Учебные материалы для студентов Экономика предприятия |
Экономика предприятияПОТРЕБНОСТИ — ИСХОДНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКАПотребности. Спрос. Предложение. Конъюнктура рынка. Основные показатели современного состояния потребительского рынка Потребности Общественные потребности, возникновение которых обусловлено общественным развитием и связано с необходимостью создания условий для функционирования общества и обеспечения жизнедеятельности его членов, состоят из двух взаимосвязанных частей: потребности общества; личные потребности.
Потребности человека порождены самой его организацией как социально-биологического существа, поскольку без непрерывного удовлетворения разнообразных потребностей жизнедеятельность людей невозможна. Первоосновой, побуждающей индивидуума к деятельности, является удовлетворение той или иной потребности. Существуют различные классификации потребностей. Например, всемирно известный американский социальный психолог А. Маслоу считает, что человеческие потребности можно расположить в следующем иерархическом порядке: физиологические потребности; потребности в самосохранении; потребности в любви; потребности в уважении; потребности в самоутверждении.* * См.: Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. — М.,1989.— С. 192. Заслуживает внимания и его замечание относительно появления каждой новой потребности только после предварительного удовлетворения (не обязательно полностью) предыдущей. К. Маркс, классифицируя потребности по их функциональному назначению, разделял их на физические, интеллектуальные и социальные.* * Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.— С. 243—244. От удовлетворения физических потребностей человека (который должен есть, пить, иметь жилище и одеваться, чтобы быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством) зависит его жизнедеятельность как биологического существа. Иными словами, физические потребности являются самыми насущными. Уровень и состав физического потребления — материальная основа определенного образа жизни, формирующая требования к социальным и духовным потребностям. Степень развития личного потребления отражает состояние производительных сил и развития производственных отношений, поскольку объем и структура личного потребления характеризует возможности участия индивидуума в общественном хозяйстве, т.е. его профессиональную подготовку, интеллектуальный потенциал и пр. Потребности как система характеризуются единством личных и производственных экономических потребностей, при котором личные потребности являются целью общественного производства, а производственные экономические потребности — средством ее достижения. С позиций концепции маркетинга заслуживает внимания определение потребности, данное Ф. Котлером, как нужды, т.е. ощущаемого человеком недостатка чего-либо, принявшего специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.* (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |