Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Экономика предприятия



Экономика предприятия



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА


Следующей задачей анализа товарооборота является изучение, количественное измерение и обобщение влияния различных факторов на динамику и изменение объема товарооборота. В начале факторного анализа изучают влияние различных факторов на объем и структуру товарооборота, затем – связи между факторами и отбирают наиболее значимые из них, оказывающие наибольшее влияние на изменение объема реализации. Эта информация используется при планировании товарооборота.

Соотношение различных факторов постоянно меняется. Торговое предприятие должно знать общее состояние рынка, величину существующего спроса, темп его изменения, уровень рыночных цен, влияние конкуренции и т.п., на какие виды и сегменты ему нужно ориентироваться при планировании объема и структуры товарооборота.

Важнейший фактор развития товарооборота – обеспеченность предприятия товарными ресурсами. Как основной вид ресурсов предприятия товарные ресурсы оказывают непосредственное влияние на состояние почти всех показателей хозяйственной деятельности, поскольку они неразрывно связаны с многими сторонами хозяйственной деятельности.

На товарооборот влияют периодичность и объем поступления товаров, изменение товарных запасов на начало и конец периода, прочее выбытие товаров (товарные потери, уценка, бой, лом, порча и др.).

Зависимость между товарооборотом, товарными ресурсами и их использованием выражается формулой товарного баланса:

запасы товаров на начало и конец отчетного периода;

поступление товаров;

товарооборот;

прочее выбытие товаров.

Исходя из этого можно определить влияние каждого показателя товарного баланса на объем товарооборота по формуле

Анализ влияния факторов можно провести методом абсолютных разниц (табл. 6).

Путем вычитания результатов первого расчета из второго, второго расчета – из третьего и т.д. можно определить влияние на товарооборот каждого слагаемого товарного баланса. На сумму изменения объема товарооборота изменения различных элементов товарного баланса повлияли следующем образом:

1. Запасы товаров на начало периода:

О2 – О1 = 19323,9 – 16495,4 = 2828,5.

2. Поступление товаров:

О3 – О2 = 61798,7 – 19323,9 = 42474,8.

3. Прочие выбытия товаров:

О4 – О3 = 61853,6 – 61798,7 = 54,9.

4. Запасы товаров на конец периода:

О5 – О4 = 58526,7 – 61853,6 = –3326,9.

5. Общее отклонение:

О5 – О1 = (58526,7 – 16495,4) = +42031,3.

Величина отклонений может быть рассчитана и как результат алгебраического сложения отклонений по каждой позиции: +2828,5 + 42474,8 + 54,9 – 3326,9 = +42031,3.

Важным контрольным моментом факторного анализа является проверка правильности проведенных расчетов. Для этого фактическую величину отклонений сравнивают с величиной, полученной при расчетах. В нашем примере эти показатели совпадают, что свидетельствует о правильности выбранного метода.

Увеличение начальных запасов и поступлений товаров положительно влияет на сумму их реализации; уменьшение же, наоборот, способствует сокращению ее размеров. Уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов приводят к росту товарооборота, а их увеличение – к его снижению.

Однако при оценке влияния этих факторов следует учитывать, что товарные запасы на начало периода только тогда являются положительным фактором, когда они соответствуют спросу по цене, качеству, ассортименту, количеству. Если в составе запасов и поступающих товаров имеются не соответствующие этим требованиям товары, то это отрицательно влияет на объем товарооборота.

Метод балансовой увязки упрощает расчет величины, характеризующей влияние каждого показателя-фактора. Она определяется как разность между фактическим и плановым значениями показателя-фактора, a направления влияния либо совпадают со знаком полученной величины (для тех слагаемых, которые стоят в алгебраической сумме со знаком «+»), либо противоположны ему (для тех слагаемых, которые стоят в алгебраической сумме со знаком «–»).

Методика расчета влияния различных элементов товарного баланса на товарооборот используется и при анализе реализации товаров по различным товарным группам.

При анализе влияния товарных ресурсов на товарооборот изучаются показатели эффективности их использования: объем товарооборота, приходящийся на 1 р. товарных ресурсов; объем товарных ресурсов на 1 р. товарооборота.

К частным показателям эффективности относится доля прочего выбытия товаров в общем объеме товарных ресурсов или в объеме товарооборота. Часто прочее выбытие возникает в связи с потерями товаров, уценкой, порчей и недостачами, что приводит не только к снижению товарооборота, но и недополучению доходов от реализации. Поэтому важно не только анализировать удельный вес товарных потерь, но и причины их возникновения.

Проведение анализа товарных ресурсов способствует изучению их влияния на результаты деятельности предприятия.

От того, насколько рационально формируются товарные ресурсы, зависит не только удовлетворение платежеспособного спроса населения, но и качественные показатели торговой деятельности, экономическая эффективность работы предприятия.

Значительное влияние процесс формирования товарных ресурсов оказывает на величину издержек обращения. В частности, от размера товарооборота зависят величина товарных запасов, расходы на транспортировку, хранение товаров, аренду и содержание помещений, на амортизацию основных средств, расходы по заработной плате и др. Практически все статьи издержек обращения прямо или косвенно связаны с процессом формирования товарных ресурсов. В свою очередь, эффективность формирования и использования товарных ресурсов влияет на размеры получаемой прибыли, рентабельность предприятия.

Ощутимое влияние формирование товарных ресурсов оказывает и на состояние других показателей хозяйственно-финан-совой деятельности предприятий торговли. Так, в случае формирования ассортимента товаров, не отвечающего потребностям населения, происходит рост товарных запасов, удлиняется период обращения товаров, что требует вовлечения дополнительных средств и может вызвать недостаток оборотных средств, нарушение платежной дисциплины. Это влечет со стороны поставщиков и кредитных организаций негативное отношение к предприятию, применение санкций за несвоевременную оплату товаров и, наконец, приводит к росту процентов за кредит, вплоть до отказа от сотрудничества.

Выполнение плана товарооборота во многом зависит от трудовых факторов: укомплектованности штата продавцами, кассирами, контролерами и др.; правильности использования фонда рабочего времени; режима работы предприятия; производительности труда и выработки торгово-оперативных работников. Выработка характеризуется объемом товарооборота на одного торгово-оперативного работника. Она определяется путем деления товарооборота на среднесписочную численность этих работников.

При анализе можно использовать различные методы, в том числе интегральный метод. Изменение объема товарооборта за счет изменения численности рассчитывается по формуле

Прочие факторы: –7,7 тыс. р. Общее влияние: 42031,3 тыс. р.

Затем аналогично рассчитывают степень влияния изменения численности и выработки на товарооборот.

Важным условием проведения анализа влияния этих факторов на товарооборот является приведение показателей в сопоставимый вид.

Расчеты можно также проводить методом абсолютных

В нашем примере в результате роста численности торгово-оперативных работников товарооборот возрос на 982 тыс. р.

Влияние изменения выработки на товарооборот определяют умножением уровня отклонения выработки на одного работника от плана на фактическую среднесписочную их численность:

Как видим, рост среднегодовой выработки привел к увеличению товарооборота на 41047 тыс. р.

Расчет влияния трудовых факторов на товарооборот можно провести методом цепных подстановок, выразив товарооборот через произведение численности и выработки. Расчет производится по методике, изложенной выше.

На изменение товарооборота, кроме изменения численности, влияют средняя продолжительность рабочего дня, среднее количество дней, отработанное одним работником, среднечасовая выработка на одного работника.

Влияние перечисленных факторов на товарооборот выражают через их взаимосвязь как произведение:

Расчет производят методом цепных подстановок, описанным выше. Для этого можно составить таблицу. Другие методики определения влияния трудовых факторов на товарооборот рассматриваются при изучении темы «Трудовые ресурсы».

Следующая группа – факторы, связанные с состоянием и использованием материально-технической базы предприятия. На изменение товарооборота значительно влияют состав и структура основных производственных фондов. Перевооружение предприятий современным оборудованием, внедрение прогрессивных форм торговли и новых технологий приводит к росту производительности труда, улучшению обслуживания, привлечению новых покупателей, вследствие чего растет товарооборот.

Изменение объема товарооборота может произойти в результате изменения торговой площади, эффективного или неэффективного ее использования. Прирост торговой площади и более рациональное ее использование, как правило, приводят к росту товарооборота. Использование торговой площади характеризуется размером товарооборота на 1 м2. Измерить влияние размера торговой площади и эффективности ее использования на товарооборот можно с помощью метода цепных подстановок или метода абсолютных разниц, рассмотренных выше.

После изучения динамики товарооборота и измерения влияния факторов на его размер производят подсчет неиспользованных возможностей и резервов роста. Резервы роста товарооборота можно свести в таблицу, в которой будут перечислены направления резервов и возможный объем роста товарооборота.

Для экономического обоснования резервов увеличения товарооборота анализируют данные конкурентов о товарообороте на 1 м2 торговой площади, данные аналогичных предприятий, имеющих такую же специализацию, структуру товарооборота и работающих в подобных условиях. Несмотря на большую сложность получения такой информации, она позволяет повысить возможности предприятия в направлении увеличения товарооборота при существующей специализации, более полного использования торговой площади, применения совершенных методов продажи товаров.

В завершение анализа товарооборота по результатам расчетов следует сделать выводы о причинах изменений его показателей. Например, в невыполнении плана товарооборота могут быть виноваты работники предприятия, которые своевременно не заключили договоры с поставщиками или недостаточно изучили покупательский спрос на отдельные товары. В невыполнении задания по товарообороту может быть виновен поставщик, который нарушил условия договора по объему, ассортименту или срокам поставки товаров. Кроме того, необходимо выявить, чем было вызвано снижение удельного веса товарооборота того или иного квартала в годовом объеме товарооборота – объективными причинами (факторами рыночной среды, сезонными колебаниями спроса и т.п.) или просчетами и ошибками самого предприятия.

При анализе товарооборота важно также периодически изучать следующую информацию:

а) количество покупателей (ежедневное, еженедельное, ежемесячное). Методом сравнения рассчитывается отклонение от прошлых периодов;

б) средний объем продаж на одного покупателя. Этот показатель рассчитывается делением объема продаж за неделю на количество покупателей. Количество покупок определяют по показателям кассовых аппаратов. Важнейшей целью оптимизации товарооборота должно быть увеличение показателей средних

продаж;

в) товарооборот за неделю (общий объем и по каждому отделу, секции; нарастающим итогом); наиболее интенсивная его реализация в течение месяца, недели, дня.

Анализ товарооборота должен сопровождаться изучением рынка (тенденций его развития, размещения и специализации торговых предприятий, ассортимента предлагаемых ими товаров, распределения долей рынка между поставщиками, условий поставки товаров, характера предоставляемых услуг поставщиками). Несмотря на то что в действительности такую информацию получить достаточно сложно, она позволяет предприятию оценить свои шансы на рынке, сформировать целевой рынок и определить пути повышения эффективности деятельности.







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen