Учебные материалы для студентов

Экономика предприятия


Экономика предприятия



Понятие и необходимость наличия товарных запасов в торговых организациях


Согласно ГОСТ Р 51303-99 "... товарные запасы – количество товаров в денеж-ном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату". То есть, товарные запасы – это вся товар-ная масса, находящаяся в сфере обращения и предназначенная для реализации.

Традиционно к товарным запасам торговых организаций не относят: активы, срок использования которых превышает 12 месяцев; а также активы, характеризуемые как незавершенное производство.

Процессам обращения товаров на потребительском рынке должны быть прису-щи стабильность и непрерывность, что поддерживается постоянным наличием некоторой величины товарных запасов. Пока любой товар не продан, его рас-сматривают как составную часть товарных запасов. Только при переходе из сферы обращения в сферу потребления товарные запасы перестают быть тако-выми. Поэтому можно утверждать, что конечной целью существования товар-ных запасов является их продажа.

В качестве характерной особенности можно выделить ту, что в торговых орга-низациях товарные запасы присутствуют всегда – ни о каких технологиях без наличия товарных запасов (в отличие от производства) в торговле речи не идет; здесь скорее требуется оптимизация их величины, управление размерами то-варных запасов.

Товарные запасы не приносят торговым организациям ничего, кроме затрат и издержек. Доходы и прибыль приносит товарооборот (реализация товарных за-пасов). Учитывая, что товарные запасы – это замороженные средства, то прода-вец объективно заинтересован в скорейшей реализации – сокращении времени пребывания товаров в форме запасов. Кроме того, очевидно, что затраты и из-держки, связанные с нахождением товаров в форме товарных запасов, будут включаться в цену в максимально возможном объеме. Поэтому и потребитель, пусть и косвенно, но также заинтересован в сокращении времени нахождения товаров в сфере обращения.

С другой стороны, размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торговой организации.

Формирование и поддержание оптимальной пропорции между величиной товаро-оборота и размерами товарных запасов – одна из наиболее важных задач торго-вых организаций.

Недостаточная величина запасов вызывает сложности с обеспечением товарообо-рота. Излишние запасы – это дополнительные потери, рост расходов по хранению запасов, увеличение потребности в кредитах и, соответственно, повышение про-центных выплат по ним, что в совокупности ухудшает общее финансовое состоя-ние организации.

Необходимость образования товарных запасов вызывается многими факторами:

– сезонными колебаниями в производстве и потреблении товаров;

– случайными колебаниями спроса и предложения товаров;

– несоответствием между производственным и торговым ассортиментом товаров;

– особенностями в территориальном размещении производства;

– условиями транспортировки товаров;

– условиями реализации товаров;

– интервалами завоза товаров;

– звенностью товародвижения;

– состоянием материально-технической базы торговли, предопределяющей воз-можности для хранения товара.

Таким образом, существование товарных запасов как явления, обусловлено необ-ходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров, его надежно-сти и непрерывности.

Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах произ-водственных предприятий1, в пути, на складах оптовых и розничных торговых ор-ганизаций.

Вопрос местонахождения товарных запасов в последнее время приобретает все большее значение. В данный момент большинство товарных запасов сконцен-трировано в розничной торговле, что признать положительным моментом никак нельзя (хотя понять можно: одна из главных причин – инфляционные ожидания). Перераспределение запасов должно осуществляться в пользу оптовой торговли, которая более приспособлена и имеет больше материальных возможностей, соот-ветствующих технологии для работы со значительными товарными массами.

Основная цель образования товарных запасов в оптовой торговле – работа с боль-шими объемами товаров для обслуживания потребителей (в первую очередь – роз-ничных предприятий); а в розничной торговле – формирование широкого и устой-чивого ассортимента для удовлетворения спроса покупателей – физических лиц, но никак не обработка товарных потоков.

Диспропорции в размещении товарных запасов связаны также с разрушением суще-ствовавшей ранее системы оптовой торговли. Отсутствие каких-либо альтернатив оптовым торговым предприятиям привело к усложнению системы хозяйственных связей, существенному ухудшению товароснабжения. И хотя в настоящее время многие сетевые торговые структуры создают собственные оптовые подразделения (распределительные центры), но их количество столь мало, что не может оказывать влияние на процессы товародвижения в целом, и размещение товарных запасов в частности.

Товарные запасы, которые находятся непосредственно в торговых организациях, могут подразделяться:

– на товарные запасы, проходящие стадию приемки и обработки;

– товарные запасы в торговом зале для демонстрации и показа;

– страховые товарные запасы и т. д.

Главным признаком классификации товарных запасов является их назначение. По этому признаку можно выделить следующие их группы:

– товарные запасы текущего хранения – предназначаются для обеспечения по-вседневных нужд торговли, являются самой большой по величине частью товар-ных запасов;

– товарные запасы сезонного назначения – для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения;

– товарные запасы досрочного завоза – для обеспечения бесперебойной торгов-ли в отдаленных местностях на протяжении периода между сроками завоза това-ров;

– целевые товарные запасы – для осуществления определенных целевых меро-приятий (например, для проведения выставок).

Распределение товарных запасов на группы по признаку назначения актуально по-тому, что традиционно большинство методов анализа и управления применяется к товарным запасам текущего хранения, в то время как другими группами товарных запасов управляют на основании данных прошедшего периода…

1Продукция промышленных предприятий, хранящаяся на складах готовой продукции, может признаваться товарны-ми запасами в тех случаях, когда она оплачена торговыми организациями, но не получена. – Примеч. авт.

Полностью статья опубликована

в журнале "Торговый эксперт" № 3 (май-июнь) 2007