Учебные материалы для студентов

Экономика предприятия


Экономика предприятия



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АВС-АНАЛИЗА


Для анализа и планирования структуры товарооборота можно использовать АВС-анализ. Это важный инструмент управления товарооборотом, особенно для предприятий торговли, реализующих широкий ассортимент товаров. На практике анализировать, планировать и контролировать сразу все товары и товарные группы – очень дорогое и трудоемкое мероприятие.

АВС-анализ позволяет выделять группы товаров, которые являются для предприятия наиболее важными, поскольку обеспечивают значительную часть товарооборота, а следовательно, и большую часть доходов. Спрос на них относительно стабилен и высок, поэтому перебои в торговле ими недопустимы.

АВС-анализ связан с широко распространенным явлением, известным как правило «20 – 80», которое открыл и теоретически обосновал В. Парето.

В торговле это правило проявляется следующим образом:

80% товарооборота предприятия определяется 20% входящих в него товаров;

80% ежедневного объема товарооборота реализуется за 20% рабочего времени;

80% объема поступающих товаров обеспечивают 20% поставщиков.

АВС-анализ может быть применен в различных областях управления предприятием торговли: для более детального изучения групп товаров, групп покупателей и областей продаж; для классификации товаров в соответствии с их значимостью для предприятия; для выделения наиболее важных расходов в области торгово-технологического процесса.

АВС-анализ проводится в несколько этапов:

1. Собирается информация о реализации товаров по товарным группам, по данным бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

2. Выбирается классификационный признак для проведения АВС-анализа – доля товарной группы в товарообороте.

3. Товарные группы делятся на категории А, В, С методом ранжирования, т.е. распределения товаров на группы по удельному весу в общем объеме реализации по принципу «от большего к меньшему» в убывающей последовательности (табл. 13).

4. Группы товаров, удельный вес реализации которых нарастающим итогом в общем объеме товарооборота составляет приблизительно 75-80%, относят к категории А; при 10-15% – к категории В; остальные – к категории С.

На основе АВС-анализа можно определить, какими товарами предприятию предпочтительнее заниматься, и поэтому именно на них руководству следует сконцентрировать свои усилия.

Распределение товарных групп по категориям А, В, С

Категория товара

Группы товаров

А

В

С

Галантерея, сувениры, посуда, моющие средства

Пряжа, пуговицы, фурнитура, зонты

Канцелярские товары, металлическая галантерея, пласт-масса, мыло, прочие товары

Графически распределение товаров на группы А, В, С можно представить в виде кривой Лоренца (рис. 4).

По результатам АВС-анализа делают следующие выводы:

1. Товары группы А должны представлять наибольший интерес для предприятия. Они требуют особенно тщательного анализа и планирования, в том числе таких мероприятий, как посто-янный учет и контроль; точный анализ цен закупок; постоянный анализ рынка; детальный анализ структуры затрат; более тщательная подготовка продажи; регулярный контроль запасов.

2. К группе В относятся товары, которые пользуются меньшим спросом; к группе С – товары еще более редкого спроса. Однако концентрация усилий предприятия на товарах А не должна означать, что группы В и С упускаются из виду. По ним могут быть налажены упрощенный складской учет, продажа и закуп большими партиями, что позволит снизить затраты на их создание и хранение.

АВС-анализ позволяет классифицировать товары только с учетом величины спроса и объема реализации. При этом не учитывается неравномерность их реализации, т.е. колебания спроса.