Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Экономика предприятия



Экономика предприятия



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ XYZ-АНАЛИЗА


XYZ-анализ позволяет провести классификацию товаров в зависимости от характера их реализации, что повышает точность прогнозов изменения их объема продажи.

За основу XYZ-анализа берутся те же товарные группы, что и при АВС-анализе (кроме прочих товаров, поскольку разделение товарной группы на более мелкие затруднено), и используется метод ранжирования «от меньшего к большему».

В процессе XYZ-анализа изучаются коэффициенты вариации, характеризующие неравномерность реализации различных товаров или товарных групп по отдельным периодам.

В процессе XYZ-анализа рассчитываются коэффициенты вариации для каждой группы товаров по кварталам, затем товары ранжируют в порядке возрастания коэффициента вариации.

Все товары, которые имеют значение коэффициента неравномерности от 0 до 10%, относятся к категории Х. Их реализация стабильна (как правило, в пределах определенных норм), что позволяет прогнозировать объем их реализации с высокой степенью точности (на год, по кварталам и месяцам).

К категории Y относятся те товары, коэффициент вариации по которым находится в пределах от 10 до 25%. Их реализация характеризуется известными тенденциями (например, сезонными колебаниями). Прогнозирование объема товарооборота по этим товарам не дает результатов высокой точности.

Остальные товары, имеющие коэффициент вариации более 25%, относятся к категории Z. Их реализация нерегулярна, динамика продажи неравномерна, какие-либо тенденции отсутствуют. Поэтому прогноз точности объема их реализации невозможен.

В табл. 15. приведен пример ранжирования товарных групп посредством XYZ-анализа.

Графически распределение товаров по группам X, Y, Z можно представить в виде кривой (рис. 5).

Более точный выбор товарных групп в качестве важнейшего объекта управления товарооборотом позволяет обеспечить объединение результатов АВС- и XYZ-анализа. Эта процедура помогает разделить все товары на девять групп, каждая из которых имеет две характеристики: доля в товарообороте (величина спроса) и неравномерность реализации (рис. 6).

Проведение совместно АВС- и XYZ-анализа позволяет предприятию разработать подходы к управлению товарным ассортиментом по каждой из сформированных групп (AX, AY, AZ, BX, BY, BZ, CX, CY, CZ). В управлении этими категориями товаров существуют определенные закономерности.

Группы AX, AY, AZ требуют наибольшего внимания; для них необходимы тщательное планирование товарооборота, расчет нормативов, постоянный учет, контроль и анализ отклонений от плана и нормативов.

Для товаров группы AX следует рассчитывать оптимальный размер закупок, разрабатывать точные графики поставки.

Для группы AZ при расчете норматива обязательно рассчитывается величина страхового запаса.

Товары, входящие в группы CX, CY, CZ, управляются одинаково. Планирование продажи таких товаров происходит обычно на текущий год, анализ и контроль осуществляются органами низших ступеней управления.

Товары категорий BX, BY, BZ имеют свои особенности, которые могут выражаться, например, в совпадении периода их планирования или в различиях способов доставки.

Проанализировав все товары или товарные группы предприятия по их доле в объеме товарооборота, неравномерности реализации, доле в общей сумме прибыли от реализации, руководство предприятия получит три списка товаров группы А. Товары, входящие во все три списка, должны представлять собой предмет пристального внимания. Торговому предприятию необходимо стремиться в первую очередь реализовать эти товары, поскольку именно они являются основным источником доходов, обеспечивают наибольший объем товарооборота.

Использование АВС- и XYZ-анализа позволяет предприятию оптимизировать ассортимент товаров, наиболее полно удовлетворять спрос потребителей, ускорить оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, создать оптимальные запасы товаров, снизить затраты на товародвижение.







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen