Учебные материалы для студентов

Экономика предприятия


Экономика предприятия



Сущность торговой прибыли


Торговля - одна из основных отраслей народного хозяйства страны. Она - прямое продолжение процесса производства в сфере обращения, поскольку производство считается завершенным лишь после доведения товара до потребителя. Это производство не ради производства товара, а ради потребления. Поэтому торговое предприятие выступает важным звеном экономики и от эффективности его работы зависит и общая экономическая ситуация в стране.

Основным показателем эффективности торговой организации является прибыль. Это связано с тем, что в прибыли концентрируется эффект всей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Кроме того, прибыль является основным собственным внутренним финансовым источником, обеспечивающим развитие торгового предприятия на принципах самофинансирования.

Прибыль торговых предприятий определяется как разница между валовым доходом, скорректированным на внереализационные доходы и расходы, и издержками обращения. В настоящее время торговые предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении после уплаты налогов и обязательных платежей. За счет прибыли финансируются расходы на научно-исследовательские работы, модернизацию оборудования, строительство новых объектов, прирост оборотных средств, уплату процентов по ссудам, расходы на подготовку кадров. Прибыль направляется на финансирование перечисленных затрат непосредственно или через формирование соответствующих фондов, например, фонда социальной сферы предприятия. Перечень целевых фондов, создаваемых в торговле, их название, порядок формирования и использования определяются предприятиями самостоятельно.

Объем формирования прибыли торгового предприятия в значительной степени зависит от суммы его налоговых платежей. За счет какого бы источника и на какой бы стадии хозяйственной деятельности предприятия они не осуществлялись, в конечном счете, они уменьшают размер прибыли, остающейся в его распоряжении. Поэтому каждым торговым предприятием должны активно использоваться законные возможности минимизации налоговых платежей с тем, чтобы обеспечить увеличение размера чистой прибыли, а соответственно и темпов своего экономического развития.

Основным налогом, уплачиваемым непосредственно из прибыли, является налог на прибыль. Для целей налогообложения рассчитывается так называемая налогооблагаемая прибыль, которая равна балансовой прибыли, уменьшенной на суммы отчислений в резервные фонды, рентных платежей в бюджет, доходов по ценным бумагам (облагаются по специальной ставке) и т.д. и увеличенной на суммы превышения различных затрат над их нормативами.

Таким образом, вопросы формирования, использования и налогообложения прибыли взаимосвязаны. Получение высокого размера прибыли – еще само по себе ничего не значит. Многое зависит от того, насколько грамотна эта прибыль будет использована и от того, насколько удастся минимизировать налоговые платежи. В ином случае прибыль, какая большая бы она не была, будет безвозвратно утеряна, проедена и истрачена на налоги.

Формирование прибыли в предприятии розничной торговли

Основным видом прибыли торгового предприятия, характеризующим совокупный эффект всей хозяйственной деятельности, является балансовая прибыль. Она представляет собой сумму прибылей торгового предприятия от всех видов хозяйственной деятельности и включает в себя следующие результаты этой деятельности:

1) прибыль от реализации товаров и платных торговых услуг (или прибыль от торговой деятельности);

2) прибыль от реализации продукции неторговой деятельности;

3) прибыль от реализации другого имущества;

4) прибыль от внереализационных операций.

Разница между балансовой прибылью и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представляет собой чистую прибыль торгового предприятия или прибыль, остающуюся в его распоряжении.

В составе балансовой прибыли торгового предприятия основным (а во многих случаях - единственным) элементом ее формирования является прибыль, получаемая от торговой деятельности. Поэтому основное содержание работ по управлению прибылью на предприятиях торговли связано с управлением именно этим видом прибыли.

Валовой доход от реализации товаров торгового предприятия представляет собой сумму доходов, полученных от реализации товаров. Валовой доход формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость.

Издержки обращения торговых предприятий представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда, связанные с процессом продвижения и продажи товаров от мест производства до потребителя. По своей экономической сущности издержки обращения подразделяются на две части:

а) связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения и поэтому увеличивающие стоимость товара. К ним относятся расходы по перевозке, хранению, переработке и упаковке товаров;

б) связанные с превращением товарной формы в денежную. К ним относятся зарплата работников торговли, расходы на рекламу, административно-управленческие расходы, проценты за кредит, потери и убыль товаров и др.

Данные издержки не увеличивают стоимость товаров и целиком покрываются за счет торговых скидок с цены, предоставляемых торговым предприятиям поставщиком товаров. Издержки обращения планируются и учитываются в отчетности в двух показателях:

а) в абсолютной сумме всех издержек обращения в денежном выражении;

б) в виде уровня издержек обращения в процентах к товарообороту.

Важнейшим показателем хозяйственной деятельности торговых предприятий является уровень издержек обращения. На основе этого показателя оценивается степень выполнения торговым предприятием плана по издержкам обращения. Снижение уровня издержек обращения приводит к росту валового дохода (прибыли) предприятия, а следовательно, и эффективности его деятельности. Издержки обращения планируются и учитываются в разрезе отдельных слагаемых элементов:

• Расходы на перевозку товаров.

• Расходы на оплату труда.

• Расходы на аренду и содержание помещений.

• Амортизация.

• Отчисления в ремонтный фонд.

• Расходы на хранение, подработку и упаковку товаров.

• Расходы на торговую рекламу.

• Проценты за кредит.

• Отчисления на социальное страхование.

• Потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм.

• Прочие расходы.

Основными факторами, снижающими уровень издержек обращения, являются:

• рост объема розничного товарооборота;

• повышение производительности труда работников торговли;

• сокращение времени товарного обращения;

• рациональное использование основных и оборотных средств;

• повышение качества товаров и соответствие их ассортимента спросу населения;

• сокращение потерь и убыли товаров при транспортировке и хранении.

В процессе управления прибылью торгового предприятия решаются две основные задачи: 1) повышение общей суммы прибыли в процессе ее формирования; 2) эффективное распределение полученной прибыли по отдельным направлениям ее использования. Среди этих задач приоритетной является первая, т.к. от ее решения во многом зависят формы и пропорции распределения прибыли на предприятии.

Механизм управления формированием суммы балансовой прибыли от реализации товаров строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения торгового предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» (Cost-Volume-Profit Relationships или CVP), позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров и обеспечить эффективное управление этим процессом.

В процессе управления формированием прибыли от реализации товаров с использованием системы CVP торговое предприятие решает ряд задач:

1. Определение объема реализации товаров, обеспечивающего безубыточную торговую деятельность. Для достижения «точки безубыточности» своей деятельности торговое предприятие должно обеспечить такой объем реализации товаров, при котором сумма чистого дохода (валового дохода за минусом налоговых платежей, осуществляемых из него) сравняется с суммой издержек обращения, как постоянных, так и переменных. Этот объем реализации товаров может быть определен на предприятии по следующей формуле:

Ртб = ИО пост. / (Учд – Уипер),

где Ртб - объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности;

ИО пост. - сумма постоянных издержек обращения;

Учд - уровень чистого дохода от реализации товаров к товарообороту, %;

Уипер - уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %.

2. Определение плановой суммы балансовой прибыли от реализации товаров при заданных плановых значениях объема товарооборота, доходов и издержек обращения (эта задача может иметь и обратную постановку: определение необходимого объема товарооборота при заданной целевой сумме балансовой прибыли от реализации товаров).

При запланированном объеме реализации товаров (Ртцп) предприятие может получить определенную сумму прибыли (ТЦП - ТБ), на размер которой сумма чистого дохода будет превышать сумму издержек обращения, как постоянных, так и переменных. Это может быть интерпретировано и в обратном варианте: при запланированной сумме целевой прибыли (она характеризует поле между точкой целевой прибыли и точкой безубыточности) плановый объем реализации товаров должен находится в точке Ртцп. Этот объем реализации товаров может быть определен на предприятии по следующей формуле:

Ртцп = (ИО пост. + ПЦ)*100 / (Учд – Уипер),

где Ртцп - объем реализации товаров, обеспечивающий получение плановой (целевой) суммы балансовой прибыли от торговой деятельности;

ИО пост. - сумма постоянных издержек обращения;

ПЦ - сумма плановой (целевой) балансовой прибыли;

Учд - уровень чистого дохода от реализации товаров к товарообороту, в %;

Уипер - уровень переменных издержек обращения к товарообороту, в %.

На основе графика, приведенного на рис. 1.1.1, можно определить также «предел безопасности» (ПБ) или «запас финансовой прочности» предприятия, т.е. размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность.

Предел безопасности рассчитывается по следующей формуле:

ПБ = Ртцп — Ртб,

где ПБ - объем товарооборота (реализации товаров) предприятия, обеспечивающий предел его безопасности (запас финансовой прочности);

Ртцп - объем реализации товаров, обеспечивающий получение плановой (целевой) суммы балансовой прибыли от торговой деятельности;

Ртб - объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности.

Уровень безопасности или финансовой прочности может быть выражен и относительной величиной - коэффициентом безопасности (коэффициентом финансовой прочности), обеспечиваемой запланированной (целевой) суммой прибыли. Его расчет осуществляется по следующей формуле:

КБ = ПБ / Ртцп,

где КБ - коэффициент безопасности (финансовой прочности);

ПБ - объем реализации товаров, обеспечивающий предел безопасности;

Ртцп - объем реализации товаров, обеспечивающий получение плановой (целевой) суммы балансовой прибыли от торговой деятельности.

3. Определение возможных результатов роста суммы балансовой прибыли от реализации товаров при оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек обращения. Соотношение постоянных и переменных издержек обращения предприятия носит название операционный леверидж.

Эффект операционного левериджа может быть определен по формуле:

Эол = Пбп / Пчд,

Где Эол - эффект операционного левериджа;

Пбп - прирост суммы балансовой прибыли, в %;

Пчд - прирост объема чистого дохода, в %.

Таким образом, механизм управления формированием суммы прибыли торгового предприятия с использованием системы «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» построен на ее зависимости от следующих основных показателей:

а) объема реализации товаров;

б) суммы и уровня чистого дохода (валового дохода за минусом налоговых платежей, осуществляемых из него);

в) суммы и уровня переменных издержек обращения;

г) суммы постоянных издержек обращения;

д) соотношения постоянных и переменных издержек обращения.

Эти показатели могут рассматриваться как основные факторы формирования суммы прибыли от реализации товаров, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты.