Учебные материалы для студентов Экономика предприятия |
Экономика предприятияПредложениеСпросу противостоит предложение производителей товаров и услуг — количество товаров (услуг), предлагаемых к продаже на рынке по конкретной цене в известный период времени.
Объем товарного предложения включает в себя товары, находящиеся в оптовой и розничной торговле, а также товары в пути. Основной источник предложения на внутреннем рынке — сфера производства национальной экономики. Совокупное товарное предложение — это поступление по импорту и товарные запасы. Объем предложения на рынке зависит от следующих факторов: динамика цен на реализуемые товары; себестоимость производства; количество товаропроизводителей и др. При прочих равных условиях объем предложения определяется законом предложения, согласно которому товарное предложение увеличивается при росте цены и снижается при падении цены. Графически соотношение количества товаров на рынке и складывающихся цен отражает кривая предложения (рис. 2.2). Рис. 2.2. Кривая предложения Влияние увеличения цены на объем предложения измеряют коэффициентом эластичности предложения — процентное отношение изменения объема предложения к увеличению цены. Рыночной экономике присуща тенденция устанавливать определенное соответствие между спросом и предложением, называемое рыночным равновесием. Основу рыночного равновесия составляет равновесная цена, при которой количество товара, находящегося на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Точка равновесия спроса и предложения (Р) находится на пересечении кривых (рис. 2.3). Рис. 2.3. Равновесие спроса и предложения При цене Х количество находящегося на рынке товара соответствует предъявляемому на него спросу (У). При изменении параметров, определяющих местонахождение и форму кривых на графике, устанавливается новая точка равновесия спроса и предложения. Конъюнктура рынка Конъюнктура рынка — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на определенный момент времени, а также совокупность причин, обусловивших ее состояние. Рыночная ситуация характеризуется: соотношением спроса и предложения; емкостью рынка;* уровнем цен; темпами инфляции; устойчивыми и нарождающимися тенденциями функционирования рынка; степенью конкуренции; состоянием товарных запасов и другими показателями. * Возможный объем реализации товаров на рынке при определенных условиях за известный промежуток времени. Определяющее влияние на рыночную конъюнктуру оказывают: тенденции развития национальной экономики; финансовая, кредитная, налоговая и таможенная политика государства; эффективность внешней политики государства и состояние внешнеэкономических связей; демографическая ситуация в стране или регионе. Составная часть конъюнктуры рынка — конъюнктура торговли, которая отражает состояние торговли как отрасли в определенный момент времени. Показателями конъюнктуры торговли являются: скорость оборота товаров; обеспеченность предприятий товарными ресурсами; соотношение между динамикой цен на товары и динамикой спроса; тенденции изменения материально-технической базы сферы обращения; доходность торговых предприятий; степень коммерческого риска; динамика численности занятых в отрасли. Основные показатели современного состояния потребительского рынка В условиях экономической нестабильности в стране, реформирования отношений собственности и ряда других макроэкономических факторов, определяющих параметры функционирования национального хозяйства, ситуация на потребительском рынке значительно изменилась. К особенностям состояния рынка переходного периода можно отнести: в области предложения — • устойчивую тенденцию спада товарного производства в отечественной промышленности и сельском хозяйстве, усиленную структурным характером процесса; • сокращение поступления товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ; • незначительный объем закупок по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств; • заметный недостаток предложения дешевых товаров массового спроса, прежде всего товаров первой необходимости и детских товаров; • снижение качества товаров, в том числе импортных; появление на рынке множества фальсифицированных товаров; • относительную насыщенность рынка потребительских товаров; в области спроса — • снижение платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения; • резкую дифференциацию спроса как по объему, так и по структуре по группам населения, имеющим различный среднедушевой доход.* * Перераспределение спроса в сторону товаров первой необходимости для основной массы населения с одновременным появлением слоя населения с высокими и сверхвысокими доходами, предъявляющего спрос на дорогостоящие качественные товары. Анализ диспропорций, возникших в процессе развития потребительского рынка, выявил их прямую связь с процессом экономических реформ. С одной стороны, количество товаров, вовлеченных в рыночный оборот, резко увеличилось; с другой стороны, покупатели и производители (продавцы) стали самостоятельно решать вопросы закупок и поставок. Определяющее значение при формировании цен на товары имеют не столько потребительские качества товаров и общественно необходимые затраты на их производство, сколько условия приобретения и доставки товаров на рынок продавцами. Таким образом, насыщение и стабилизация положения на рынке стали во многом определяться действиями оптовых посредников, их количеством и организационно-экономическими условиями деятельности. Специфической чертой современного этапа переходного периода является наличие так называемого неорганизованного рынка (в том числе и "челночного бизнеса"). О его важной роли в формировании товарного предложения свидетельствует тот факт, что в 1994 г. оборот от неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 82 400 млрд. руб., или 38,6% от общего объема розничного товарооборота во всех каналах реализации.* Более того, за 1991—1994 гг. сложилась, как видно на рис. 2.4, устойчивая тенденция его роста. * См.: Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. — М.,1995. — С.108. Рис. 2.4. Динамика доли неорганизованной продажи товаров в общем объеме розничного товарооборота, % В 1995 г. в сфере обращения на самостоятельном балансе числилось 85,1 тыс. различных торговых предприятий и 8,9 тыс. предприятий общественного питания. Среднесписочная численность работников составляла соответственно 2545 и 387 тыс. человек. В негосударственном секторе было занято 83% от общего числа торговых предприятий, в том числе в розничной торговле — 84%, в общественном питании — 75%. Процесс приватизации государственной собственности в отраслях народного хозяйства получил наибольшее развитие в сфере обращения — в 1995 г. лишь 13% розничного товарооборота приходилось на предприятия государственной торговли. Темпы расширения негосударственного сектора в торговле приведены на рис. 2.5. Рис. 2.5. Распределение розничного товарооборота по формам собственности, % Особенности переходного периода нашли отражение в динамике основных показателей, характеризующих изменение состояния товарного рынка за последние годы. Одним из важнейших показателей является розничный товарооборот Данные таблицы свидетельствуют об устойчивой тенденции падения уровня жизни населения в 1991—1995 гг. — индекс физического объема розничного товарооборота в 1995 г. снизился по сравнению с 1991 г. на 11 пунктов. Из рассматриваемых пяти лет самым трудным оказался 1992 г., что нашло отражение в структуре потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Это единственный год, когда затраты на продукты питания достигли своего пика — 55% от общих расходов. Важным показателем состояния потребительского рынка является коэффициент насыщенности розничной торговли, который рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации товар был в продаже, к общему числу обследуемых городов* (рис. 2.6). * Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. — М.,1995. — С. 112. Рис. 2.6. Коэффициент насыщенности розничной торговли (включая рынок), % Приведенные данные свидетельствуют о высоких темпах насыщения рынка. Если, по данным экспертов, в 1992 г. продовольственные товары отсутствовали в каждом втором из 130 обследуемых городов, то спустя всего 2 года — лишь в 15 городах. Наличие непродовольственных товаров на рынке 92% обследованных городов в 1995 г. по сравнению с данными 1992 г. (70%) позволяет, кажется, сделать вывод, что эта рыночная ниша на данный момент практически заполнена. Однако детальное изучение вопроса показывает сохранение напряженности в обеспечении населения основными товарами (табл. 2.2). Из таблицы следует, что население еще имеет проблемы в приобретении говядины, яиц, а также ряда промышленных товаров первой необходимости. Отмечается нарастающее усиление зависимости потребительского рынка от импортных товаров, что проявляется в снижении в общем объеме реализации доли товаров, производимых в России (табл. 2.3). В 1995 г. в общем объеме товарных ресурсов поступление по импорту составило 54%. Поскольку оплата импортных поставок происходит в значительной степени за счет доходов от реализации за рубежом минеральных продуктов, металлов, драгоценных камней и изделий из них, а экономическое состояние этих отраслей имеет тенденцию к сокращению объемов добычи и переработки, то решение проблемы расширения отечественного производства товаров народного потребления имеет первостепенное значение. За 1991—1995 гг. качество питания населения заметно ухудшилось. Сократилось потребление таких важных в жизнедеятельности человека продуктов, как рыба, яйца, молоко, фрукты — соответственно на 35,7, 16,6, 28,5 и 14,3%. Низкий платежеспособный спрос основной массы населения выразился и в стремлении восполнить ежедневный рацион за счет наиболее дешевых продуктов — картофеля и хлеба. Потребление картофеля возросло на 14,3%, а потребление хлебопродуктов после "всплеска" в 1992—1993 гг. стабилизировалось в 1994—1995 гг. примерно на одном уровне. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |