основной массы населения выразился и в стремлении восполнить ежедневный рацион за счет наиболее дешевых продуктов — картофеля и хлеба. Потребление картофеля возросло на 14,3%, а потребление хлебопродуктов после "всплеска" в 1992—1993 гг. стабилизировалось в 1994—1995 гг. примерно на одном уровне.