Учебные материалы для студентов

Экономика предприятия


Экономика предприятия



Функции торгового предприятия


Функции торгового предприятия обусловлены функциями торговли как экономической категории. Основная функция — продажа (реализация) товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную, что можно представить в виде формулы Д—Т—Д или графически (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Реализация функций торгового предприятия

Для реализации основной функции торговое предприятие выполняет множество сопутствующих функций: изучает спрос потребителей, заключает договоры на поставку товаров, организует доставку товаров из мест их производства в места потребления, обеспечивает хранение товаров, формирует товарный ассортимент и др.

Критерии эффективности деятельности торгового предприятия

Цель общественного производства определяется экономическими законами развития общества и имеет объективный характер. По определению академика Н.П.Федоренко, "цель есть одна из самых общих характеристик сущности системы, ее важнейший структурный элемент, характеризующий основной закон движения системы в целом".*

В научной литературе существуют различные подходы к пониманию цели общественного развития. Среди наиболее видных представителей экономической мысли, оказавших существенное влияние на формирование различных направлений в современной политической экономии, наибольший вклад в обоснование назначения рыночной экономической системы внесли Дж-К.Гелбрейт, Дж.М.Кейнс, К.Маркс, А.Маршалл, У.Ростоу.

Известный английский экономист Дж.М.Кейнс, произведший существенную перестройку политической экономии времен рыночной экономики свободной конкуренции в соответствии с особенностями современного механизма воспроизводства, в своих рассуждениях опирался на положение, что "... потребление представляет собой единственную цель всякой экономической деятельности".*

По мнению Дж.К.Гелбрейта, одного из основоположников "теории государства благоденствия", назначение экономической системы состоит в том, "чтобы производить материальные блага и оказывать услуги, которые нужны людям".* Более того, он считал, что "наилучшая экономическая система — эта та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они более всего нуждаются".**

Основоположник теории "общества массового потребления" У.Ростоу в широко известной работе "Стадии экономического роста", приводя классификацию этапов экономического развития, высшую, пятую, стадию называет "обществом высокого уровня массового потребления".

Нетрудно заметить, что в приведенных определениях прослеживается общая позиция — развитие экономической системы в условиях современного состояния производительных сил направлено на максимальное удовлетворение многообразных потребностей людей.

С другой стороны, К.Маркс, анализируя содержание и цели капиталистического производства своего времени, пришел к выводу, что "производство прибавочной стоимости, или извлечение прибавочного труда, составляет специфическое содержание и цель капиталистического производства".*

Мы не видим противоречий в столь на первый взгляд разных утверждениях. С позиции общества функционирование экономической системы должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Однако деятельность предприятий (фирм, корпораций) подчинена цели получения прибыли. Убедительные примеры, подтверждающие предположение о максимизации прибыли как единственном долговременном финансовом интересе любой фирмы, приведены в различных изданиях, посвященных экономической теории рыночных отношений.* Реализовать же эту цель на современном уровне состояния производства, особенно в странах с высокоразвитой рыночной экономикой, предприятия могут лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей, обеспечивая тем самым их благосостояние и общественный прогресс в целом.

Следовательно, долговременной целью деятельности торгового предприятия является максимизация прибыли. Вместе с тем наряду с названным критерием в зависимости от конкретных условий, носящих краткосрочный, преходящий характер, могут существовать и другие критерии — увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.

Предприятие массового питания

В удовлетворении потребностей населения наряду с предприятиями торговли менее заметную, но важную роль играют предприятия массового питания. Экономическое содержание деятельности таких предприятий позволяет отнести их одновременно к сферам материального производства, обращения, услуг и потребления.

Выполняя функции производства, реализации и организации потребления пищи, как правило органически связанные и совпадающие во времени и пространстве, предприятия массового питания удовлетворяют одну из основных личных потребностей людей. Объектами реализации на рынке являются готовая к потреблению пища и услуги по ее общественно организованному потреблению.

В процессе производства предприятия создают продукцию, имеющую потребительную стоимость, отличную от потребительной стоимости продуктов питания, использованных на предприятии в качестве исходного сырья. Товарное обращение в системе массового питания проявляется в смене форм стоимости и смене собственника продукции. Произведенная продукция обменивается на денежные доходы населения и поступает в личную собственность, перемещаясь таким образом в завершающую стадию движения продукта — сферу потребления.*

В отличие от предприятий торговли продовольственными товарами предприятиям массового питания присуща еще одна (помимо функции производства) специфическая функция — организация потребления, обусловленная двумя обстоятельствами: с одной стороны, предприятия массового питания производят готовый, предназначенный для немедленного потребления продукт, с другой стороны, у потребителей существует потребность в общественно организованном питании.

Функции, выполняемые предприятиями массового питания, обусловили особенности их товарных запасов, к которым относятся:

пищевое сырье для обеспечения процесса производства кулинарных и кондитерских изделий;

готовая продукция;

товары, поступившие от оптовых торговых предприятий или предприятий пищевой промышленности и не требующие дополнительной обработки (фрукты, вино, табачные изделия и др.).

Содержание хозяйственной деятельности определило структуру затрат, или издержек производства и обращения. В зависимости от экономического назначения издержки предприятий массового питания можно разделить на 5 групп:

оплата труда работников;

материальные затраты в процессе производства;

реализация и организация потребления;

оплата услуг других отраслей;

материальные потери при перевозках, хранении, переработке и реализации.

Большое влияние на размер издержек оказывает изменение объема и состава товарооборота.* По этому признаку издержки предприятий массового питания делятся на 2 группы:

условно-постоянные, абсолютная величина которых не зависит или зависит в незначительной степени от объема товарооборота и выпуска продукции (расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, сооружений; амортизация основных средств);

условно-переменные, затраты по которым зависят от изменения указанного признака (транспортные расходы, оплата труда, расходы на топливо, электроэнергию и др.).

* Состав и структура товарооборота предприятий массового питания рассмотрены в главе 5.

При оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятий массового питания кроме показателей, используемых в предприятиях торговли (прибыль, товарооборот и др.), рассчитывают показатели, присущие только этому виду услуги, — оборот по продукции собственного производства, оборачиваемость мест торгового зала, себестоимость кулинарной продукции и др.