Учебные материалы для студентов

Экономика предприятия


Экономика предприятия



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА


После расчета сопоставимого товарооборота анализируется динамика его общего объема в действующих и сопоставимых ценах за ряд лет, рассчитываются среднегодовые, цепные, базисные темпы его изменения, делаются выводы о тенденциях развития товарооборота. Основным приемом анализа служит метод сравнения – сравнение показателей текущего года с плановыми или аналогичными показателями за прошлый год.

В табл. 1 представлены фактические данные о динамике товарооборота за три года в действующих и сопоставимых ценах (пример условный).

Темп роста в действующих ценах:

Темп прироста в действующих ценах: 100 – 186 = 86%.

Анализ показателей выполнения плана и динамики товарооборота проводят за год, по кварталам, месяцам. Оперативный анализ предполагает изучение товарооборота по декадам, неделям, ежедневно. Это помогает установить, насколько ритмично и равномерно развивается товарооборот, как он обеспечен товарными запасами и поступлением товаров.

Для оценки равномерности развития товарооборота составляют аналитические таблицы, графики, рассчитывают и изучают коэффициенты ритмичности и равномерности. В экономической литературе предлагается несколько методов расчета коэффициента ритмичности Критм. Наиболее простым из них является отношение числа периодов, в которых план товарооборота был выполнен, к общему их количеству. Например, анализ товарооборота по кварталам показал, что в I и III кварталах план не был выполнен, в течение года невыполнение плана товарооборота было допущено на протяжении трех месяцев. Используя приведенный выше метод, мы рассчитали, что коэффициент ритмичности выполнения плана товарооборота по кварталам составил 0,5 а по месяцам 0,75 т.е. ритмичность выполнения плана по кварталам составила 50%, а по месяцам – 75%.

Для расчета коэффициента равномерности необходимо предварительно найти среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации или неравномерности:

Коэффициент вариации ? составил 0,79 (0,8 ? 100 : 100,8). Следовательно, коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота ? равен 99,21 (100 – 0,79). Аналогично рассматривается равномерность развития товарооборота по сравнению с прошлым годом.

По полученным данным можно сделать вывод, что товарооборот распределялся неравномерно. Это подтверждает рассчитанный коэффициент равномерности.

Наиболее напряженными были I и IV кварталы. Данный факт объясняется тем, что в указанные периоды была активная предпраздничная торговля (в I квартале – весенние праздники, в IV – предновогодние).

При анализе товарооборота следует учитывать, что динамика квартальных и месячных объемов продажи существенно отличается от годовых показателей; часто она имеет резко выраженные колебания, которые необходимо изучать. С этой целью рассчитывается индекс сезонности (табл. 3).

При расчете индекса сезонности Jсез. сначала рассчитывается средняя величина товарооборота за каждый квартал Окв. делением суммы товарооборота за каждый соответствующий квартал на общее число лет:

Затем из средних за каждый квартал определяется общая средняя за квартал

Далее рассчитывается индекс сезонности делением средней величины товарооборота за каждый квартал на общую среднюю за квартал:

Индекс сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной его величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.

После изучения динамики товарооборота необходимо произвести анализ его состава, который позволяет оценить динамику, тенденции изменения его отдельных видов, а также определить их влияние на конечный результат деятельности предприятия. Состав товарооборота изучают по его видам, формам продажи товаров, формам расчетов, по структурным подразделениям, секциям, отделам и другим признакам (табл. 4).

Анализ состава товарооборота проводят в абсолютных и относительных показателях. Относительным показателем является доля отдельных видов товарооборота в общем объеме; состав товарооборота изучают как по сравнению с планом, так и в динамике. При отсутствии плановых данных его изучают в динамике и сопоставляют с предыдущими периодами. При анализе изучается состав товарооборота в расчете на одного работника и на

Изменения в составе товарооборота оказывают определенное влияние на валовой доход от реализации товаров и издержки обращения, что должно учитываться при их анализе.

Анализ товарооборота предприятия проводят также по его структурным подразделениям. Особое внимание уделяют при этом изучению деятельности тех структурных единиц, которые достигли значительного роста товарооборота, а также тех, которые не выполнили план, допустили снижение темпов развития товарооборота.

Если в состав предприятия входят более пяти структурных подразделений, то целесообразно провести их группировку по различным признакам. Например, структурные подразделения можно сгруппировать следующим образом: по степени выполнения плана (не выполнившие план, выполнившие план от 100 до 105%, от 105 до 110%, свыше 110%); по темпам роста товарооборота; по размеру товарооборота на одно рабочее место или на

1 м2 торговой площади; можно пользоваться и другими группировками. Анализ товарооборота по структурным подразделениям проводится и в сопоставимых ценах.

Наряду с анализом общего объема товарооборота обязательно изучают его товарную структуру. Товарная структура характеризуется распределением отдельных товаров в общем объеме их продажи, выраженным удельным весом (долей) товара в процентах. Товарная структура позволяет оценить рыночные сегменты, ее можно рассматривать как отражение структуры реализованного спроса. Анализ ожидаемого выполнения плана по отдельным товарам или товарным группам дает оценку расходов предприятий на приобретение отдельных товаров.

Изучение товарооборота по товарной структуре предполагает определение удельного веса каждой товарной группы в общем объеме реализации. Изменение удельных весов за предшествующие периоды позволяет выявить определенные тенденции в развитии товарооборота. Анализ структуры товарооборота необходимо проводить по кварталам и месяцам, что позволит изучить как равномерность реализации, так и сезонные колебания в торговле. Это необходимо делать для правильного формирования ассортимента товаров, для формирования заказов поставщикам.

Важность изучения структуры товарооборота связана с тем, что различные товары имеют различную издержкоемкость и рентабельность, и изменение в объеме реализации тех или иных групп товаров оказывает непосредственное влияние на размер и уровень прибыли.

Анализ проводится методом сравнения стоимостных показателей товарооборота по группам товаров и показателей их удельного веса в общем объеме реализации с аналогичными показателями плана и показателями предыдущего периода. Рассчи-тывают отклонение в сумме и по удельному весу, темп изменения за период анализа.

Количество анализируемых товаров и товарных групп при анализе зависит от уровня автоматизации учета. При обработке информации вручную ассортимент товаров группируется по важнейшим товарным группам, но их должно быть не менее количества секций по специализации.

В процессе анализа товарной структуры товарооборота определяют:

степень выполнения плана продаж по отдельным товарным группам;

место отдельных товаров в общем объеме денежных расходов потребителей на покупку товаров и в общем объеме реализованной товарной массы;

динамику структурных сдвигов в товарообороте;

его ассортиментную структуру (удельный вес товарооборота по каждой товарной группе в товарообороте магазина);

степень удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары.

Товарооборот по предприятию в целом принимается за 100%. Чтобы рассчитать относительную величину структуры, товарооборот по каждой товарной группе необходимо разделить на общий объем товарооборота предприятия и умножить на 100%. При этом сумма всех полученных показателей удельного веса должна составлять 100%.

При анализе товарной структуры товарооборота возникает проблема определения в ассортиментном разрезе объема продажи отдельных товаров. Дело в том, что при отсутствии у предприятия полного и оперативного учета продажа отдельного товара может быть зафиксирована далеко не всегда. Как правило, в большей степени это относится к предприятиям мелкорозничной торговой сети, а также к крупным не компьютеризированным магазинам при продаже ими товаров сложного ассортимента.

Если не представляется возможным компьютеризировать учет товаров, организовать учет по копиям товарных чеков, ярлыков и при помощи записей продавцов, то предприятие должно использовать метод выборочного учета и использовать для анализа косвенные характеристики продажи товаров. Наиболее распространенным является балансовый метод с использованием следующей формулы:

Для определения размера продажи каждого товара используют условный расчет, делая допущение, что недокументированный расход распределяется по товарам пропорционально реализации. Для этого сумму товарооборота умножают на исчисленный ранее удельный вес реализации каждого товара в общем объеме.

Пример расчета товарной структуры товарооборота балансовым методом приведен в табл. 5. Товарооборот составляет

240 тыс. р.

Расчеты показали, что фактическая реализация (285 тыс. р.) больше рассчитанного товарооборота (240 тыс. р.) за счет недокументированного расхода товаров.

Очень важным моментом анализа товарной структуры является оценка тенденций ее изменения (структурные сдвиги). Анализ ведется по двум направлениям:

1) характеристика изменения доли отдельного товара с использованием любых методов анализа динамики;

2) обобщающая оценка изменений структуры, при которой используют методы измерения среднего отклонения структуры текущего периода от структуры базисного периода.

Подобные диаграммы могут быть составлены не только по товарным группам, но и по отдельным товарам.

При оценке изменения структуры можно использовать индексный метод, позволяющей рассчитывать приросты и темпы роста доли отдельных товаров. Долю каждого товара (группы товаров) можно выразить в виде отношения части к целому, т.е. продажи одного товара (группы товаров) к продаже всех товаров. Подробные расчеты дополняют информацией, полученной методом наблюдений.

После анализа изменения товарной структуры приступают к выяснению причин структурных сдвигов и в случае необходимости корректируют ассортиментный перечень. Это позволяет избежать потерь, связанных с хранением «залежалых» товаров и ускоряет движение оборотных средств.

В процессе анализа товарооборота выявляется степень напряженности плана товарооборота и использования торговых площадей. Для этого применяется показатель товарооборота на

1 м2 торговой площади. В процессе анализа сначала сопоставляют товарооборот на 1 м2 торговой площади по плану и фактически по предприятию в целом и по специализированным секциям. Если предприятие имеет возможность получать информацию об использовании торговых площадей конкурентами или предприятиями с аналогичной специализацией, формой обслуживания и продолжительностью рабочего дня, то целесообразно сравнить свои показатели с этими данными.

Анализ объема, состава и структуры товарооборота необходимо проводить и по отдельным структурным подразделениям торгового предприятия, в том числе по отделам, секциям. Цель анализа – выявить и устранить недостатки в торговой деятельности, в первую очередь подразделений, имеющих наихудшие показатели, изучить показатели лучших подразделений. Методика и последовательность анализа товарооборота по структурным подразделениям те же, что и при анализе товарооборота по общему объему и структуре.